"Укрзалізниця" выбирает доллар — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Укрзалізниця" выбирает доллар

Казна и Политика
7566
"Укрзалізниця" (УЗ) меняет политику взаиморасчетов с экспедиторскими компаниями: с 2010 г. платить за услуги железных дорог придется не в гривнях, а в долларах. На такой шаг администрация идет из-за большого объема кредитного портфеля в валюте, полагают эксперты. Участники рынка перевозок находят принятое решение нарушением своих конституционных прав и в поисках справедливости намерены воззвать ко всем институтам власти.
Взаиморасчеты по договорам, регулируемым документом УЗ "Об организации перевозок грузов железными дорогами Украины на 2010 фрахтовый год", будут производиться в долларах США. Об этом "Укрзалізниця" уведомила письмом руководителей всех экспедиторских компаний. "Для произведения указанных взаиморасчетов необходимо предоставить договор транспортного экспедирования с нерезидентом Украины, согласно которому оплата за перевозку грузов и дополнительные услуги осуществляется за счет нерезидента",- говорится в тексте письма, подписанного замгендиректора "Укрзалізниці" Юрием Джусом.
По словам участников рынка экспедиторских услуг, ранее организаторы перевозки рассчитывались с железнодорожной администрацией в гривне, в то же время получая доход от своей деятельности в иностранной валюте, так как практически все контракты компаний заключаются в сопровождении экспортно-импортных операций. Разница на обменном курсе составляет немалую часть дохода операторов, отказываться от которой сегодня компании не намерены.
"Данное решение принято с нарушением законодательства Украины. В частности, оно не учитывает положений Конституции Украины, Гражданского кодекса, а также норм валютного регулирования, согласно которым расчеты на территории Украины производятся в ее национальной валюте",- говорит глава Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Юрий Приходько. Кроме того, по словам господина Приходько, "Укрзалізниця" толкает на нарушение законодательства и самих экспедиторов, поскольку, согласно нормам нового документа, для осуществления валютных операций резидентам Украины необходимо иметь соответствующую лицению. "Сегодня ни экспедиторы, ни "Укрзалізниця" таких лицензий не имеют",- утверждает руководитель АМЭУ, добавляя, что ассоциация уже обратилась в Нацбанк и налоговые органы с просьбой разъяснить, каким образом могут быть выполнены требования железных дорог без нарушения законодательства.
К настоящему моменту в "Укрзалізниці" официально никак не прокомментировали изменения в политике взаиморасчетов с экспедиторами. Один из представителей руководства администрации в неформальной беседе сообщил, что такое решение связано с желанием оптимизировать структуру денежных потоков, формирующих доходную часть бюджета железных дорог. По мнению экспертов, такой оптимизации требует большой размер внешнего долга "Укрзалізниці", погашение которого осуществляется платежами в долларе. По данным администрации, накопленный к концу года долг железных дорог составил более $1,4 млрд. 40% этой суммы погашено на начало ноября, однако большая часть оставшейся, около $800 млн., должна быть погашена до 2013 г. "Укрзалізниця" испытывает некие затруднения с возвращением займов: 11 ноября возникла задержка по выплате очередного транша по синдицированному кредиту Barclays Bank PLC, после чего администрация обратилась к кредиторам с проектом реструктуризации этого долга. "Система поступления средств в "Укрзалізницю" не обеспечивает возможности ежеквартального погашения необходимой суммы в размере около 1 млрд. грн.",- прокомментировал гендиректор "Укрзалізниці" Михаил Костюк.
"Если у железных дорог есть необходимость делать платежи в иностранной валюте, то почему бы не использовать возможность получать в той же валюте доход? В любом случае, транзитные перевозки заказывает нерезидент, который платит валютой",- рассуждает нардеп, член транспортного комитета Николай Ковзель. По его словам, в случае предоставления услуг за гривню "Укрзалізниця" не только теряет средства при покупке иностранной валюты для погашения долгов, но еще и вынуждена платить налоги с таких операций. "С другой стороны, правомерность требования рассчитываться только в долларах - под вопросом. Нужно учитывать, что "Укрзалізниця" - это монополист по предоставлению подобных услуг. И субъекта, который мог бы предоставить те же услуги, но за гривни, просто нет.
Получается, экспедиторам не оставляют выбора",- констатирует господин Ковзель, добавляя, что в сложившейся ситуации к "Укрзалізниці" наверняка возникнут вопросы со стороны Антимонопольного комитета. Отметим, АМЭУ уже решила обратиться с требованием дать оценку ситуации не только в АМКУ, но и в Госкомитет по регуляторной политике, в Генпрокуратуру и к президенту Украины.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас