Проигрываем Европе 24 л молока — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Проигрываем Европе 24 л молока

Аграрный рынок
996
Почти на 60% сократилось потребление молочных продуктов в Украине за годы независимости. Но, как утверждают эксперты, объемы потребления молокопродуктов в Украине нельзя назвать низкими на фоне общемировых.
"Если в 1990 году среднестатистический украинец потреблял молочных продуктов 373 л/год (в пересчете на молоко), в 1995-м - 244 л/год, то уже в 2009 году этот показатель (по оценкам Госкомстата) снизился до 213 л на человека", - отмечает Василий Винтоняк, директор компании "Инфагро", специализирующейся на предоставлении информационных услуг по молочной отрасли. Большие объемы потребления молочных продуктов во времена СССР компенсировались скудостью ассортимента - редко в каком магазине можно было увидеть более пяти-шести видов этой продукции. Сегодня ситуация полностью изменилась - молокопродуктов потреблять стали меньше, зато в любом супермаркете можно насчитать сотню видов и наименований различной молочной продукции.
Как отмечают аналитики "Инфагро", наивысшие показатели по потреблению товарного молока характерны для стран ЕС (89,3 кг на человека) и США (82,6 кг на человека). Дело в том, что во многих развитых странах молочное животноводство активно поддерживает государство с помощью дотаций сельхозпроизводителям. В свою очередь, наличие на рынке недорогого сырья позволяет перерабатывающим предприятиям расширять ассортимент молочных продуктов. В большинстве стран мира "молочкой" потребителей обеспечивают промышленные предприятия.
"А в Украине большинство крестьян (составляющих около трети всего населения страны) потребляют продукцию собственного производства, а излишки продают на региональных рынках. И эти объемы в статистике не учитываются", - поясняет Василий Винтоняк. Реальное потребление молока в Украине с учетом потребления собственных молокопродуктов индивидуальными крестьянскими хозяйствами составляет около 65 л на человека, а творога - примерно 7 кг на каждого жителя страны в год.
По оценкам директора по маркетингу компании Danone Ukraine Елены Ковалевой, безусловными лидерами потребления, к примеру, кисломолочной продукции на душу населения в год являются страны Западной Европы - Нидерланды (37,6 кг), Франция (35,4 кг), Германия (32,6 кг), Испания (27,5 кг). Украина с ее 9,3 кг на человека уверенно занимает средние позиции. Например, в Казахстане ежегодное потребление кисломолочных продуктов составляет всего лишь 2,7 кг на человека. Как добавляет Василий Винтоняк, в мире достаточно много народностей, в рационе которых молоко практически отсутствует. Так, менее всего молочных продуктов потребляют в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Индонезия, Япония, Филиппины) и Африки в силу специфики культуры питания и низкого уровня доходов населения.
По подсчетам аналитиков "Инфагро", в 2009 году промышленные молокоперерабатывающие предприятия реализовали на внутреннем рынке товарного молока (пастеризованного или стерилизованного) примерно 514 тыс. т - 10,8 л в пересчете на одного жителя. Кисломолочных продуктов - 493 тыс. т, или 8,9 л на душу населения, творога - 88 тыс. т (1,9 кг на человека), сычужного сыра - 125 тыс. т (2,7 кг), сливочного масла - 86 тыс. т, спредов - 85 тыс. т, молочных консервов - 195 млн. условных банок.
"Украинский потребитель воспринимает традиционные молокопродукты (молоко, сметану, кефир) как базовую еду, в то время как современную кисломолочную категорию (йогурты, творожки с наполнителями) до сих пор рассматривает в некоторой степени как баловство", - поясняет Елена Ковалева. Специалисты из Danone Ukraine отмечают специфику культуры потребления молочной продукции украинцами, для которых кефир - это прежде всего полезный продукт, который нормализует функционирование желудка да и вообще "для всего". Фрукты и ягоды в составе питьевых йогуртов считаются дополнительным доказательством полезности продукта. Густые (ложковые) йогурты ценятся за то, что ими можно наесться. Ряженка, наоборот, потребляется для "настроения": покупателям нравится ее специфический вкус. Популярность сметаны объясняется кулинарными традициями, согласно которым, например, "борщ без сметаны - не настоящий борщ".
Василий Винтоняк убежден, что заменить молочные продукты в потребительской корзине украинцев весьма сложно, так как равных им по свойствам просто нет. "Оценивая последние тенденции, можно констатировать, что сегодня мясо для украинцев по цене более доступно, чем молоко. Раньше никогда традиционные сыры не стоили дороже хорошего мяса, а сейчас покупатели спокойно могут вместо килограмма сыра приобрести полтора килограмма отличной свинины. Естественно, потребители увидели эту разницу и переориентировались в пользу мясных продуктов вместо дорогих молочных", - резюмирует эксперт.
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас