А вот кому "Укртелеком"? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

А вот кому "Укртелеком"?

Фондовый рынок
1865
Если хотите, чтобы что-то было наверняка сделано, - попросите ребенка этого не делать. Обратный принцип этого парадокса удивительно верен для украинских реалий: чем активнее чиновники обсуждают необходимость того или иного поступка, тем вероятнее, что конечного итога придется ждать годы. И наиболее удачной иллюстрацией этому является эпопея с приватизацией "Укртелекома". Неделю назад его грозились продать уже в этом году, а вчера стало известно, что приватизационный конкурс до конца года не состоится.
"Укртелеком"-ньюсмейкер
Справиться с продажей монополиста отрасли в одиночку не может ни одна из политических сил Украины. Для положительного исхода процесса силы одного не хватает, чтобы перекрыть влияние других, но деструктивные возможности каждого достаточно состоятельны, чтобы не допустить кого-либо к единоличному решению проблемы. Договариваться никто не собирается - на носу выборы и нужно использовать каждый повод с максимальной личной пользой.
"Укртелеком" - один из главных августовских "ньюсмейкеров" на украинском пространстве. 11 августа новость о том, что Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) планирует в декабре 2009 года объявить приватизационный конкурс по продаже 67,790% госпакета акций ОАО "Укртелеком", вызвала немало дискуссий. Стоит отметить, что украинские общественные деятели достигли высшего мастерства в искусстве смещения информационных акцентов. Вся страна запоем может обсуждать, кто и как долго блокирует трибуну ВР, какой марки автомобили у депутатов и сколько стоит их летний отдых. Если же важную новость всеукраинского масштаба не удается скрыть, ее подают односторонне, вскользь и уж наверняка в контексте "мой оппонент делает неправильно, я сделаю лучше". Именно так и произошло с важным по своей сути событием. Вместе с тем, политики сразу же озвучили очевидные выводы, прозвучали взаимные обвинения, а экономисты радостно нашли подтверждение спрогнозированным дырам госбюджета. Приведем некоторые факты и выводы, которые возникли сразу же после объявления о конкурсе.
Во-первых, перспектива приватизации "Укртелекома" стала удобным поводом для колебания премьерского рейтинга. Ни для кого не секрет, что бюджет к концу года - а тем более в условиях президентской кампании - чрезвычайно беден. Оппоненты Леди Ю радостно потирают руки, наблюдая за ее потугами заделать брешь госбюджета, и критикуют это действие, предъявляя аргументы из серии "все продадим, ничего не останется, а денег все равно не хватит". Сама же Юлия Владимировна использует компанию в своих диалогах с иностранными политиками-бизнесменами и не упускает возможности лишний раз перед президентской гонкой появиться в СМИ в роли деятельной хозяйки.
Во-вторых, немало пересудов возникло вокруг запрошенной правительством цены за "связиста"-монополиста. За "Укртелеком" хотят получить почти такую же сумму в гривнах, которую в 2005 году Лакшми Миттал заплатил за "Криворожсталь" (вынесем за скобки проблему валютных колебаний гривна-доллар) - 25 миллиардов гривен. Эксперты называют правдоподобной стоимость предприятия в 12 миллиардов гривен. Отметим, что на украинском фондовом рынке цена укртелекомовской акции - 34 копейки, а таких акций - 19 миллиардов. За что инвесторам придется заплатить в два раза больше - сие неведомо.
В-третьих, стоит взглянуть на потенциальных покупателей. За всю долгую историю продаж "Укртелекома" их список выглядит внушительно. Банки "Райффайзен", Bank of New York, Credit Suisse, Merrill Lynch. Крупнейшая телекоммуникацонная компания Европы и топ-3 мира - Deutsche Telekom. Крупнейший турецкий оператор мобильной связи - Turkcell. Magyar Telekom - крупнейшая телекоммуникационная компания Венгрии. Южнокорейский телекоммуникационный гигант SK Telecom. France Telekom - крупнейшая телекоммуникационная компания Франции, владеющая оператором сотовой связи Orange. Telenor - норвежская компания, одна из лучших международных инвесторов в секторе мобильной связи.
Правда, обозначенный реестр - это, скорее, бальзам для самолюбия: мол, какие гиганты заинтересовались! Вероятность того, что "Укртелеком" будет продан западной компании, решительно стремится к нулю. Отдавать контроль над стратегически важным предприятием-монополистом в руки менеджмента западных компаний никто не отважится. Да и сами "западники" на деле вряд ли рискнут связываться с тем уровнем теневого управления, который является обычным для отечественных компаний. Отдельно выделим целую группу "желающих" компаний из России: "Связьинвест", "Алтимо" и "Системы", "Ростелеком". Тут же - и формально украинская группа активов Рината Ахметова и Игоря Коломойского. Именно у этих двух групп есть весьма неплохие шансы стать собственниками "Укртелекома".
Наша песня хороша…
Но все разговоры о перспективных собственниках приобретают весьма грустный оттенок, если вспомнить, сколько длится приватизация этого предприятия. Закон "Об особенностях приватизации ОАО "Укртелеком" был подписан еще 16 июня 2000 года. С тех пор каждый последующий год обещали сделать "ну точно последним" и продать компанию. Заметим, что "Укртелеком" - не вино, с каждый годом почему-то не дорожает, как того бы хотелось политикуму. В какой-то момент стоимость Укртелекома, по мнению экспертов, составляла 3-4 миллиарда долларов. Нынче же такую сумму хочет правительство, но специалисты оценивают активы в два раза меньше.
Еще в 1999 году "Укртелеком" планировали продать быстро, под президентские выборы. Из-за необходимых изменений - реструктуризации, оценки стоимости, аудиторские проверки - не успели. Продажу отложили. Затем наблюдается относительно спокойная пятилетка в истории приватизации предмета нашего разговора: выпускали законы, вяло вели переговоры, готовились к следующим президентским выборам и т.д.
Ровно пять лет назад должен был состояться "очередной" аукцион по продаже, но он был приостановлен президентом Кучмой "в связи с предвыборными махинациями". А дальше начинается чрезвычайно бурный отрезок во всей этой истории, одной из ключевых фигур которого становится Виктор Ющенко.
Осенью 2005-го Ющенко называл приватизацию стратегических предприятий, первым среди которых числился "Укртелеком", чрезвычайно актуальной на тот момент. В декабре 2006-го года президент положительно отмечал тот факт, что "Укртелеком" включен в перечень инвестиционно привлекательных объектов для приватизации на 2007 год. В январе 2008-го Виктор Андреевич настаивал на продаже контрольного пакета акций стратегическому инвестору. В начале 2009-го президент обещает запретить Юлии Тимошенко продать предприятие на невыгодных условиях. А всего два месяца спустя перекладывает ответственность решения о продаже на СНБО, который и решит, надо ли продавать "Укртелеком". А в марте 2009-го Юлия Владимировна и Виктор Андреевич даже обещали помириться, чтобы выгодно продать актив.
Однако в связи со свежим заявлением и.о. главы ФГИ Дмитрия Парфененко мириться премьеру и президенту в ближайшее время не придется: "Сейчас идет работа по увеличению инвестиционной привлекательности компании, к декабрю мы не успеем". По большому счету, толковать его слова можно по-разному. Кто-то порадуется, что чиновники признали свою несостоятельность успеть справиться к декабрю с приличным куском работы. Кто-то иронично улыбнется, подтверждая свои догадки о том, что к выборам ничего грандиозного затевать не будут: слишком велика цена, чтобы рисковать даже долей рейтинга. Кто-то, в который раз уже услышав новость об отмене приватизации "Укртелекома" в ближайшем будущем, благоразумно перестанет следить за этим сериалом. "Санта-Барбара" - более интересное кино, да идет не так долго, как продажа многострадального "Укртелекома".
Ирина Чернуха
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас