"Ъ": Минэкономики хочет вернуть купленное


"Ъ": Минэкономики хочет вернуть купленное

Министерство экономики предложило правительству наделить его правом пересматривать свои разрешения на госзакупки у одного участника и отказы в их выдаче по выявленным обстоятельствам. Эксперты считают, что это нарушит конкуренцию, а юристы прогнозируют увеличение количества исков к Минэкономики со стороны участников закупок.

В пятницу Минэкономики обнародовало проект изменений в порядок согласования применения процедуры закупок у одного участника, разрешения на которые сейчас выдает министерство. В ведомстве стремятся расширить свои функции контролирующего органа в сфере госзакупок за счет получения права пересматривать решения о согласовании или отказе в согласовании проведения тендерной процедуры с одним участником. В случае утверждения поправок Минэкономики сможет менять принятые решения "по вновь выявленным обстоятельствам", но только до момента подписания договора. Причинами пересмотра смогут стать выявленные технические ошибки и "существенные обстоятельства", которые не были и не могли быть известны Минэкономики при рассмотрении поданных заказчиком документов.

Действующий порядок, утвержденный 28 июля постановлением Кабинета министров №668, предусматривает отказ в согласовании применения процедуры закупки у одного участника, в частности, если в документах выявлена недостоверная информация, сведения поданы не в полном объеме или недостаточно обоснованно применение технологии закупки. В пояснительной записке к проекту говорится, что изменения усовершенствуют механизм согласования, и без них стоит ожидать отрицательных последствий для функционирования сферы закупок за бюджетные средства.

По данным Минэкономики, в I квартале текущего года было выдано 257 разрешений на закупку у одного участника и у ограниченного количества участников на сумму 4,09 млрд грн, во II квартале - 97 разрешений на 1,14 млрд грн. Эксперты не разделяют позиции Минэкономики, так как предложенная норма не усовершенствует законодательство, а нарушает конкуренцию.

Президент Ассоциации предпринимателей и промышленников-поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд Владимир Доброскок отмечает, что нарушения при согласовании процедур закупок у одного участника были всегда, а субъективный фактор все так же играет важную роль. Поэтому перед согласованием необходимо тщательно изучать все обстоятельства. "Один участник должен быть тогда, когда закупка производится в чрезвычайной ситуации и ее нужно провести срочно, все остальные причины участия только одного исполнителя притянуты за уши",- считает Доброскок. "В предложенном варианте изменений под формулировкой 'существенные обстоятельства' или 'технические ошибки' можно понимать что угодно. Эти поправки завуалированно ведут к тому, что чиновники будут искать способ решить вопрос в свою пользу",- возмущен и. о. председателя Союза малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец.

Управляющий партнер юридической компании "Астерс" Алексей Дидковский подтверждает, что любые неконкретные формулировки приводят к злоупотреблениям. "Весь процесс согласования будет отдан на усмотрение чиновников, и это плохо, так как демотивирует участников закупок. Они понимают, что чиновник сможет прикрыться любым поводом, придраться к запятой",- говорит юрист. Дидковский уверен, что участники рынка должны настоять на четком разъяснении в документе обстоятельств, которые могут повлиять на процесс согласования. В противном случае он не исключает увеличения количества исков к Минэкономики: "Министерству лучше этого избежать, потому что оно должно выстраивать работу с рынком, а не получать по 20 исков в день".

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua