0 800 307 555
0 800 307 555

Власть затягивает судам пояса


Власть затягивает судам пояса

Нынешняя власть не намерена давать судам почти 70 млн. грн., необходимых уже в текущем году для реализации положений летней судебной реформы. Это еще раз подтверждает, что проблемой финансового обеспечения реформы ее авторы практически не обременялись - она была необходима только для установления политического влияния в судах.

До конца года судебной системе необходимо дополнительное финансирование в размере 250 млн. грн., из которых около 70 млн. грн. должны быть направлены на реализацию положений судебной реформы, продавленной влиятельными юристами Партии регионов в июле с.г. При этом в 2011 г. перед судами первой и второй инстанции замаячила реальная угроза более низкого финансирования, чем в 2010 г. Все эти данные были озвучены на пятничном заседании Совета судей Украины (ССУ) - первом полноценном заседании этого органа в обновленном составе и с новыми полномочиями.

В частности, глава Государственной судебной администрации (ГСА) Руслан Кирилюк сообщил о письме Минфина от 12 октября с.г., в котором говорится об отсутствии источников покрытия увеличенных расходов на судебную систему в рамках госбюджета-2010. Правда, по словам господина Кирилюка, 20 октября Кабмин своим постановлением все-таки выделил ГСА 6,3 млн. грн. из средств Стабфонда. Но обнародованные на заседании ССУ данные принуждают сделать вывод, что упомянутая сумма - лишь капля в море, не позволяющая толком повлиять на ситуацию.

Ведь на финансирование переформатированных органов судейского самоуправления в текущем году не хватает 540 тыс. грн. При этом 9,7 млн. грн. необходимы на ликвидацию военных судов, прежде всего - на выход в отставку судей из этих судов. С начала следующего года судам первой и второй инстанции понадобятся бухгалтеры, поскольку каждый суд с 1 января 2011 г. будет сам распоряжаться выделенными ему средствами. Для этих целей необходимо 27,4 млн. грн. Судебная реформа спровоцировала выход в отставку гораздо большего количества судей, чем было запланировано в госбюджете-2010. Как следствие, финансовое сопровождение этого процесса уже требует дополнительных 29 млн. грн. (только 7 октября с. г. парламент удовлетворил 114 заявлений судей об отставке), и эта сумма к Новому году, вероятнее всего, еще будет расти.

На это все накладываются и текущие финансовые проблемы судов. Во-первых, непогашенная кредиторская задолженность ГСА за 2008-2009 гг. составляет 32,4 млн. грн. Во-вторых, для компенсации роста цен на энергоносители судам необходимо еще 40 млн. грн. В-третьих, на обеспечение новых судей и сотрудников аппаратов судов, принятых на работу в текущем году, нужно отыскать дополнительные 19,4 млн. грн. В-четвертых, в целом для обеспечения отправления правосудия и организации работы судов требуются еще 90 млн. грн. Элементарное суммирование только всех названных непокрытых расходов дает сумму в приблизительно 250 млн. грн. Очевидно, что выделенные правительством 6,3 млн. грн. мало что решают при таких обстоятельствах.

Помимо этого, Руслан Кирилюк заявил, что на следующий год Минфин предварительно готов заложить на нужды ГСА только 2,3 млрд. грн. Напомним, что в текущем году финансирование Администрации составляет 2,5 млрд. грн. В то же время сама ГСА подала запрос на следующий год в размере привычных для себя 10 млрд. грн.: такая сумма фигурирует едва ли не в каждом запросе этого ведомства в последние годы.

Естественно, что данная сумма завышена в том смысле, что включает в себя все расходы судов и судей, которые только можно представить. По оценке знающих людей, финансирование судов первой и второй инстанции на уровне 4-5 млрд. грн. не является таким уж непосильным делом для украинского государства. Но эти средства помогли бы улучшить ситуацию с извечными проблемами судебной системы, в том числе - обеспечением судей рабочими помещениями и жилищем.

И члены ССУ, и руководство ГСА возлагают мало надежд на уступки правительства по финансовым вопросам. Среди экстренных тактических инструментов для улучшения ситуации - запретить отключать суды за неуплату от электроэнергии и коммунальных услуг, а также разрешить судам, не имеющим соответствующих средств, бесплатно отправлять корреспонденцию (почте эти расходы пост-фактум будут покрывать из госбюджета).

Главная стратегическая цель - принятие обновленного закона о судебном сборе, разработка которого уже полным ходом ведется в ГСА. Документ имеет две цели: увеличить действующую ставку судебного сбора и создать механизмы для перенаправления всех этих средств исключительно на нужды судебной системы. На заседании ССУ было отмечено, что такой закон запросто позволит судам собирать 10 млрд. грн. и больше, из-за чего, вероятно, придется разрабатывать процедуру перечисления излишних средств в общий фонд госбюджета. Правда, неясным остается, кто будет заниматься администрированием этих средств и насколько прозрачно это все будет осуществляться.

Также непонятно, насколько все эти нововведения ограничат возможности прежде всего малоимущих граждан по защите своих интересов в судах. Главное, чтобы судейские лидеры, стремящиеся обеспечить интересы судей, не забыли: бедных граждан в Украине гораздо больше, чем богатых. При этом следует помнить, что украинцы и без того платят налоги, за счет которых финансируются в том числе и суды. И судебный сбор не должен походить на повторную оплату того, что граждане и без того уже оплатили.

Андрей Уманец

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua