Формула НЭПа — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Формула НЭПа

1654
Период громких политических баталий в Украине плавно переходит к решению очевидных экономических проблем, порожденных инфантильным отношением к базовым экономическим законам, и грубым, на грани мошенничества, сокрытием этих самых проблем. В этом, кстати, у Украины оказалось много общего с сегодняшним изгоем европейского сообщества Грецией, если это может хоть как-то оправдать деятельность предыдущего "оранжево-сердечного" Кабмина.
Попытаемся разобраться в тех крупицах публично доступной информации, что же готовят нам преемники "сердешных" в плане своего влияния на экономику. Для этого обратимся к следующим четырем источникам: новоизбранному президенту Украины Виктору Януковичу, видным регионалам Борису Колесникову и Николаю Азарову, а также директору фонда Рината Ахметова "Эффективное управление" Наталье Изосимовой.
Приоритетными были названы следующие секторы экономики: металлургия, авиастроение, ракетостроение, ядерная энергетика, военно-промышленный и аграрный комплексы. Естественно, укрепится сотрудничество с Россией в области ВПК, газовой и энергетической сфере, транспортной инфраструктуре. Инфраструктурным объектам вообще отдается особое внимание, ведь строительство таких объектов позволит повысить спрос на продукцию украинской металлургии. Снижение доли поставок черных металлов на экспорт не приведет к ухудшению торгового баланса, а экспортозависимость уменьшит.
Стимулирование создания крупных агрохолдингов вместе с отменой моратория на продажу сельхозземли будет сопровождаться быстрым переделом на рынке земли. Это позволит значительно повысить эффективность и прибыльность сельского хозяйства и компенсировать снижение экспорта от других секторов экономики. Доля экспорта продукции сельского хозяйства, включая готовые продукты питания, из Украины в общем экспорте товаров и услуг в 2009 году составила 20%. Потенциал же Украины как минимум наполовину больше. А это может дать ежегодно дополнительно более $10 млрд. экспортных поступлений. Так что задача поддержания положительного сальдо торгового баланса вполне реализуема, в том числе за счет активизации продажи электроэнергии на экспорт.
Активная поддержка экспорта возможна за счет девальвации гривни, финансирования Укрэксимбанка (но для этого ему нужны деньги, а ведь он должен будет погасить 7 сентября евробондов на $500 млн.) и своевременного возмещения экспортного НДС. Самое спокойное для макроэкономики страны – последнее, просто нормально возмещать НДС. Правда, при этом возможно усиление мошенничества. Да и деньги в бюджете для возмещения нужны. А уже сейчас долг Минфина по экспортному НДС вроде бы превышает 20 млрд. грн.
Увеличение непромышленной доли в ВВП страны за счет усиления внутреннего потребления - такое желание выглядит вполне адекватно, но реализуемо только при работающей банковской системе. Так что новой экономической власти обязательно нужно возобновление кредитования, а банкам для этого – ресурсы и уверенность в окончании кризиса. Кстати, от строительства инфраструктурных объектов выиграет также промышленность стройматериалов. Но откуда возьмутся деньги? В бюджете денег хотя бы на "социалку" хватило. Уже заявлено, что Украине необходима помощь (читай: кредиты и инвестиции) со стороны Запада и России, а также реструктуризация долгов. Вот только слово "реструктуризация" может инвесторов насторожить: не идет ли речь о дефолте, как в Дубаи? По публичным долгам у Минфина в этом году вряд ли будут проблемы. Даже сложности апреля, когда на обслуживание ОВГЗ нужно будет направить более 5 млрд. грн. — 5 мая (1,6 млрд. грн.) и 23 июня (2,7 млрд. грн.), и 19 декабря погасить иенобонды на $390 млн. по текущему курсу – все это вполне преодолимо. Вполне возможно, что речь идет о реструктуризации некоторых внешних долгов крупных украинских компаний, о нежелательности погашения которых инвесторов уже мягко предупреждают?
Приватизация и участие в отдельных проектах (типа международного консорциума ГТС) могут выступить той морковкой, за которой пойдут в Украину иностранные инвесторы. Эти средства позволят продержаться первое время до тех пор, пока новые стимулы не перезапустят экономический рост. Желание крупных украинских бизнесменов уменьшить свою экспортозависимость наверняка поддержит активизацию государства в вопросах приватизации.
Поддержка стабильной национальной валюты вполне реализуема, но в условиях активизации кредитования, активизации возмещения НДС и до захода внешних инвестиций только при активных продажах валютных резервов НБУ. Для позитивного торгового баланса нужна слабая гривня, а для снижения экспортозависимости, напротив, желательна сильная. Учитывая такие разнонаправленные устремления новых экономических властей, можно ожидать установления стабильности на валютном рынке ближе к поздней осени 2010 года.
Ну и после окончания экономического и бюджетного кризиса будем надеяться на снижение налогового бремени, принятие адекватного Налогового кодекса, упрощение условий ведения бизнеса, пенсионную реформу и другие долгожданные экономические преобразования.
Эрик Найман
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас