АБ "Донеччина": "В малом бизнесе главное – четкие правила игры" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

АБ "Донеччина": "В малом бизнесе главное – четкие правила игры"

698
Проблема развития и поддержки малого бизнеса родилась в Украине не вчера. Практически с момента обретения независимости государственные мужи трудятся над разработкой и воплощением в жизнь законодательных и нормативных актов, инициируют огромное количество мероприятий общенационального масштаба, и все - во благо малого бизнеса. Но, похоже, малый бизнес живет и развивается по своим законам. Становится очевидным, что дальнейшее формирование государственной политики развития малого предпринимательства в Украине должно осуществляться не в режиме реагирования власти на проблемы этого сектора, а с применением систематического подхода, новой идеологии. Эту идеологию, судя по всему, и придется искать Украине.
Павел Борулько, заместитель председателя постоянной Комиссии по внешнеэкономической и инвестиционной политике, развитию малого и среднего бизнеса Донецкого областного совета, председатель правления Акционерного банка «Донеччина», по-видимому, входит в число людей, которые могут оказать реальное влияние на формирование такой идеологии.
Павел Викторович, чем обусловлен активный интерес к проблемам малого и среднего бизнеса в Украине?
В западных странах давно пришли к выводу, что именно «малые» предприниматели быстрее реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, объединяют ресурсы, людей и простаивающие мощности. Малый и средний бизнес не требует колоссальных инвестиций, позволяет максимально сблизить интересы собственника и наемного работника. В этом секторе формируются значительные финансовые ресурсы, действуют инновационные и венчурные предприятия, способные взять на себя те риски, на которые зачастую не идут крупные компании... Малый бизнес является действенным механизмом в борьбе с безработицей, и постепенно становится основным источником пополнения как местных, так и общегосударственного бюджета. В конце-концов, именно он стабилизирует ситуацию в стране, создает средний класс. На мой взгляд, этим и объясняется столь пристальное внимание к данной сфере со стороны государственных органов и общественности.
Однако, отечественному малому бизнесу далеко до выполнения перечисленных вами системных функций…
К сожалению, в целом пока да. Прежде всего, сохраняются диспропорции в территориальном и отраслевом распределении предприятий малого бизнеса. Это касается и Донецкой области.
Во-первых, основное количество таких предприятий сосредоточено в нескольких городах области (Донецке, Горловке, Краматорске, Макеевке и Мариуполе).
Во-вторых, ровно половина донецких малых предприятий занимаются оптовой и розничной торговлей. В промышленности в 2001 году, по данным управления экономики Донецкой Облгосадминистрации, было задействовано не более 14% малых предприятий, в операциях с недвижимостью - 13%, в строительстве - 8,3%. 3% в структуре деятельности малого бизнеса занимает сельское и лесное хозяйство. Цифры очень показательные. Они свидетельствует о том, что малый бизнес направляет использование доступных ему ресурсов преимущественно в интересах торгового капитала. Значительный удельный вес торговли вполне объясним высокой оборачиваемостью средств, приносящих доходы.
Незначительна роль отечественного малого бизнеса в социальной сфере. В Донецкой области в 2001 году в секторе работало всего 12,7% (265 тыс. чел.) от общего количества занятых. И, наконец, еще одна проблема - 34,9% малых предприятий области прошлый год сработали с убытком.
Вы можете назвать основные причины сложившегося положения?
Сегодня столь важное направление предпринимательской деятельности, потенциально способное приносить большие доходы государству, пока еще сдерживается недостаточно развитым законодательством (в том числе налоговым).
Стоит добавить и неэффективный менеджмент внутри малых предприятий, и злоупотребления чиновников на местах. Пару месяцев назад Комиссия по внешнеэкономической и инвестиционной политике, развитию малого и среднего бизнеса Донецкого областного совета запросила информацию о ходе выполнения программы поддержки малого и среднего бизнеса в Донецкой области у всех городов и районов области. На запрос ответила только половина местных органов власти. Если такое отношение к вышестоящим органам, то о какой помощи предпринимателям может идти речь?
Впрочем, упомянутые отрицательные тенденции не должны восприниматься как обвинительный приговор всему и вся. Именно благодаря анализу данных проблем политика поддержки малого бизнеса в стране обрела должное значение. В этой связи я хочу отметить инициативу заместителя губернатора Донецкой области Эдуарда Анатольевича Прутника, направленную на адаптацию мирового опыта инвестиционной деятельности к работе специальных экономических зон и территорий приоритетного развития в Донецкой области. Речь идет о создании научно обоснованной модели развития территории приоритетного развития, основанной на необходимости внедрения маркетинговых исследований и стратегий, расширении рынков сбыта, диверсификации экономики хозяйствующих субъектов и т.д., озвученной во время поездки Э.А. Прутника в город Селидово. Предполагается, что данная модель, реализованная в городе Селидово, может быть применена в других городах, входящих в территории приоритетного развития.
Изменилась ситуация в поддержке малого бизнеса и со стороны банковских структур. Долгое время большинство банкиров считали кредитование малого и среднего бизнеса делом малоперспективным. Скромный по оборотам заемщик казался им просто обузой. Были для этого и объективные причины: у представителей этого сектора возникали проблемы с залогом при получении кредитов - как правило, бизнес этого уровня не имеет достаточных ресурсов для кредитного обеспечения. Однако, в последнее время ситуация с кредитованием малого и среднего бизнеса серьезно изменилась. Причем активность начали проявлять не только западные, но и отечественные банки.
Банк «Донеччина» работает с малыми предприятиями?
Это одно из ключевых направлений развития нашего банка. Ставки по кредитам, которые мы предлагаем для малого и среднего бизнеса вполне щадящие, а процедура выдачи кредита четко отработана. Правда, мы пока не можем предложить каких-либо льготных условий именно для предприятий малого бизнеса. «Донеччина» предполагала финансировать долгосрочные инновационно-инвестиционные проекты в малый и средний бизнес в рамках проекта Национального банка Украины. Однако, пока Нацбанк не проявляет активность в реализации своих обязательств по данному проекту.
Поэтому сегодня специалисты «Донеччины» работают над проблемой разработки технологий для привлечения именно таких клиентов. Что это будет за технология – сказать не могу, но отмечу, что подобный бизнес будет доходным при условии профессионализма банка. Кроме того, продукт должен быть массовым, должна быть создана клиентская база, накоплен опыт работы, соответствующие кредитные технологии и развернута филиальная сеть продаж. Это обеспечит объемы, прибыль и высокую возвратность.
Приобретая в лице банка серьезного партнера, малое предприятие одновременно получает защиту залогов и консультационную поддержку, а также возможность участия в интересных и современных схемах финансирования, выигрывает в скорости расчетов. Бизнес компании при этом становится стабильнее. Скажем, если к вам приходят с проверками представители разнообразных контрольных органов, а ваш товар или имущество находятся в залоге, банк выступает солидным партнером, дипломатичным, грамотным посредником и защитником вашего бизнеса (своего залога и потенциального дохода) от необоснованных санкций. С тандемом банк-клиент справиться сложно.
На ваш взгляд, что нужно нашему малому предпринимателю для успешной работы?
Основное - четкие и понятные правила игры. Второе - он должен иметь возможность нормально, под патронажем правительства и с помощью консалтинговых структур любую свою идею довести до реализации. Малое предпринимательство - это очень чувствительный сектор экономики, который нуждается в государственной и регуляторной поддержке. Третье - доступ к финансовым ресурсам, и под щадящие проценты. Четвертое - нормальные налоги. Предприниматель должен знать, что из заработанной гривны отдаст столько, что остаток позволит иметь нормальную прибыль для развития производства и для себя, а государство при этом не будет иметь к нему претензий. Кстати, предложение главы государственной налоговой администрации Украины Николая Азарова полностью освободить малый бизнес от налогообложения мне представляется вполне разумным.
В бизнесе также есть закон: нужно время, чтобы закрепиться в своей нише, наработать связи, отработать технологию, воспитать менеджмент, то есть сформировать механизм, эффективно работающий и дающий прибыль. Мы же хотим слишком быстро создать многое, в том числе малый бизнес.
Сами предприниматели также могут себя позиционировать в рамках основных приоритетов малого бизнеса. Это, например, создание предпринимательских ассоциаций или активное взаимодействие малого бизнеса с крупными предприятиями.
По материалам:
УкрБізнесБанк
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас