Украину окружают новые НПЗ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украину окружают новые НПЗ

Энергетика
2660
В течение 2009 года российские власти успешно завершили строительство двух НПЗ. Эти предприятия стали первыми в современной истории РФ новыми заводами полного цикла переработки нефти, которые к тому же расположены возле весьма перспективного и крупного рынка - Украины. Нефтепереработка Украины хронически незагружена, в то время как импорт почти всех нефтепродуктов облагается нулевой пошлиной
Первое предприятие, Ильский НПЗ Кубанской нефтегазовой компании, было запущено 25 июня. Его сбыт во многом ориентирован на увеличение экспорта светлых нефтепродуктов стандарта Euro 4 и Euro 5 в Крым. Производственная мощность первой очереди этого завода составила 1 млн. т нефти в год, а полная проектная мощность к 2015 году достигнет 2 млн. т. Ранее потребности Крыма удовлетворялись преимущественно за счет Херсонского и Кременчугского НПЗ, которые после ухода российских инвесторов сократили производство до рекордно низких показателей. Второе новое предприятие - Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) компании "Юг Энерго" - был введен в строй 16 октября. Его полная проектная мощность к 2015 году составит 7,5 млн. т (нефтепродукты стандарта Euro 3 и Euro 4). Мощности первой очереди НЗНП, составившей 2,5 млн. т, хватит, чтобы удовлетворить потребности Луганской и Донецкой областей. Этот регион ранее входил в ареал сбыта украинского лисичанского НПЗ "ЛИНИК", принадлежащего российской компании ТНК ВР (за 2009 год этот завод планирует переработать 4,5 млн. т).
Большую часть поставок для двух новых приграничных с Украиной НПЗ обеспечила российская государственная компания "Роснефть". Основной взнос в строительство приграничного НЗНП сделала российская госкомпания "Транснефть". Еще в 2001 году она, обыграв власти Украины на политическом поле, построила огибающий Украину нефтепровод Суходольное - Родионовка, благодаря чему стало возможным строительство НЗНП.
Еще более очевидным свидетельством привлечения российских властей к проекту стало распределение инвестиций. Неформально более $1 млрд. расходов на строительство НПЗ понес депутат Совета Федераций РФ от Ростовской области и одновременно владелец агрохолдинга "Юг России" Сергей Кислов. Формально проект "Юг Энерго" критически зависим от бюджета региона и поддержки со стороны областной власти. Ее с 1996 года возглавляет губернатор Владимир Чуб. Если верить куцым комментариям российской печати, транспортник Чуб якобы заинтересован в строительстве НЗНП потому, что этот запуск завода сделал возможным строительство в Азове Ростовской области экспортного нефтетерминала. Этот шаг, в свою очередь, нацелен на лишение монополии соседнего Краснодарского края в весьма доходной отрасли морской перевалки нефтепродуктов (в крае работают терминалы Туапсе, Темрюк, Порт Кавказ и Ейск, а в Ростовской области ни одного).
При таком раскладе позитив для развития российского рынка вполне очевиден, в то время как негативным фактором является то, что решающую роль в стартах проектов новых НПЗ сыграли не местные, а московские госкомпании "Транснефть" и "Роснефть". Их действия отражают линию правительства РФ по отношению к Украине и ее колебания. Ныне заработавшие на украинско-российской границе НПЗ находились в стадиях проектирования и строительства в 2004–2009 годах, а по странному стечению обстоятельств именно в этот период из Украины решили уйти несколько российских нефтяных компаний. Под разными предлогами отказались от ранее взятых на себя обязательств по переводу на стандарты Euro 4 и Euro 5 бывшие владельцы Херсонского НПЗ - компания "Группа "Альянс" и казахстанская "КазМунайГаз". Они продали часть заводской сбытовой сети корпорации Shell. Акции самого завода приобрел владелец сети АЗС WOG Игорь Еремеев ("КазМунайГаз" в это же время купил НПЗ в Румынии). Затем, в 2008–2009 годах, российская "Татнефть" отказалась от дорогостоящей модернизации Кременчугского НПЗ. Российский монополист уступил контроль над заводом компаниям учредителей украинского ПриватБанка.
Все эти процессы привели к тому, что в Украине создалась, казалось бы, почти идеальная стартовая ситуация для начала работы новых приграничних российских НПЗ. Ведь пять из шести украинских заводов оказались недозагружены. Заводы в Херсоне и Кременчуге не модернизируются и продолжают работать на минимуме мощностей; принадлежащие группе "Приват" Дрогобычский и Надворнянский НПЗ простаивают из-за переориентации на Кременчуг поставок принадлежащей "Привату" украинской нефти, "Лукойл - Одесский НПЗ" остановился из-за заполнения трубопровода Одесса - Кременчуг нефтью из Азербайджана. Кроме импортеров из Литвы, Белоруссии и Румынии, которые уже заняли почти треть украинского рынка, фаворитом до последнего времени считался Лисичанский НПЗ. Однако после запуска новых российских приграничных заводов в непростой ситуации оказалось и это предприятие: неизвестно, смогут ли конкурировать лисичанские нефтепродукты по цене с продукцией новых заводов Кубани и Ростовской области.
Оптимистично настроенные украинские эксперты полагают, что договоренности об импорте нефти из Азербайджана помогут ПриватБанку найти общий язык с "Лукойлом" и поставки возобновятся не только в Одессу, но и в Надворную, Дрогобыч и даже Кременчуг. Это поспособствует восстановлению инвестиционной привлекательности украинской нефтепереработки и поддержит потребительские настроения, в основе которых - избыток бензина и стабильность цен. Пессимисты утверждают, что ситуация с рентабельностью российских инвестиций, оставшихся в переработке Украины, официальной Москвой уже давно просчитана - выбор сделан в пользу российских НПЗ, расположенных поблизости от украинских границ. В ближайшие месяцы к ним может добавиться еще один новый завод - Кабардино-Балкарский НПЗ той же "Роснефти" мощностью 2 млн. т.
В связи с этим не исключено, что Лисичанский НПЗ и "Лукойл", который кроме Одесского НПЗ отягощен обязательствами по развитию западноукраинского "Карпатнафтохима", могут уйти из Украины вслед за бывшими владельцами Кременчугского и Херсонского НПЗ.
Тогда на рынке переработки останутся только украинские инвесторы, которым не составит особого труда добиться от властей "заградительных" импортных пошлин (как в начале 2009 года они добились введения пошлины на нефтяной битум для строительства). Куда в таком случае смогут рентабельно продавать свою продукцию новые российские НПЗ, никому не известно. Но также непонятно, что в таком случае заставит собственников украинских НПЗ завершить обещанную еще десять лет назад модернизацию и заполнить рынок отечественными, а не импортными нефтепродуктами европейского качества.
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас