Бюджету не хватает 35 миллиардов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджету не хватает 35 миллиардов

Казна и Политика
1468
На сегодняшний день, по информации источников "Комментарии" в Минфине, ежемесячный кассовый разрыв казны составляет около 5 млрд. грн. На прошлой неделе первый вице-премьер Александр Турчинов разослал по министерствам и ведомствам указание изыскать дополнительные источники наполнения казны и новые способы экономии бюджетных средств
Неоценимую услугу в латании бюджетных дыр правительству оказали депутаты. Несмотря на противодействие "регионалов", 23 июня Верховная Рада внесла правки в Бюджетный кодекс (законопроект №2709), которые фактически отстраняют парламент от бюджетной политики. В частности, согласно обновленной версии документа Кабмин по собственному усмотрению сможет пересматривать размеры социальных гарантий, пенсий и других социальных выплат, а также в ручном режиме перераспределять трансферты между областями и госпомощь между разными отраслями экономики. Чем не преминет воспользоваться Юлия Тимошенко в условиях жесточайшего бюджетного дефицита. Правда, для этого необходимо, чтобы на законе появился президентский автограф. А Виктор Ющенко вряд ли захочет сделать такой подарок премьеру.
Зато подписание правок в закон о госбюджете на текущий год, которыми увеличиваются акцизы на пиво, - вопрос практически решенный. В этот же день, 23 июня, народные избранники приняли соответствующий законопроект (№4503) в новой редакции, убрав из него раздражающую гаранта норму о направлении 97 млн. грн. из дополнительно полученных средств на финансирование своих нужд, тем самым дав Кабмину возможность собрать сверх плана еще 300 млн. грн. Успешная попытка изменить налогообложение в середине года раззадорила Минфин. Теперь там подумывают над возможностью отнести пиво к разряду алкогольных напитков, тем самым обязав всех торговцев пенным напитком покупать лицензии на право его реализации. Заодно правительство намерено инициировать увеличение акциза на крепленые вина.
Еще часть средств Минфин намерен привлечь за счет повышения эффективности управления госсобственностью. Отсутствие действенного контроля над объектами, принадлежащими государству, и как результат низкая арендная плата (6-9 грн./м2) не способствуют наполнению казны, сокрушаются в Минфине. Удельный вес поступлений от платы за аренду в составе доходов госбюджета остается стабильно невысоким - на уровне 0,25- 0,29% общих поступлений. "Фонд не смог вовремя провести инвентаризацию госимущества, упорядочить учет юридических лиц и собрать достоверную информацию. В результате большое количество госсобственности находится вне государственного управления, что приводит к значительным потерям дохода", - поясняет источник в Минфине. Чтобы исправить ситуацию, правительство намерено провести инвентаризацию арендных соглашений.
Пополнить казну Кабмин также собирается за счет оперативной продажи списанной венной техники, что, по подсчетам Минфина, позволит выручить от 300 до 600 млн. грн.
По мнению экспертов, в поиске дополнительных поступлений правительство активизирует выпуск гособлигаций. По словам главного консультанта Института законодательства Верховной Рады профессора Александра Кириченко, таким образом Кабмин рассчитывает до конца года привлечь до 15 млрд. грн. "По сути, речь идет о бюджетном эмиссионном кредите. Сегодня Минфин мало выпускает ОВГЗ, этих бумаг может быть больше, облигации должны быть целевыми - под строительство, науку и инновации, образование. Кроме того, в целях экономии правительству следовало бы отказаться от услуг западных менеджеров и дорогих фирм, которые проводят аудит наших госкомпаний, в частности "Нафтогаза".
Сегодня на этом рынке работает только тройка международных аудиторских компаний. Правительству стоит допустить на него отечественные фирмы либо договориться с западными о значительном понижении тарифов. Тем более что за последнее время они себя дискредитировали: известны случаи, когда проведенный аудит не выявил уже состоявшегося банкротства. Сэкономить также можно, сократив расходы на управление в госсекторе, - систематизировать работу различных структур, дублирующих функции друг друга", - убежден Кириченко.
Оптимизировать бюджетные расходы правительство попытается за счет пересмотра фонда оплаты труда. "Вряд ли Кабмин воспользуется латвийским опытом и сократит расходы на зарплату и пенсии. Вся мировая экономика двигается в будущее под лозунгом недопущения падения потребительских настроений у населения. Скорее мы пойдем на сужение отдельных позиций, вроде сокращения огромных пенсий тем же народным депутатам, судьям и прокурорам", - говорит первый замминистра труда и социальной политики Павел Розенко.
В марте Верховная Рада с подачи правительства уже пошла на беспрецедентный шаг, с 1 апреля вдвое уменьшив зарплату Президенту, премьеру, спикеру, народным депутатам и руководителям высшего уровня. На период финансового кризиса - до 1 января 2010 года - парламент также сократил издержки на социально-бытовое обеспечение должностных лиц всех органов Кабмина. По словам господина Розенко, это решение принесло определенную, однако недостаточную экономию бюджетных средств. В ближайшем будущем Минфин намерен инициировать сокращение расходов на фонд оплаты труда путем сокращения количества заместителей министров. В частности, ротации могут коснуться тех ведомств, в которых работают по два первых зама.
К примеру, в Министерстве по вопросам жилищно-коммунального хозяйства из двух первых заместителей (Александр Мазурчак и Орест Лотоцкий) останется только один. Сегодня зарплата рядового заместителя в некоторых случаях (в зависимости от опыта, звания и выслуги лет) достигает 25 тыс. грн. Экономия на дорогостоящих чиновниках будет весьма популярна перед выборами. Однако сделать это будет не так просто, поскольку все заместители, в том числе первые, назначались исходя из квотных принципов, а значит, увольнение каждого из них может затронуть интересы той или иной партии. Также экономия средств может произойти за счет второстепенных затрат, в том числе на страхование, медобслуживание и санаторное лечение чиновников.
Однако самым радикальным способом решить все бюджетные проблемы остается расширение сотрудничества с МВФ. На ближайших переговорах с представителями фонда правительство попросит увеличить следующий транш с $3,2 до $3,8 млрд. и попытается выторговать возможность направить часть этих средств на финансирование бюджетного дефицита (в том числе на расчеты "Нафтогаза" за импортный газ). Если МВФ пойдет на уступки, правительство решит все проблемы с бюджетным дефицитом, а также снимет нагрузку на курс гривни, поскольку так или иначе эти средства выплеснутся на валютный рынок.
Светлана Крюкова
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас