Все деньги - в госбанки: Кабмин против конкуренции — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Все деньги - в госбанки: Кабмин против конкуренции

Кредит&Депозит
1244
Кабмин забирает остатки государственных денег у коммерческих банков. Своим постановлением он ввел новый порядок размещения свободных средств местных бюджетов в банках на 2010 год. И сейчас их ресурсы можно разместить только в госбанках и в банках где есть существенная доля участия государства (т.е рекапитализированных структурах). Своим решением, уверяют специалисты, само государство в лице Кабмина нарушило конкурентное законодательство.
Согласно закону Украины "О защите экономической конкуренции", государственным органам и всем другим субъектам запрещается издавать какие-либо нормативно-правовые акты, разъяснения и даже рекомендации, в результате которых у субъектов, независимо от того, это банки или компании, возникает некое преимущество, благодаря которому они имеют определенный приоритет среди конкурентов", -подчеркивает Антон Савченко, адвокат юридической компании.
За 2010 год это уже не первая попытка передать деньги бюджетных учреждений кругу избранных банков. Еще весной ряд профильных министерств уже склоняли подчиненные им структуры к подобному переводу средств. Зачинщиком стало Министерство промышленной политики, которое первым издало приказ о переводе всех без исключения денег предприятий отрасли в два госбанка.
Антимонопольный тыл
Банкиры обратились за помощью к Антимонопольному комитету. Жаловались на действия Мипромполитики, под крылом которого находится не менее 1000 предприятий. Антимонопольный комитет принял сторону финансистов. И рекомендовал ведомству в апреле отменить свой приказ. В мае такие же рекомендации получили еще 5 профильных ведомств.(Министерство транспорта и связи, Министерство угольной промышленности, Министерство аграрной политики, Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, Министерство топлива и энергетики).
"АМКУ имеет право выдавать рекомендации, если видит, что существует определенная угроза. И в данном случае он также может выдать рекомендации Кабмину относительно того, как можно квалифицировать указанное постановление и может рекомендовать отменить это постановление", - отмечает Антон Савченко.
Его поддерживает коллега Татьяна Бучко. Она уточняет, что порядок предоставления рекомендаций предусмотрен все тем же законом "О защите экономической конкуренции" и реагирование на рекомендации АМКУ является обязательным. Поэтому от Кабинета Министров, уверена юрист, должна бы появиться реакция, если подобные рекомендации появятся по последнему постановлению. КМ может указать, соглашается он с выводами АМКУ или нет. И только если Кабмин не предоставит обоснование в необходимости своих действий и не докажет, что его действия являются оправданными и не искажают конкуренцию на рынке, Антимонопольный комитет может возбудить дело. Ну а банкам, чьи интересы затрагивает перевод денег со счетов, остается один путь - в суд.
"В принципе, в суд может подать тот субъект, который каким-то образом аргументирует, что решение КМ нарушает его права, как-то влияет на его право выбора, на планы или результаты деятельности. Тот, кто уверен, что сможет это доказать в суде, может обращаться и в суд, и в АМКУ или другие соответствующие органы, имеющие полномочия и влияние на такие решения. Но надо отметить, что АМКУ является специализированным органом. Он единственный отвечает за формирование и за контроль за соблюдением законодательства по защите экономической конкуренции. То, какую позицию займет АМКУ, будет ли он считать действия искажающими конкуренцию на рынке банковских услуг, будет определяющим", - считает Татьяна Бучко.
Проигравшая сторона
Больше всего от решения Кабмина проигрывают именно те, чьи средства переводятся из коммерческих банков в государственные, убеждены эксперты. Обслуживание в государственных банках бьет по их экономическому и финансовому состоянию. Потому что те, чьи средства попали в госбанк, уже не смогут зарабатывать на временно-свободных остатках. Т.е., они не смогут размещать их на депозиты в коммерческих банках.
"Теряют, в первую очередь, те организации, которые не могут поддержать дополнительного источника ресурсов, и дополнительных средств для наполнения своих бюджетов. Они могут сегодня в государственных банках размещать свои ресурсы, но ставки в госбанках не являются интересными. В коммерческих учреждениях и проценты выше, и отношение к таким клиентам более мобильное и лояльное", - уверен председатель правления коммерческого банка Дмитрий Гриджук.
Ожидает владельцев бюджетных счетов и еще одна неприятная новость. Коммерческие учреждения, у которых забрали деньги, пусть даже по требованию Кабмина, не будут давать таким структурам новых займов. А в случае, если бюджетные учреждения имели еще и кредиты под существующие счета, условия таких займов придется пересмотреть.
"Банки, для того чтобы уменьшились риски и для того, чтобы застраховать риски, прописывают в кредитных договорах специальные условия. А именно, что все денежные потоки должны находиться именно в этому банке, если есть кредит", - объясняет Виктор Шулик, аналитик рейтингового агентства. Это факт подтверждают и банкиры. "Если правильно оформлен депозитный и кредитный договора, то возврат депозита не предусматривается без предварительного погашения кредита. Или депозитные средства направляются на погашение кредита", - констатирует Дмитрий Гриджук, председатель правления коммерческого банка.
Дальний прицел
Все манипуляции Кабмина с бюджетными счетами связаны с одним, предполагают специалисты, - найти клиентов не просто для государственных банков. А поддержать банки, рекапитализированные. В правительственном положении, для них даже прописан мини-конкурс. Если кто-то из пяти госучреждений предложит лучшие условия обслуживания, туда и пойдут средства местных бюджетов.
Такая постановка вопроса состояние "плохих" банков не улучшит, уверены аналитики. Ведь бюджетные деньги, как доказывает украинская практика, - ресурс ненадежный. Да и потенциальному покупателю вряд ли удастся замылить глаз количеством бюджетных клиентов учреждения. Вероятность этого особо уменьшилась после заключения НБУ о потребности в дополнительной капитализации трех рекапитализированных учреждений. Как только эти банки будут проданы (если такое невероятное событие произойдет), - оттуда уйдут и государственные учреждения.
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас