Таранный орган


Таранный орган

С 1 января 2011 года в силу вступает Налоговый кодекс, принятый парламентом несколько недель тому назад и оперативно подписанный президентом Виктором Януковичем. Появлению этого документа предшествовала забастовка на Майдане - предприниматели выступили против урезания упрощенной системы налогообложения, разбавив свои претензии к власти политическими требованиями. В итоге правительство пошло на уступки: вернуло малому бизнесу налоговые льготы, а президент пообещал уволить тех, кто на эти льготы замахнулся.

Виновными были признаны главные герои плакатов митингующих - вице-премьер Сергей Тигипко, министр финансов Федор Ярошенко и председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Последнего народная молва отправляла в отставку активнее всего.

"Венец моей восьмимесячной работы во власти. Мой законопроект об ответственности чиновников уже прошел правительственный комитет, вице-премьер Сергей Тигипко его поддержал. После того как законопроект пройдет Кабмин и будет принят в Верховной Раде, с поборами в нашей стране будет покончено. Чиновники трепещут. Теперь, по-моему, меня точно уволят. А после этого закона - и не жалко…" - так выглядит одно из последних сообщений Михаила Бродского на личном блоге в "Живом журнале".

"Чиновники трепещут" - коронная фраза главы комитета. Именно так он ответил "Эксперту" на вопрос о планах на ближайший год в день его назначения на должность в марте нынешнего года. А 10 декабря Госкомпредпринимательства был упразднен Януковичем в рамках админреформы.

Doing Бродский

Количественную оценку работе председателя Госкомпредпринимательства Михаила Бродского в следующем году даст Всемирный банк, представив очередной рейтинг условий ведения бизнеса Doing Business. Согласно последнему исследованию, опубликованному в ноябре, Украина за год поднялась в рейтинге на две ступеньки, до 145-го места среди 183 стран. Максимальное улучшение зафиксировано по критерию "условия для старта бизнеса" - на 18 позиций, до 118-го места. Бродский признает, что эти данные - результат работы его предшественницы Александры Кужель: исследование базируется на замерах, сделанных в период с июня 2009-го по май 2010-го.

А пока бизнес и эксперты дают субъективные оценки восьмимесячной работе главы Госкомпредпринимательства. Опрошенные предприниматели в один голос называют Бродского эпатажной личностью с обостренным стремлением к публичности. Он открыт к диалогу, откровенен в оценках и резок в характеристиках. "Я охарактеризовала бы период правления Бродского как декларационный. Он задекларировал множество планов, но мало что выполнил", - говорит бывший руководитель Совета предпринимателей при Кабмине Оксана Продан, которая пыталась возглавить Майдан в нынешнем ноябре.

Среди очевидных промахов председателя госкомитета - заявленная и упущенная возможность реформировать упрощенную систему налогообложения. Подписанный президентом Налоговый кодекс в целом сохраняет "упрощенку" в действующем виде. Из первоначальной версии кодекса уцелела лишь одна норма - запрет предприятиям, которые работают на общей системе налогообложения, относить на валовые расходы товары и услуги, купленные у "упрощенцев". Эта норма фактически запрещает юрлицам иметь торговые операции с частными предприятиями, однако не ликвидирует существующие схемы ухода от налогообложения с помощью "упрощенцев".

В результате публичной схватки с бизнесом Бродский испортил отношения с целевой аудиторией, но успеха не достиг. "Сначала он позволил провести через парламент обновленную модель ”упрощенки”, фактически уничтожающую единый налог. Потом он вместе с Минфином пошел на попятную", - говорит народный депутат от НУНС Ксения Ляпина, бывший председатель Совета предпринимателей при Кабмине.

Подписав Налоговый кодекс, президент пообещал наказать виновных в искажении идеи и дискредитации его как главы государства в глазах предпринимателей. Тогда в СМИ и разошлись слухи о возможной отставке Михаила Бродского. До административной реформы, проведенной президентом в ночь на 10 декабря, из авторов налоговой реформы должности лишилась только заместитель министра финансов Татьяна Ефименко, курировавшая процесс подготовки кодекса до сентября этого года (на днях назначена главой Государственного учебно-научного учреждения "Академия финансового управления"). В начале октября ее устранили от процесса подготовки реформ, а в декабре уволили по причине наступления пенсионного возраста. Очевидно, что Ефименко стала формальной жертвой кодекса.

По словам Сергея Тигипко, в ближайшие задачи правительства входят разработка и принятие в кратчайшие сроки закона "Об упрощенной системе налогообложения", своеобразного дополнения к кодексу с выверенной моделью реформирования единого налога. Разработать его поручили Госкомитету по предпринимательству - это был следующий вызов для Михаила Бродского.

Заслуги и недоработки

Александра Кужель не назвала ни одного регуляторного акта, который следовало бы записать в копилку успехов нового председателя комитета. Дмитрий Выдолоб, глава Союза ювелиров Украины, с такой оценкой не соглашается: "При Бродском был принят закон, отменяющий лицензии на ряд видов деятельности. Это главный и очевидный успех главы комитета".

Инициированный президентом и разработанный комитетом закон предполагает отмену лицензирования 23 из 66 видов хозяйственной деятельности, осуществление которых "не связано с угрозой безопасности государства, жизни и здоровью людей, ухудшением состояния окружающей среды". Документ коснулся таких видов, как поиск и добыча полезных ископаемых, пересылка почтовых переводов, деятельность турагентств, изготовление парфюмерно-косметической продукции с применением этилового спирта. От необходимости получать лицензии освободили бизнес в сфере телевидения и радиовещания, электроэнергетики и использования ядерной энергии, образования, интеллектуальной собственности, телекоммуникаций, строительства, а также любые манипуляции с драгоценными металлами. Кроме того, аннулированы лицензии, почти не приносящие поступления в госбюджет, но способствующие росту коррупции среди чиновников. С 16 ноября закон введен в действие. Сегодня Минфин выдает по одной лицензии в месяц. Предприниматели, задействованные в этих сферах, так или иначе благодарны Бродскому.

Другой его заслугой можно считать закон об электронной регистрации предприятий, принятый Верховной Радой в октябре этого года. Президент уже подписал этот документ, установив порядок проведения электронной государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, что в целом снижает количество регистрационных процедур.

"Все эти законы готовились до прихода Бродского и просто были повторно подтверждены Кабмином. Его заслуга чисто техническая. Я не помню ни одного закона, к разработке которого комитет приступил при Бродском. Яркий пример: законопроект о деятельности игорного бизнеса, история с которым тянется с прошлого года", - подчеркивает Продан.

Игорный рынок - вторая после "упрощенки" крупная недоработка главы комитета, названная предпринимателями. Госкомитет по предпринимательству разработал законопроект, разрешающий азартную игру лишь в пятизвездочных отелях, имеющих не менее 60 номеров, а также в четырех- и трехзвездочных гостиницах в Крыму (кроме Симферополя) и некоторых городах-курортах. После того как проект был обнародован, Бродского назвали послушным последователем идей его патрона, вице-премьера Бориса Колесникова, опекающего крупные сетевые отели. Конфликт с Минфином (за право регулятора) окончательно отодвинул эту тему на второй план. По информации "Эксперта", доходная часть проекта госбюджета-2011 планируется без поступлений от деятельности игорного бизнеса, а значит, вопрос о регуляции рынка заморожен еще на год.

При Бродском застопорилась и реформа разрешительной системы. Процедура выдачи разрешений остается очень запутанной и требует большого количества документов. Вопреки обещаниям не введен "декларативный принцип" начала бизнеса - старт предпринимательской деятельности без получения документов разрешительного характера. Не действует принцип молчаливого согласия, когда предпринимателю разрешено делать всё, что не запрещено. Закон, определяющий исчерпывающий перечень разрешений, так и не появился.

Кроме того, не дописан законопроект "Об административных услугах". Отсутствие ясности в этом вопросе сохраняет существование в Украине неоправданно большого количества подзаконных нормативно-правовых актов и решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления - какие услуги платные, а какие нет. Это создает условия для коррупции, когда местные органы власти необоснованно вводят новые платные услуги, часто не направляя полученные средства в госбюджет.

Еще одна большая недоработка Бродского - отсутствие подвижек с проектом закона "О рыночной торговле". Из-за неупорядоченности отношений между собственниками рынков и пользующимися их услугами предпринимателями длительное время накапливались проблемы, которые нередко приводят к конфликтным ситуациям. К примеру, плата за предоставление услуг и аренду торговых помещений на рынках, как правило, экономически не обоснована. Из-за отсутствия профильного закона часто происходят манипуляции с законодательством при отводе земельных участков для рынков и оформлении прав собственности субъектов предпринимательства на торговые помещения (площади), построенные за их счет.

На ровном месте провалилась идея отмены рыночного сбора. Первоначальная версия проекта Налогового кодекса предполагала, что рыночный сбор отменят в 2014 году, однако эта норма исчезла вместе с жестким разделом по "упрощенке".

Реорганизация комитета

Несмотря на публично протестную позицию, идеологически глава комитета послушен воле первых лиц государства. Из-за этого комитет превратился в подсобное ведомство Кабмина (так же было и при тандеме Тимошенко-Кужель). Именно поэтому, на наш взгляд, Бродский так легко позволил ликвидировать региональные представительства Госкомпредпринимательства. Такое решение нынешней весной было подано как элемент административной реформы, параллельно позволяющее в кризисный год экономить на содержании аппаратов (до 12 млн гривен ежегодно).

Затем Бродский уволил всех региональных уполномоченных комитета по вопросам защиты прав предпринимателей. Бывшие руководители подразделений пытались протестовать и даже судиться с ним, но безуспешно. В результате Госкомпредпринимательства утратил влияние на деятельность государственных контролирующих и разрешительных органов.

"Не думаю, что правительство задалось целью ликвидировать комитет. Когда я в нем работал, мне тоже дважды приходилось отбивать попытки переподчинить комитет Минэкономики. Госкомпредпринимательства в силу специфики своих функций является своеобразной экономической прокуратурой, не имеющей собственных лоббистских интересов. Комитет контролирует соблюдение органами власти норм регуляторного законодательства и в некотором смысле выступает модератором преобразований", - рассказал "Эксперту" бывший председатель комитета Константин Ващенко.

Будущее Госкомпредпринимательства во многом зависит от того, кто станет следующим главой Минэкономики, в структуре которого правительство и рассчитывает растворить комитет. Решение о том, что действующий министр Василий Цушко переходит на должность главы Антимонопольного комитета, уже принято, а новый руководитель министерства Андрей Клюев определит судьбу Бродского.

Защиты нет

Дмитрий Швец, бывший глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины (2004), глава общественной организации "Деловая Рада Украины":

- Одно из ключевых упущений председателя Госкомпредпринимательства - отсутствие площадки для общения бизнеса и власти. После упразднения территориальных представительств госкомитета ситуация только усугубилась. При этом в регионах по-прежнему актуальна проблема прессинга предпринимателей со стороны контролирующих органов. Защиты на местах фактически нет.

Забастовка предпринимателей на Майдане - протест не столько против Налогового кодекса, сколько в целом против ситуации, сложившейся в регионах. Ведь одна из задач комитета - анализировать последствия внедрения регуляторных актов для экономики. Налоговый кодекс - это тоже нормативный регуляторный акт. Я не видел ни одного подготовленного комитетом документа, хоть мало-мальски похожего на анализ последствий вступления в силу кодекса.

Получается, что давление со стороны фискалов возрастает, а обратиться не к кому. В 2004 году Совет предпринимателей при Кабмине под моим кураторством инициировал идею создания представительств совета на местах, однако из-за смены власти мы так и не успели ее реализовать. Трансформация комитета в отдельный департамент при Минэкономики лишь навредит всей регуляторной реформе. Сегодня Госкомпредпринимательства - самостоятельный орган власти, который утверждает или не утверждает нормативные акты того же Министерства экономики. Более конструктивной выглядит идея реорганизации комитета в национальное агентство, подчиненное напрямую президенту.

Поверхностный регулятор

Александра Кужель, бывший руководитель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (2009–2010), заместитель председателя партии "Сильная Украина":

- Бродский не любит Госкомпредпринимательства и предпринимателей. Это - его выбор, его суть. Я болезненно переживаю нынешнее четвертование комитета, поскольку сама создавала это ведомство. Сегодня изменилась идеология комитета как коммуникатора между властью и бизнесом, который должен находить паритет интересов сторон.

Законы, инициированные комитетом и принятые Верховной Радой, были разработаны еще при моем председательстве. А это - электронная отчетность и регистрация, отмена видов лицензирования, сокращение разрешительных процедур. Очевидный результат работы Михаила Бродского - отмена разрешения на получение печати. Он начал об этом говорить. Хотя я считаю, что в том климате, в котором пришлось работать Михаилу Юрьевичу, можно было поработать более эффективно.

Мне было тяжелее, поскольку меня поддерживала только премьер-министр Юлия Тимошенко. Бродскому не хватило времени подучиться. Его слова о том, что он не покинет пост, пока не проведет дерегуляцию экономики, выглядят наивными. Дерегуляция подразумевает анализ эффективности принятых решений. Она никогда не может быть завершена - обязательно появятся какие-то акты, которые нужно отменить. Только этим высказыванием Бродский выдает свое поверхностное восприятие регуляторной реформы.

От профсоюза до орудия

Константин Ващенко, бывший председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (2007–2009), заместитель министра труда и социальной политики Украины:

- Каждый из моих коллег, возглавлявших Госкомпредпринимательства, внес свою лепту в формирование позитивной регуляторной среды и улучшение делового климата. Хотя методы и стиль работы, конечно же, отличались. При Александре Кужель комитет превратился в такой себе профсоюз защиты прав предпринимателей с заметным уклоном в популизм. Под руководством Михаила Бродского он напоминал "таранное орудие", пытающееся сдвинуть с места ряд вопросов, которые долгое время стопорились из-за бюрократического сопротивления других министерств и ведомств. В этом - основная заслуга действующего главы комитета.

Безусловно, у Бродского есть своя принципиальная позиция по большинству вопросов. Правда, часто она конфронтационная, прежде всего по отношению к малому и среднему бизнесу.

Вопросы вызывает и ряд аппаратных ошибок, одна из которых - ликвидация территориальных органов Госкомпредпринимательства. Это решение было подано как борьба с бюрократией, но в итоге привело к ухудшению контроля над регуляторной деятельностью местных органов власти.

Светлана Крюкова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua