За 2 года ФГИУ приняты решения о реструктуризации 38 ОАО — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

За 2 года ФГИУ приняты решения о реструктуризации 38 ОАО

149
С момента вступления в силу Государственной программы приватизации на 2000-2002 года Фондом государственного имущества Украины было принято решение о реструктуризации 38 открытых акционерных обществ. Из них решение о реструктуризации 18 объектов принято по согласованию с Кабинетом Министров Украины в связи с тем, что они отнесены к стратегически важным для экономики и безопасности государства предприятиям. Это в частности, ОАО “Уманьфермаш”, ОАО “Днепрометрострой”, ОАО “НВК “Киевский завод автоматики им. Петровского”, ОАО “Надвирнянский лесокомбинат”, ОАО “Белоцерковский завод резиновых технических изделий”, ОАО “Нежинсельмаш”, ОАО “Мелитопольский автоцветлит”, ОАО “Харьковский завод тракторных двигателей”, ОАО “Серп и молот”, ОАО “Текстерно”, ОАО “Укрцинк”, ОАО “Родон”, ОАО “Азовкабель”, ОАО “Северодонецкий приборостроительный завод”, ОАО “Электрон-Газ”, ОАО “Белоцерковсельмаш”, ОАО “Коломыясельмаш”, ОАО “Ровенский завод “Газотрон”.
Решений о реструктуризации государственных предприятий в процессе их приватизации не принималось.
На протяжении 2002 года утверждены проекты реструктуризации ОАО “Родон”, ОАО “Азовкабель”, ОАО “Белоцерковсельмаш”, ОАО “Укрцинк”, ОАО “Коломыясельмаш”, ОАО “НВК “Киевский завод автоматики им. Петровского”, ОАО “Автоцветлит”, ОАО “Ровенский завод “Газотрон”.
В установленном порядке обрабатываются вопросы относительно реструктуризации ОАО “Одесский машиностроительный завод “Красная гвардия”, ОАО “Завод дереворезательного инструмента “Мотор” им. Петровского” (г. Каменец-Подольский), ОАО “Магнит” (г. Канев), ОАО “Орион”, ОАО “Донбассэнерго”, ОАО ”Херсонский хлопчатобумажный комбинат”.
В стадии разработки находится проект реструктуризации ОАО “Электрон-газ”(г. Желтые Воды). Во время разработки мероприятий по реструктуризации возникли вопросы, связанные с наличием на предприятии значительного количества источников радиоактивного излучения, сохранение и утилизация которых требует значительных денежных затрат. Отсутствие возможностей предприятия на финансирование выполнения работ по удержанию и захоронению радиоактивных источников не дает возможности обеспечить их дальнейшее удержание соответственно нормативным требованиям, которые могут привести к отрицательным экологическим последствиям.
Эта проблема блокирует проведение эффективной работы по реструктуризации и выводу предприятия из кризисного состояния.
Практика проведения реструктуризации ОАО по решению Фонда государственного имущества свидетельствует о положительных сдвигах в повышении их платежеспособности, улучшении финансово-хозяйственного состояния и инвестиционной привлекательности.
Внедрение мероприятий по реструктуризации оказывают содействие уменьшению кредиторской и дебиторской задолженности, задолженности по обязательным платежам в Госбюджет и местные бюджеты, Пенсионный фонд, по заработной плате работникам, снижению затрат на производство продукции, росту заработной платы работникам, увеличению количества рабочих мест.
Положительные социально-экономические последствия сдвигов характерны практически для всех ОАО, реструктуризация которых проводится по решению ФГИУ.
Тем не менее эффективность проведения реструктуризации по объективной причине является еще недостаточной. На это влияет много существенных проблем, а именно:
отсутствие средств у предприятий для финансирования и разработки проектов реструктуризации и внедрения мероприятий, предусмотренных ними;
–отсутствие возможностей безвозмездной передачи объектов социальной сферы и жилого фонда, которые находятся на балансе предприятий, в коммунальной собственности, в связи с отсутствием средств на их удержание и обслуживание, как у предприятий, так и у органов местного самоуправления;
–блокирование реализации инвестиционных проектов в связи с тем, что имущество предприятий находится в налоговом залоге, причем стоимость описанного имущества значительно превышает долговые обязательства предприятий;
–внедрение дел о банкротстве относительно предприятий, которые находятся в процессе реструктуризации;
–недостаточная урегулированность вопросов относительно удержания и обслуживания специализированных производственных мощностей предприятий ВПК, не задействованных в производстве;
–отсутствие финансирования создания и сохранения государственных мобрезервов;
–недостаточность предложений потенциальных инвесторов относительно их участия в реструктуризации предприятий;
–недостаточная квалификация менеджмента предприятий по вопросам реструктуризации.
Большинство указанных проблем требует решения на законодательном уровне, который будет служить ручательством экономического развития предприятий, улучшению их финансового состояния, повышению уровня их инвестиционной привлекательности.
Мероприятия ФГИУ, направленные на повышение эффективности реструктуризации предприятий
Финансово-хозяйственное состояние предприятий, на которое с целью повышения эффективности производства проводится реструктуризация, характеризуется значительной кредиторской и дебиторской задолженностью, недостаточностью собственных оборотных средств или их полным отсутствием, значительными затратами на удержание объектов социальной сферы, низкой конкурентоспособностью продукции, которая обусловлена чрезмерными затратами на производство продукции, которая приводит к необосновано высокой ее себестоимости.
На это время с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий и спроса на акции ОАО в процессе приватизации по решению Фонда государственного имущества предприятиями осуществляется реструктуризация соответственно Государственной программе приватизации на 2000-2002 года.
С целью урегулирования процедурных вопросов приказом Фонда государственного имущества с 12.04.2002 года № 667 утверждено “Положение о порядке реструктуризации предприятий”, которое зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины за № 414/6702 от 07.05.02. Сфера действия этого Положения не распространяется на предприятия, которые не подлежат приватизации.
Положение устанавливает, что началом реструктуризации предприятия есть момент принятия решение Фондом о его реструктуризации, а завершенной реструктуризация считается после утверждения отчета руководящего органа управления предприятием о выполнении мероприятий по реструктуризации. Положением предусмотрена возможность возобновления продажи акций ОАО до завершения его реструктуризации, а также установлено требование относительно подготовки и обработки технико-экономического обоснования целесообразности проведения реструктуризации в случае рассмотрения вопрос относительно принятия решения о реструктуризации; уточнено процедуру рассмотрения комиссией по приватизации вопроса о принятии решения о реструктуризации и условиях принятия решение о реструктуризации в связи с безрезультатными способами продажи акций на конкурентных основаниях.
В соответствии с требованиями указанного Положения в состав комиссии по реструктуризации предприятия включаются представители профсоюза этого предприятия, которые принимают участие в работе комиссии.
В соответствии с этим Положением, комиссия по реструктуризации дополнительно имеет такие функции: рассмотрение и согласование бизнес-планов новых юридических лиц на базе имущества предприятия, полномочия относительно подготовки предложений о прекращения реструктуризации.
Проект реструктуризации предприятия обязательно содержит раздел “Прогноз социально-экономических следствий реструктуризации”. Погашение кредиторской задолженности, в том числе задолженности по заработной плате, является одним из основных мероприятий по реструктуризации предприятия.
Особое внимание отводится анализу динамики количества рабочих мест.
Дополнительными требованиями к проекту реструктуризации есть включение в него: перечней имущества, которое подлежит списанию, продажи, консервации, передачи в аренду, коммунальную собственность; перечней имущества предприятия, на базе которого целесообразно создание новых юридических лиц (хозяйственных обществ дочерних предприятий, филиалов, представительств); бизнес-планов создания новых юридических лиц.
Проект реструктуризации ОАО утверждается решением общих сборов акционеров.
Соответственно нормам действующего законодательства в процессе реструктуризации предприятий проводится работа по отчуждению имущества этого предприятия (передача в коммунальную собственность, продажа, передача в уставные фонды хозяйственных обществ). В связи с тем, что эти хозяйственные операции связаны с изменением количества рабочих мест, вопрос относительно отчуждения имущества решаются на заседаниях правления и наблюдательного совета ОАО, на которые обязательно приглашаются представители профкома предприятия. Представители органов управления ОАО, в том числе и профкоме, принимают участие в разработке и внедрении мероприятий по реструктуризации предприятия и несут ответственность за своевременное их выполнение.
В ходе обработки вопросов по реструктуризации с представителями профкомов предприятий работники ФГИУ обращают внимание на необходимость более полного использования предоставленных законодательством Украины прав органам, которые представляют интересы трудовых коллективов при решении социальных проблем.
С целью повышения уровня обоснованости принятия решение о реструктуризации предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, подготовлен и утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от13.06.02 № 813 “Порядок согласования с Кабинетом Министров Украины реструктуризации предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства”.
По материалам:
ФДМУ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас