Путин провел сеанс интеграции — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Путин провел сеанс интеграции

Энергетика
973
Очередного визита Владимира Путина в Киев ждали с нетерпением. По итогам заседания межправительственного комитета по экономсотрудничеству планировалось подписать ряд документов. Но предметом особого интереса оставались нефть и газ - те самые вопросы, где интеграция пока забуксовала.
Дружить всегда, дружить везде...
Плотное российско-украинское взаимодействие, стартовавшее вскоре после победы Виктора Януковича на президентских выборах, продолжает углубляться с каждым месяцем, время от времени требуя "закрепления пройденного". Необходимость подписания ряда соглашений, в основе которых лежали предварительно достигнутые договоренности, в октябре привела в Киев Владимира Путина. Но значимость заседания межправительственного комитета несколько меркла на фоне перспективы возможного обсуждения главного вопроса сезона - как водится, энергетического.
Перед тем, как приступить к межправительственному сотрудничеству, гость из Москвы встретился с украинским президентом и уделил вдвое больше внимания, чем было запланировано, общению со своим коллегой Николаем Азаровым тет-а-тет. Судя по официальным заявлениям, потепление отношений двух стран продолжает радовать высокие стороны.
"В результате той политики, которую вы (Виктор Янукович, - ред.) сформулировали на российском направлении, у нас политическая составляющая трансформируется в экономические результаты", - одобрил подходы главы украинского государства российский премьер. Как и раньше, одной из любимейших иллюстраций улучшения пресловутых экономических результатов остается рост товарооборота между Украиной и РФ. Показатель, динамику которого с удовольствием регулярно озвучивают гости из Москвы, не подвел и на этот раз. Но одной только торговлей двусторонние достижения не ограничиваются. Не зря ведь главу украинского государства порадовало то, что "предложения, которые готовят рабочие группы, направлены на интеграцию экономик наших стран".
В рамках октябрьских встреч интеграция проявила себя в нескольких экономических направлениях, не говоря уже о "факультативных" гуманитарных (вроде озвученного Дмитрием Табачником решения подготовить общее пособие для учителей истории). Обещанная украинским премьером интенсификация в первую очередь коснулась сфер, о сотрудничестве в которых уже много говорилось. По итогам заседания комитета был подписан ряд соглашений. Украина и Россия договорились о межрегиональной и пограничной дружбе, о сотрудничестве при поисковых и спасательных работах на Азовском и Черном морях, а также о создании совместных предприятий в отраслях общего интереса.
Но если касательно судостроения пока был подписан только меморандум о сотрудничестве, то авиационное СП между "Антоновым" и "Объединенной авиастроительной корпорацией" становится все более реальной перспективой, которая, к слову, по-прежнему не слишком воодушевляет украинскую оппозицию. Российская же сторона продолжает настаивать на перспективности подобных взаимоотношений. "Если мы сможем договориться о реальном сотрудничестве, о реальной кооперации, а такой настрой есть с двух сторон, то мы действительно можем не только сохранить эти важнейшие отрасли наших экономик, но и стать по-настоящему конкурентоспособными", - убежден Владимир Путин.
При всей значимости дружбы самолетами и кораблями, предметом особого внимания, как и раньше, остается потенциальное энергетическое сотрудничество двух стран, так оживившееся в последние месяцы. Результатом двухсторонних контактов 27 октября стали два соглашения. Первое - между КМУ и группой компаний ТНК-ВР касается газовой разведки в плотных песчаниках Донецкой области. На первых порах в проект планируется вложить порядка 50 миллионов долларов. Если ожидания подтвердятся, договоренность может ожидать светлое будущее, которое по прогнозам выглядит как выход на добычу порядка 5 миллионов кубометров "голубого топлива" в течение семи лет.
Другим энерговопросом дня стало соглашение между украинским госконцерном "Ядерное топливо" и российским ОАО "ТВЭЛ". Результаты недавнего конкурса были окончательно закреплены на бумаге: именно россияне построят в Украине завод по производству ядерного топлива стоимостью около 300 миллионов долларов. В случае, если Киев обеспечит ускоренные темпы подготовки проекта и строительства, ввести в эксплуатацию завод мощностью в 400 тонн урана в год планируется уже в 2013 году. А поделиться с анонсированным совместным предприятием (где Украине обещают пакет 50%+1) технологиями ТВЭЛ собирается к 2020-му.
Между делом, россияне договорились о том, что именно они будут продавать топливо на энергоблоки "своего" производства в течение всего срока их эксплуатации. Впрочем, о диверсификации поставок, надеждой которых оставались американцы из Westinghouse, в последние месяцы говорят все реже, хотя раньше ставить крест на таком варианте не спешили уже даже во время правления Виктора Януковича.
Недостабилизация
Углубившееся по итогам заседания взаимодействие Украины и России коснулось только части отраслей. Так, несмотря на то, что Владимир Путин отметил: "Мы действительно стабилизировали наши отношения в энергетической сфере", - далеко не все вопросы были "стабилизированы" именно так, как того хотела украинская сторона.
В рядах камней преткновения длительное время числилось транзитное соглашение о нефтяном транзите. Напомним, несмотря на то, что накануне в правительстве Украины не сомневались в его благополучном подписании, уже 27 октября в прессе появилась информация о том, что договориться стороны по вине России не смогут. В конечном итоге, соглашение, причем рамочное, было не подписано, а парафировано. Его содержание известно лишь в общих чертах: россияне планируют подписать с Украиной пятилетний контракт на транспортировку 25 миллионов тонн "черного золота" ежегодно. При этом, Москва пока не готова ни дать гарантий касательно объема поставок, ни уговориться о транзитных тарифах.
Проблемой, по всей видимости, является повышение ставки на 30 процентов, которое произошло в 2010 году. Пока доподлинно неизвестно, готов ли Киев, надеющийся подписать-таки соглашение в течение месяца, идти на уступки. Но слова министра энергетики РФ Сергея Шматко: "На сегодняшний день мы считаем, что украинская сторона улучшила ценовые ориентиры", - обеспечивают повод для задумчивости...
Причиной несговорчивости россиян, помимо неприятных расценок, теоретически может и быть и та самостоятельность, которую Украина в последнее время демонстрирует в "нефтяном" вопросе. То руководство нашей страны договаривается о возобновлении транзита казахской нефти, то готово "развернуть" нефтепровод "Одесса-Броды" в помощь договоренностей Беларуси с Венесуэлой... Хотя Кремль не демонстрирует несогласие с подобным курсом, вряд ли заметные перемены его порадуют. Тем более что Киев рассчитывает еще и на "поблажки" по газу.
Главном причиной, по которой визит в Украину Владимира Путина привлек такое внимание, остаются газовые переговоры. Как известно, Николай Азаров неоднократно высказывался по поводу необходимости пересмотреть "кабальные контракты" Юлии Тимошенко. По очевидным причинам россияне к этой проблеме относятся намного сдержаннее. Поставщики неоднократно намекали на то, что контракты остаются в силе, а на скидке по итогам "харьковского пакта" Украина могла бы и успокоиться. Но в рамках новой стратегии Киев взял курс на признание былых договоров и нецелесообразными, и не соответствующими законодательству. Оснований, по мнению премьера, достаточно. С января 2009 года многое поменялось: Украина вошла в Европейское энергетическое сообщество, приняла закон о газовом рынке, наконец, - "реалии изменились". Но все разговоры о том, что "Хорошо бы формулу поменять..." экспортеры сводят к уже привычному "Сначала о совместном предприятии поговорим, а потом...".
Прошедшие 27 октября встречи, похоже, не внесли в правило заметные исключения. Хотя "газовая" тема была заявлена как одна из ключевых (и разговоры, судя по всему, действительно велись) по окончании заседания премьеры отказались делиться соображениями по этому вопросу. Подробнее, чем фразой "Конечно, обсуждается", потенциальные переговорщики очерчивать будущее поставок "голубого топлива" не стали. Более того, российская сторона намекнула на то, что не правительственное это дело.
"Надо спокойнее к этому ко всему относиться. У нас переговорами по контракту конкретно занимается "Газпром". Он подписывал этот контракт", - цитирует "Лига" Сергея Шматко.
Но, хотя подписывать документы и в самом деле предстоит "хозяйствующим субъектам", тяжело поверить в то, что возможные договоренности не будут освящены высочайшей волей. Тем более что вопрос скидки (как, например, в последнее премьерство Юлии Тимошенко) нередко решался на межпремьерском уровне. Но Владимир Путин (как, впрочем, и руководство "Газпрома") окончательно стабилизировать "газовые" отношения своим веским словом пока не спешит. А ведь цена такой "стабилизации" по-прежнему будоражит умы.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас