Карты в руки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Карты в руки

Казна и Политика
367
В последний день мая 2010 г. на совещании в Совмине АР Крым министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк выступил с неожиданным заявлением о необходимости введения в стране социальных продуктовых карточек. Далее он пояснил, что государство не должно регулировать цены на сельхозпродукцию, пытаясь обеспечить минимальные цены для потребителей, - этот путь приводит к нерентабельности аграрных предприятий. Так, министр сказал: "Пусть нам дают компенсацию или вводят социальные карточки - другого пути для аграриев нет".
Поначалу показалось, что заявление министра было сделано, что называется, в сердцах и является следствием безуспешных попыток решить дилемму: с одной стороны, приходится удерживать оптово-розничные цены на продовольствие, а с другой стороны, на дотирование сельхозпроизводителей постоянно необходимо изыскивать в бюджете средства, которых всегда не хватает. Но, как рассказали в пресс-службе министра, идея замены действующего механизма ограничения розничных наценок на социально значимые продукты питания адресной продовольственной помощью малоимущим вынашивается в ведомстве не первый день. Сейчас она в стадии разработки, и механизм помощи пока непонятен.
По информации же Игоря Кишко, генерального директора Украинской торговой ассоциации, идея отказа от госрегулирования цен на социально значимые продукты питания исходит от ритейлоров, которые уже около года обивают пороги властных кабинетов, предлагая ввести адресную продовольственную помощь вместо регулирования цен. Как говорит г-н Кишко, пока речь идет либо о так называемой американской системе (дотирование малоимущих из госбюджета), либо о введении обязательной скидки на приобретение "социальных" товаров определенными категориями граждан. Надо сказать, что в США действительно существует федеральная программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program).
Сейчас большая часть средств этой программы распределяется посредством выдачи платежных пластиковых карт. В 2009 г. такую помощь получали более 30 млн американцев (средний размер выплаты - $115 в месяц на человека, $255 - на семью). Понятно, что при нынешнем экономическом состоянии Украины этот путь, мягко говоря, нереалистичен. Но, как полагает г-н Кишко, замена общего ограничения цен и наценок на определяемые государством "социальные" продукты обязательными скидками, с одной стороны, благотворно повлияет на экономику, с другой - позволит эффективно защитить малоимущих граждан.
В этом случае ритейлоры наконец получат право устанавливать экономически обоснованные (с их точки зрения) наценки, а не нынешние 10-15% на социально значимые виды продовольствия. Напомним: госрегулирование торговых наценок регламентируется постановлением Кабинета министров №1548 от 25.12.96 г. Всего в корзине социально значимых продуктов - около 30 наименований. Идею отмены госрегулирования цен одобряют и производители, полагающие, что это шаг к цивилизованным рыночным отношениям.
"Нужно исходить из того, что рынок - это самонастраивающийся механизм, и жесткое регулирование только вредит всем его участникам. В целом, я считаю, идея сама по себе хорошая и перспективная, только реализовывать ее нужно в комплексе с антикоррупционными мерами", - рассуждает Андрей Руденко, генеральный директор ООО "Родной продукт".
Вместе с тем Мария Колесник, начальник аналитического отдела консалтингового агентства "ААА", считает, что за адресную продовольственную помощь кому-то, так или иначе, придется заплатить. Отказ от системы ограничения наценок, какой бы пагубной она и ни была, немедленно приведет к росту розничных цен (кстати, этот вывод можно сделать и из вышеприведенных слов г-на Кишко). В результате за "обязательный дисконт", скорее всего, заплатят не только потребители, но и производители. Кстати, если обратиться к данным об объемах розничных продаж социально значимых продуктов, становится очевидно, что, несмотря на ограничение наценок, оборот этих товаров в денежном выражении постоянно увеличивался (при падении продаж в физическом выражении).
То есть рост финансового оборота торговли обусловлен именно повышением цен. В случае увеличения наценок "до экономически обоснованных" и в отсутствие роста доходов граждан произойдет очередное уменьшение натуральных объемов продаж, что больно ударит по большинству производителей продуктов питания и приведет к сокращению объемов производства и закупки сырья, а это неизбежно отразится на всей "сельскохозяйственной" цепочке.
PS Демонстрируя завидную последовательность, 3 июня на брифинге в Кабинете министров г-н Присяжнюк выступил с инициативой отмены государственного регулирования цен на сельхозпродукцию, которая входит в перечень объектов государственного ценового регулирования. Напомним, что, согласно постановлению Кабмина №40 от 20.01.10 г., в перечень объектов государственного ценового регулирования на 2010-2011 МГ входят: пшеница твердая и мягкая, зерно смеси пшеницы и ржи (меслин), рожь озимая и яровая, ячмень, мука пшеничная и ржаная, сахар-песок (свекловичный), кукуруза, молоко сухое, масло сливочное.
Михаил Дикаленко, Элина Московчук
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас