Путин не пускает Украину в зону — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Путин не пускает Украину в зону

Казна и Политика
1132
Российско-украинская торговая дружба может перейти на новую стадию. Устав "по-хорошему" звать Киев в Таможенный союз, соседи перешли к тактике "по-плохому". Москва пригрозила закрыть свои рынки, если Украина продолжит смотреть в сторону ЕС.
От союза не уйдешь?
Даже с учетом заявлений власти о незыблемости еврокурса, углубление сотрудничества нашего государства с ЕС продвигается не без запинок. Брюссель неустанно беспокоится из-за демократических стандартов киевских партнеров, о форсированном переходе к безвизовому режиму речь уже практически не заходит, окончательно договориться по зоне свободной торговли (ЗСТ), документы о создании которой оптимистично настроенные власти планируют подписать-таки еще в 2011-м (но заработает механизм далеко не сразу), пока тоже не получается. Тем не менее, евроустремления Украины продолжают беспокоить стратегических партнеров с другого фланга.
Вскоре после того, как Виктор Янукович занял кресло, в очереди к которому он, по его словам, давно стоял, укрепление подувявшей в годы правления Виктора Ющенко дружбы с Россией пошло семимильными шагами. Немаловажную роль в демонстрации вновь братских отношений сыграла экономика: газовая скидка в обмен на ЧФ-возможности, создание СП в ряде стратегических отраслей промышленности, обещания обеспечить поддержку и опору российским инвесторам - Украина не без размаха демонстрировала свою благожелательность. Но при этом в некоторых вопросах Киев вот уже год сохраняет неуступчивость. Среди них не только неясное будущее "Нафтогазпрома", но и ускоренное присоединение к Таможенному союзу.
В заработавшем в 2010 году торговом альянсе России, Беларуси и Казахстана, влияние в котором наднациональных структур продолжает расти, Украину Виктора Януковича ждут с распростертыми объятиями. Тем не менее, Кабмин практически на каждое теплое приглашение реагирует весьма сдержанно, обещая взамен "стимулировать многостороннее сотрудничество" - содействовать созданию давно запланированной зоны свободной торговли в СНГ-формате. Сдержанность руководства страны выглядит достаточно логично. С одной стороны, таможенное объединение, ориентированное во многом на интересы России, другим "миноритарным партнерам" далось не так уж легко и безболезненно. С другой - Европа не раз намекала на то, что такие тесные торговые отношения со странами, не входящими в ВТО, могут осложнить не только процесс создания ЗСТ с Евросоюзом, но и омрачит украинское членство во Всемирной торговой организации. Частично аргументы Запада могут себя исчерпать: долгие переговоры России о вступлении в ВТО постепенно приближаются к финишной прямой. Но тут уже поступаться своими интересами не планирует Москва.
Ряд заявлений российского руководства заставляет предположить, что Кремль устал заманивать Украину в Таможенный союз "пряником" и готов взяться за "кнут". Отметив, что соседняя страна присоединилась к ВТО на более мягких условиях, чем это планирует сделать Россия, и готова поступиться своими интересами при формировании ЗСТ, Владимир Путин в Минске сделал неприятные для стратегического партнера выводы. "Это означает, что если Украина создаст зону свободной торговли вместе с Евросоюзом и вынуждена будет уступить по многим позициям, чувствительным для украинской экономики, то она, разумеется, будет рассчитывать на то, что эти товары пойдут на российский рынок. А мы не сможем этого позволить себе сделать", - заявил российский премьер.
Если Владимир Путин говорил о будущем закрытии рынков (то ли от дешевых европейских, то ли от неконкурентоспособных в масштабах ЕС украинских товаров), то спустя несколько дней его заместитель развил мысль патрона. Воспитательный момент в исполнении первого вице-премьера РФ имел схожий характер: в случае дальнейшей интеграции в ЕС Москва пообещала пересмотреть уже существующие свободно-торговые соглашения между двумя странами. "Мы убеждаем Украину в том, что единое экономическое пространство даст ей много больше, чем страна имеет от зоны свободной торговли с ЕС", - пытаются смягчить свои заявления россияне. Альтернатива, которая предлагается Киеву, проста и безыскусна - вступить сначала в Таможенный союз, а уж потом, всем международным комплектом, предлагать Западу объединяться. На российских же, надо полагать, условиях.
Обострение дружбы
На изменение тональности российской риторики Украина пока на уровне руководства государства почти не реагировала. Общим видением ситуации поделился министр иностранных дел. "Наше наиболее масштабное в новейшей истории партнерство с Россией имеет свои естественные ограничения, и эти ограничения заключаются в последовательном, неуклонном соблюдении национального суверенитета Украины", - расшифровал "политику партии" Константин Грищенко. "Политступенькой" ниже на защиту родины вышла ныне снова "регионалка" Инна Богословская. "Сегодня Украине очень важно внимательно посмотреть, к чему привело вхождение Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз. И пока что предварительный анализ говорит, что эти страны очень потеряли. Поэтому Украине необходимо помимо политического нейтралитета проявить национальный экономический эгоизм. И делать только то, что выгодно нам", - поделилась политик.
При этом нельзя не заметить, что пророссийски настроенные эксперты ничего зазорного в замечаниях Путина и Шувалова не увидели. "Если Украина, как в случае с ВТО, "обнулит ставки" с Евросоюзом по чувствительным и для украинского, и для российского рынка вопросам, то возникает вполне закономерный вопрос - как тогда России интегрироваться в экономическом смысле с Украиной, ведь Украина, по сути, превратится в проходной двор для европейских товаров в Россию, Казахстан и Белоруссию", - убежден директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. По поводу того, кто и в каком случае больше потеряет, у специалистов единого мнения нет. Одни допускают, что с закрытыми российскими рынками отечественные перспективы выглядят очень печально, другие - что это соседям может не так уж и просто прийтись без импорта украинского происхождения. А чаще всего аналитики сходятся на одном: российские воззвания имеют, скорее, политическую, чем экономическую подоплеку.
Простейшее объяснение всплеска "дружелюбности" - Россия устала держать марку и делать вид, что ее не беспокоит дрейф Украины в европейском направлении. Традиционно любые попытки нашего государства проявить геополитическую (или в этом случае - "геоэкономическую") самостоятельность не вызывают восторга у страны, привыкшей играть роль метрополии. И, если учесть, что сейчас в Украине при власти находится формально "свой" Виктор Янукович - таможенный провал может "прозвучать" особенно болезненно в имиджевом отношении. "Это шантаж, стремление вразумить "неразумных" украинцев, чтобы они еще десять раз подумали, прежде чем договариваться с европейцам", - так российский порыв склонен пояснять глава центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Хотя на первый взгляд, поведение российских властей удобно ложится в привычную схему, специалисты допускают, что неожиданное "обострение" могут, кроме прочего, объяснять и дополнительные факторы. С одной стороны, внешнеэкономические позиции Москвы в последнее время подверглись нескольким неприятным "ударам" (или "уколам" - смотря как оценивать их масштаб) - то Тбилиси порывается осложнить вступление России в ВТО, то бездействие Анкары ставит под вопрос если не судьбу, то хотя бы темпы реализации проекта газопровода "Южный поток". В таких условиях маленькая победоносная пиар-война может не только доказать незыблемость позиций Кремля в регионе, но и взбодрить патриотические настроения собственных граждан.
С другой стороны, "виновниками торжества" при желании можно назвать все тех же российских граждан. Президентские выборы-2012 уже не за горами, и артподготовка к ним наверняка начнется заранее. "Идет борьба за то, в чьих руках останется такой электоральный пиар-источник, как ненависть к Украине: президента или премьера РФ. Думаю, Путин такими сумбурными заявлениями хочет отнять у Медведева антиукраинскую карту. В этом заявлении нет ничего серьезного, кроме подготовки к президентским выборам", - цитирует УНИАН директора социологического центра "Украинский Барометр" Виктора Небоженко. Интересным косвенным подтверждением значимости пропагандистского аспекта конфликта служит уже упомянутое заявление Инны Богословской. В нем "регионалка" достаточно четко противопоставила двух лидеров российского государства. "Политика президента Медведева значительно более конструктивнее, чем премьера Путина. Возможно, такие заявления говорят об определенной игре плохого и хорошего полицейского в отношении Украины", - уточнила она.
Как себя в дальнейшем поведет Украина - покажет время. Официальный Киев может попытаться лавировать между полюсами российской власти, выторговывая себе более удобные условия дальнейшего сотрудничества. Может использовать ситуацию как аргумент для убеждения европейцев а-ля "Вы злые, мы от вас уйдем, нас там уже заждались" (но не факт, что успешно). Может, пользуясь общей неопределенностью, оттягивать вступление в любые "свободно-торговые" объединения, как советуют некоторые экономисты. Еще вариант - торговые аргументы сыграют свою роль в каких-либо других переговорах. От месяца к месяцу все острее стоит вопрос непересмотренных газовых контрактов. И в риторике украинского руководства время о времени начинают звучать железные нотки. "Условия монопольной зависимости от одного поставщика, который нам диктует неподъемные цены, - по сути дела, для нашей экономики это губительная перспектива. Или мы договариваемся с нашими партнерами о нормальном соглашении о поставках газа, или мы делаем все, чтобы диверсифицировать поставки газа в Украину. У нас другого выхода нет", - заявил 18 марта Николай Азаров. Вот только, что это было: подлинная декларация о намерениях, встречный, но на этот раз "газовый", ультиматум или очередная фигура затянувшегося геополитического "балета"?
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас