Преступление ради зарплат и пенсий — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Преступление ради зарплат и пенсий

Казна и Политика
3548
Прекращение внешнего финансирования украинского бюджета вынудило правительство грубо нарушить принципы организации бюджетной системы. Социальные расходы на протяжении нескольких месяцев кряду финансируются за счет изъятия средств у местных бюджетов и других распорядителей казны
Попытка парламента рассмотреть на прошлой неделе проект госбюджета-2010 в очередной раз провалилась. Бюджетный процесс перенесен на послевыборное время, поскольку сегодня ни один из ведущих политиков не хочет брать на себя ответственность за принятие непопулярного решения.
Поэтому страна продолжает жить по временной бюджетной росписи: месячные расходы, как предписывает Бюджетный кодекс, финансируются в объеме одной двенадцатой от расходов прошлого года. "Это не самая большая проблема, без бюджета жила не только наша страна. Год начался с других, более неприятных сюрпризов", - сообщил "Эксперту" губернатор Полтавской области Валерий Асадчев. Именно он начал 2010-й с войны: подал в суд на правительство, которое заблокировало принадлежащие региону казначейские счета.
Проблемы начались задолго до праздников. В декабре Государственное казначейство приостановило платежи по всем государственным программам, кроме защищенных, фактически оставив без средств все местные бюджеты. За счет этого Юлии Тимошенко удалось выплатить декабрьскую зарплату бюджетникам досрочно - до 30 декабря. По информации "Эксперта", дефицит сводного бюджета по итогам 2009-го составил около 100 млрд гривен (более 10% ВВП). Около 40 млрд гривен дефицита было направлено на текущие расходы, остальное - на рекапитализацию банков и увеличение уставного фонда НАК "Нафтогаз України". То есть треть расходов государства профинансирована за счет заемных средств!
Финансовая пирамида Минфина
"Местные органы власти не смогли освоить средства, предусмотренные в местных бюджетах на строительство, образование, медицину и другие отрасли. Эти средства принадлежат нам, но правительство изъяло их на социальные расходы", - возмущается Асадчев. В новом году замораживание счетов приобрело массовый характер. "Это беспрецедентный случай в истории бюджетных взаимоотношений в Украине. Фактически правительство самовольно распоряжается единым казначейским счетом.
Региональные власти уже не первый день сигнализируют, что средства местных бюджетов без согласования с ними и зачастую без необходимых бумаг и разъяснений направляются на другие цели. Не важно на какие, даже выплата пенсий не оправдывает такого подхода к решению проблем, поскольку он подрывает доверие к казначейству и центральным органам власти в целом", - говорит генеральный директор Института бюджета и социально-экономических исследований Ирина Щербина. По ее мнению, такой подход напоминает финансовую пирамиду: одни долги погашаются за счет других, и так далее, до бесконечности.
При этом регионы теряют стимулы к заработку, поскольку средства, привлеченные силами региональной власти за счет местных налогов и сборов, идут, по сути, на погашение задолженности центральной власти. Иными словами, пенсионеры получают пенсии, а бюджетники - зарплаты и пособия за счет рыночного сбора и поступлений от платы за аренду коммунальной собственности.
Пока судебных исков по всей стране не очень много. Малые города с незначительными бюджетами не склонны драматизировать проблему. Так, мэр города Украинка (Киевская область) Павел Козырев говорит, что не намерен судиться с властью. "Украинка на сто процентов выполнила бюджет в прошлом году, но 180 тысяч гривен (довольно серьезная сумма для нашего города) мы не успели использовать. Эта проблема - часть системного кризиса власти. Страна, пребывающая в состоянии перманентных выборов, не может себе позволить не платить пенсию, не платить за газ. При бюджетном кризисе начинают перетягивать короткое одеяло с ног на голову, и наоборот. Избежать этого можно лишь одним способом: провести децентрализацию бюджетов, передав их в управление местных руководителей", - объясняет Козырев.
Примеру Полтавщины недавно последовал городской исполнительный комитет Черкасс - он подал иск в суд на Госказначейство, переставшее обслуживать его расходы на освещение и уборку улиц. "Две недели тому назад поступила радостная новость: Государственное казначейство пропустило первый и пока что единственный платеж в этом году на сумму… три гривни семьдесят копеек - госпошлину за исковое заявление. Больше - ни единого платежа", - иронизирует черкасский мэр Сергей Одарич. По информации директора департамента бюджетной политики Черкасского горисполкома Наталии Джуган, в декабре казначейство не провело платежей более чем на четыре миллиона гривен по взятым мэрией города обязательствам, хотя на счетах у них было около 20 млн гривен. "Это уголовное преступление - нецелевое использование средств нашей общины госорганом. Казначейство должно обслуживать наши платежи, а не вмешиваться в выполнение бюджетного процесса и перекрывать ”дыры” госбюджета", - утверждает Джуган.
Судиться с государством намерены многие руководители, в том числе мэры Запорожья, Винницы, Донецка и губернаторы Львовской, Полтавской и Херсонской областей. Так, председатель Херсонской обладминистрации Борис Силенков держит обиду на правительство со времен сильного снегопада в конце прошлого года. Когда страну засыпало снегом, власти области кинулись финансировать расчистку дорог, но Госказначейство не перечислило платежи облавтодору и коммунальным предприятиям за горючее. По словам херсонского губернатора, в его области зависли платежи на два миллиона гривен за бензин для ликвидации последствий стихии.
"С прошлого года казначейство не выполняло платежи по незащищенным статьям. В итоге к концу 2009-го мы не смогли профинансировать по областному бюджету 1,3 миллиона гривен, а с учетом областных субвенций в город Кременчуг - около пяти миллионов гривен. К примеру, казначейство заблокировало деньги, которые застройщики перечисляют на развитие города, - это средства спецфонда. Имея деньги на счете, я не могу их использовать", - рассказывает мэр Кременчуга Николай Глухов. Он решил пойти по стопам своих коллег из других областей и подготовить судебные иски к Госказначейству за превышение полномочий. Глухов прогнозирует, что по итогам первого квартала во многих городах, в том числе Кременчуге, возникнет проблема с расчетами за потребленные энергоносители, что впоследствии скажется на функционировании школ и больниц. "Поверьте, к середине февраля массово возникнут проблемы с содержанием инфраструктуры городов: освещение и уборка улиц от снега, работа ”Скорой помощи” и тому подобное. Я уже не говорю о строящихся объектах, сдача в эксплуатацию которых запланирована на начало года", - подчеркнул Глухов.
А вот киевский мэр Леонид Черновецкий ссориться с Кабмином не будет: сегодня Госказначейство дотирует некогда богатый столичный бюджет. По информации "Эксперта", его доходы выполнены только на две трети. Недофинансирование по доходной части составило более семи миллиардов гривен, по расходам - свыше шести миллиардов гривен, в том числе по социальному обеспечению - 800 млн, сектору ЖКХ - 390 млн гривен.
А еще Госказначейство не рассчитывается с консорциумом ЕДАПС (Тимошенко публично обвиняет эту структуру в монополизации рынка и работе на Партию регионов). Консорциум обратился в суд, обвиняя правительство в разбазаривании целевых бюджетных средств, предназначенных для производства идентификационных документов, и для пущей убедительности остановил работу. Запасы бланков загранпаспортов, техталонов и водительских прав стремительно тают, и вскоре многие граждане почувствуют это на себе.
Будет больно
"У государства нет денег, все свободные ресурсы направлены на расчеты за газ, выплату зарплат и пенсий. Деньги на погашение долгов перед городами брать неоткуда. К началу 2010-го государство получило более 11 миллиардов гривен авансовых платежей от предприятий по налогу на прибыль, задолженность по возврату НДС составляет более десяти миллиардов гривен. Мой прогноз неутешительный: к концу февраля государство получит дефолт по внутренним обязательствам", - говорит Сергей Одарич. При этом часть городов и областей столкнутся с проблемой погашения муниципальных облигаций. "Пока сложно прогнозировать, кто не погасит. Кредиты нужно брать под окупаемые проекты. К примеру, очистительные сооружения водоканалов - не окупаемые. Да, этот проект однозначно улучшает состояние экологии города, однако экономический эффект нулевой. Такая же история и со строительством дорог: на ровной и гладкой поверхности автомагистрали денег не заработаешь, муниципальный кредит не отобьешь. Наш город работает с Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком по проекту замены насосного оборудования. Этот проект окупаем, поэтому облигации мы погасим", - уверяет черкасский мэр.
Сегодня работники бюджетной сферы не получают премий, им урезаны надбавки. Во многих школах и больницах сокращены вакансии, а на место людей, которые уходят на пенсию, не нанимают новых работников. По информации "Эксперта", только в Киеве подобным образом рассчитывают сэкономить более 200 млн гривен, сократив учительские вакансии на десять тысяч. По подсчетам Минфина, применяя такую тактику по всей стране, государство в этом году сэкономит до десяти миллиардов гривен.
Еще одной статьей экономии стало решение правительства игнорировать принятый в конце 2009-го с подачи оппозиции закон о повышении социальных выплат. Почти не ведутся госзакупки (это принесло и позитивный эффект: без привычных доходов остались десятки тысяч чиновников и околобюджетных предпринимателей, которые привыкли жить за счет откатов).
В конце прошлого года президент Виктор Ющенко издал Указ "О безотлагательных мерах по нормализации казначейского обслуживания местных бюджетов". Документ, в частности, предусматривает создание специальных комиссий по проверке выполнения Кабинетом министров норм Бюджетного кодекса. Эти комиссии (в их составе - работники прокуратуры и СБУ) должны не только взять под контроль, но и обеспечить оперативное сопровождение выполнения территориальными органами казначейства операций, связанных с перечислением средств местным бюджетам. Но совершенно понятно, что сегодня уже никто не будет следовать указам уходящего со своего поста Ющенко. А потому очень скоро страна поймет, что у нас есть только три сценария дальнейшего развития ситуации. Первый - систематические задержки с выплатой зарплат и пенсий, как в середине 90-х. Второй - принятие политического решения об уменьшении размера социальных выплат, как это недавно произошло в Латвии. Третий сценарий - искусственное стимулирование инфляции для обесценивания социальных выплат.
Кто бы ни пришел к власти, ему придется балансировать бюджет. Скорее всего, в чистом виде не будет реализовываться ни один из сценариев. В частности, Минфин уже уточнил проект госбюджета-2010, где размер доходов и расходов сводного бюджета немного сокращен по сравнению с планом прошлого года. Так, доходы составят 328,3 млрд гривен, а расходы - 360,9 млрд гривен (в том числе 6,5 млрд гривен - трансферты НАК "Нафтогаз України", 32,2 млрд гривен - Пенсионному фонду и 50 млрд - на рекапитализацию банков). Чиновники Министерства финансов уже знают, что вскоре бюджетному сектору придется туго затянуть пояса: окончание выборов принесет бюджетный кризис.
Светлана Крюкова
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас