Как повлиял кризис на украинские компании — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как повлиял кризис на украинские компании

1545
По результатам четвертого исследования "Влияние экономического кризиса на украинские компании", проведенного "Эрнст энд Янг" совместно с Европейской Бизнес Ассоциацией, прибыльность и объемы продаж компаний продолжают снижаться, как и в предшествующие периоды. Такое мнение высказали 73% и 70% участников, соответственно. В исследовании приняли участие 77 ведущих украинских и зарубежных компаний, работающих в Украине.
Пять основных проблем, с которыми компании столкнулись с начала кризиса, остаются прежними: девальвация гривны, снижение продаж, задержка платежей со стороны партнеров/клиентов, снижение (временами значительное) спроса на товары/услуги и необходимость снижения операционных затрат. Однако приоритетность проблем изменилась. В сентябре 2009 г. 82% респондентов отметили девальвацию гривны как наиболее серьезную проблему; за ней следует снижение продаж. Важность сокращения размеров компании и увольнения персонала уменьшилась на треть со времени предыдущего исследования, и является самым низким показателем с начала исследования.
В сентябре 51% респондентов ожидают, что их прибыль в 2009 году будет ниже, чем в предкризисном 2008 году. В июне этот показатель составлял 34% респондентов. Возможно, такое значительное изменение в ожиданиях является результатом лучшего понимания результатов деятельности в 2009 году. Кроме того, 27% респондентов ожидают, что их прибыль в этом году уменьшится незначительно, и только 8% компаний указали на то, что они рассчитывают получить такую же прибыль, что и в прошлом году. При этом обе категории статистически намного меньше, чем по результатам предыдущего исследования, когда 39% указали на умеренное снижение и 16% рассчитывали на получение аналогичных результатов. Также несколько больше респондентов (14%) ожидают увеличения прибыли, по сравнению с 2008 годом.
Результаты второго квартала 2009 года впервые с начала исследования в третьем квартале 2008 года фиксируют рост объемов продаж. Более 50% респондентов заявили о росте продаж в среднем на уровне от 1% до 10%, в сравнении с предыдущим кварталом.
Решение о снижении объемов производства или предоставления услуг до сих пор преобладает в нынешних экономических условиях, о чем заявили 35% респондентов. Однако, доля компаний, прибегших к такому решению, сокращается. В то же время о росте производственных мощностей, по сравнению с предыдущим кварталом на 5-10%, заявили 27% компаний, которые хоть и незначительно, но смогли увеличить объемы производства.
Алексей Кредисов, управляющий партнер "Эрнст энд Янг", заявил: "Данная тенденция может свидетельствовать о первых признаках постепенного восстановления компаний, которые либо “привыкают” к ведению бизнеса в новых экономических условиях, либо достигают в своем бизнесе более-менее стабильных улучшений. Однако небольшой рост продаж, отмеченный по результатам исследования, произошел на фоне значительного падения украинской экономики, которое мы наблюдали в 4 кв. 2008 г. В данный момент сложно делать какие-либо прогнозы, но если в ближайшем будущем не произойдет крупных экономических потрясений, тенденция роста продаж, вероятно, продолжится".
Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации, комментирует: "Компании, которые работают на рынке Украины, уже научились приспосабливаться к изменениям бизнес-среды. Но серьезный экономический кризис в Украине, катализатором которого выступил глобальный финансовый кризис, лишний раз подчеркнул, что бизнес не может вытянуть экономику страны самостоятельно. Украине еще предстоит пройти через внушительное количество регуляторных изменений, чтоб сделать улучшение инвестиционного климата действительно заметным".
Компании продолжают реагировать на экономический кризис путем снижения затрат. Все респонденты отметили, что они планируют принять или уже приняли меры по снижению затрат.
Большинство компаний подтвердили, что они выбрали традиционные способы снижения затрат – снижение административных расходов (77%), снижение расходов на маркетинг и сбыт (63%), получение лучших условий от арендодателей/собственников недвижимости (62%), сокращение персонала (54%) и получение лучших условий в расчетах с поставщиками (51%). Доля респондентов, принимающих подобные меры, осталась практически неизменной с момента последнего исследования.
Одно существенное изменение в реакции компаний, отмеченное в ходе данного исследования, – это резкое увеличение числа респондентов, чьи усилия сконцентрированы на повышении эффективности: 70% участников отметили, что они уделяют внимание повышению операционной эффективности, и 55% осуществляют переоценку прибыльности товаров / услуг.
Как сказал Адлай Гольдберг, руководитель отдела консультационных услуг по ведению бизнеса компании "Эрнст энд Янг" в Украине: "Хотя повышения операционной эффективности гораздо сложнее достичь по сравнению со стандартным снижением затрат, оно определенно помогает компаниям сохранять конкурентоспособность и прибыльность в долгосрочной перспективе".
На просьбу оценить, какие виды деятельности/программы станут более важными в будущем, на первое место респонденты поставили управление рисками (78% респондентов), на второе место – управление оборотным капиталом и денежными средствами (74%).
Большинство респондентов дают положительные оценки экономического будущего Украины, однако прогнозы в отношении восстановления экономики сместились с 2009 года на 2010 год. В данном исследовании значительное количество респондентов (80%) считают, что спад экономики Украины прекратится в 2010 году, в то время как в 1-м квартале 2009 году такой ответ дали 62% респондентов.
Об исследовании "Влияние экономического кризиса на украинские компании":
Четвертое исследование влияния экономического кризиса на украинские компании проводилось с 10 по 28 сентября 2009 г. путем анкетирования ведущих компаний на украинском рынке. Из 77 предприятий, принявших участие в исследовании, 27% представляют украинский бизнес, а остальные 73% – это иностранные компании, работающие в Украине (международные, европейские и региональные (СНГ)). 42% компаний-частниц обзора представляют малый бизнес (до 200 сотрудников), 23% – средний бизнес (200-1000 сотрудников) и 35% - большой бизнес (более 1000 сотрудников). Компании, заполнившие анкеты, работают в секторах финансовых услуг (17%), розничной торговли и потребительских товаров (14%), недвижимости и строительства (10%) и других.
Первое исследование влияния экономического кризиса на украинские компании было проведено в октябре 2008 г., второе – в феврале 2009 г., а третье – в мае 2009 г.
Ирина Сергун
По материалам:
Ринок.biz
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас