.com не валялся — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

.com не валялся

2654
Нерадостно
В украинском сегменте Всемирной паутины зарегистрированы около 10 тыс. торговцев, величающих себя интернет-магазинами.
Правда, реально работают не более 25-30% этих точек, остальные просто маячат в Сети и никакой коммерческой деятельности не ведут. “Анализируя получаемую из разных источников информацию, можно сделать вывод, что в Украине реально работают около 3 тыс. интернет-магазинов. Общее же их количество, разумеется, больше, но точных данных нет, так как многие не проявляют никакой промоактивности, не регистрируются в интернет-каталогах товаров и магазинов, из-за чего их очень сложно выявить”, - поясняет Дмитрий Бабенко, технический директор компании WEB4PRO . Около 5 тыс. виртуальных “ларьков” открылись вообще ради одной сделки. Еще 2-2,5 тыс. (большинство из которых возникли в течение девяти месяцев 2008 г.) так и не смогли выйти на запланированные объемы продаж и прекратили существование.
Впрочем, за этот год заметно поредеют ряды и оставшихся объектов онлайн-розницы. По словам Игоря Горина, президента Межбанковской системы электронной доставки и оплаты счетов Portmone.com, на рынке электронной коммерции начинается настоящий ледниковый период, пережить который смогут не все торговцы.
Пополам
Еще в октябре прошлого года участники рынка прогнозировали, что в 2008 г. объем продаж через виртуальную розницу достигнет $400 млн. Но эти прогнозы так и не сбылись, и через интернет в прошлом году было продано товаров примерно на $350 млн, из которых вместо ожидаемых во втором полугодии прошлого года $240 млн “интернетчики” получили $190 млн. То есть всего на $30 млн больше, чем за первое полугодие (и на 3% меньше, чем за второе полугодие 2007 г.), тогда как в “нормальные” годы сезонность рынка электронной коммерции выглядит несколько иначе: около 60% продаж приходится как раз на второе полугодие.
Как поясняют участники рынка, снижение покупательской активности обусловил, помимо прочих факторов (рост курса доллара по отношению к гривне, начавшиеся увольнения и прочие кризисные явления), довольно низкий уровень доверия к интернет-торговцам. Как поясняет Евгений Резуев, директор по маркетингу бизнеса “Гипермаркеты “Фоззи”, с октября прошлого года в связи с ростом курса доллара у многих онлайн-торговцев цены повысились в среднем на 60%. Первыми увеличили цены продавцы техники и электроники. И хотя у онлайн-торговцев стоимость товаров все равно осталась в среднем на 20% ниже, чем у оффлайн-продавцов, многие потенциальные покупатели, опасаясь приобрести некачественный товар, предпочитали нести свои кровные в обычные магазины.
Кроме того, полное прекращение с октября прошлого года предоставления финучреждениями потребительского кредитования тоже привело к сокращению продаж, правда, не такому глобальному, как у оффлайн-торговцев, потому что в интернете, по словам участников рынка, только около 15% покупок осуществлялись за заемные средства. Не стали исключением и корпоративные клиенты, которые в рамках программ по уменьшению затрат не только перестали закупать через Всемирную паутину технику, но и существенно сократили расходы на покупки продуктов других товарных групп. “Корпоративные клиенты с начала текущего года, например, в нашем онлайн-магазине стали куда меньше тратить на покупку тех же продуктов питания или бытовой химии”, - подтверждает тенденцию Резуев.
Правда, сейчас многие онлайн-торговцы грустно вздыхают, вспоминая последние месяцы прошлого года, потому что падение продаж в текущем году оказалось куда серьезнее и существеннее. По предварительным данным, за I квартал 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы продаж через интернет-розницу уменьшились на 40-50%. И хотя январь - март традиционно считаются самыми неуспешными месяцами для торговли в целом, интернет-продавцов это мало утешает - такого поворота они явно не ждали. И это падение вызвано как сокращением объемов продаж в количественном выражении, так и существенным удешевлением товара в интернете. “У нас в магазине, например, средний чек с начала года уменьшился, по сравнению с декабрем 2008 г., на 20%, а продажи за этот период вообще сократились в 2 раза по сравнению с концом прошлого года”, - сокрушается Вадим Дубровин, маркетолог интернет-магазина “Мобитрейд” .
На низком старте
Следствием резкого снижения спроса в конце прошлого и в начале текущего годов стали большие складские запасы у многих торговцев и отсутствие средств для расчета с поставщиками. Поэтому начало II квартала 2009 г. ознаменуется объявлениями об уходе с рынка ряда потерпевших неудачи онлайн-продавцов. А ближе к концу первого полугодия 2009 г., если ситуация не начнет стабилизироваться (а для этого пока предпосылок нет, считают игроки рынка), уже около половины реально работающих интернет-торговцев вынуждены будут покинуть рынок если не навсегда, то уж точно до улучшения общей экономической ситуации.
Впрочем, некоторые игроки (в основном крупные и очень крупные) демонстрируют завидный оптимизм на фоне текущего и грядущего обвалов рынка. Алексея Разумовского, руководителя группы интернет-продаж компании “Евросеть”, наличие больших товарных запасов у его компании не особо расстраивает: “У нас действительно большие складские запасы, за счет чего мы можем спокойно играть с ценами”. Правда, как отмечают участники рынка, позволить себе ценовые игры могут только две категории компаний: те, кто успел рассчитаться с поставщиками до девальвации гривни, и те, кому удалось уговорить поставщиков зафиксировать курс на уровне ниже межбанковского. Как говорит Дмитрий Лаппо, директор интернет-магазина Petrovka , 95% их поставщиков отгружают товары по курсу 6 грн./USD, что позволяет избежать существенного повышения цен для розничных покупателей.
Но таких счастливчиков на рынке единицы. Например, онлайн-продавцы электроники и бытовой техники уговорить своих поставщиков зафиксировать курс не могут, поскольку эти поставщики сами получают товар от вендоров, оплачивают его в неукраинской валюте и заниматься благотворительностью не в состоянии.
Наблюдается на рынке электроники и бытовой техники еще одно огорчающее розничников (и материальных, и виртуальных) явление: исчезают крупные оптовики, закупавшие у производителей товар крупными партиями, что позволяло им выторговывать существенные скидки и отсрочки. А работать напрямую с иностранными поставщиками некоторые интернет-торговцы физически не в состоянии. Причина - отсутствие банковского кредитования и нежелание производителей-поставщиков давать свою продукцию мелким закупщикам в рассрочку. Счастливое исключение составляют прежде всего крупные компании, имеющие как онлайн-, так и оффлайн-розницу, потому что именно они могут формировать большие заказы для обоих направлений своего бизнеса. Кстати, именно таким торговцам участники рынка пророчат большое и светлое будущее. “Будущее - за интернет-магазинами, имеющими еще и оффлайн-розницу, потому что только в таком случае можно вести нормальный бизнес, а не тогда, когда в интернете работает магазин, являющийся, по сути, простым онлайн-каталогом товаров”, - уверяет Алексей Юзефов, управляющий партнер компании Lemon.
Ориентирование на местности
По прогнозам участников рынка, неплохо будут чувствовать себя и те интернет-торговцы, которые в текущем году выйдут в регионы (в смысле, организуют туда доставку своих товаров). Дело в том, что оффлайн-торговцы на протяжении последних четырех месяцев активно закрывают свои розничные магазины в регионах, тогда как онлайн-продавцы налаживают процессы доставки товаров в различные областные центры, поясняя свои действия тем, что за счет более низких цен могут весьма успешно конкурировать с местными мелкими продавцами. Интернет-продавцы бытовой техники и электроники, а также мобильных телефонов и прочей “цифровой мелочи” налаживают отношения с регионами уже с середины прошлого года. И если еще в 2007 г. 80% приобретений через интернет делали покупатели из Киева и Киевской области, то по итогам прошлого года доля столицы уменьшилась на 10 п.п., а в текущем году обещает уменьшиться еще на 7-9 п.п.
По словам Дмитрия Лаппо, один из интернет-торговцев, вышедший в прошлом году в регионы, увеличил свои продажи, несмотря на кризис, на 40%. Правда, выходя в регионы, говорят участники рынка, на первых порах придется основательно потратиться на рекламную кампанию (наиболее эффективным рекламоносителем в регионах практикующие интернет-торговцы считают местные телевидение и радио). Свой совет “интернетчики” поясняют просто: многие украинцы, не работающие регулярно с интернетом, могут и не подозревать, что в нем можно что-то покупать, или думают, что это можно делать только в Киеве. Успеху выхода в регионы может способствовать еще и то, что за пределами столицы уровень доверия к интернет-торговцам более высок, потому что у “провинциалов” нет отрицательного опыта покупок в онлайн-режиме.
К слову, о безопасности покупок в Сети в текущем году решило позаботиться Министерство экономики. По словам заместителя министра экономики Андрея Близнюка, до конца первого полугодия 2009 г. его ведомство намерено подготовить законопроект “О внутренней торговле”, которым право на осуществление торговли будет предложено предоставлять только компаниям, имеющим официальный офис и публикующим его юридический адрес. Правда, по прогнозам участников рынка, появление такого законодательного акта может привести к существенному сокращению количества интернет-торговцев, которые не смогут соответствовать выдвигаемым требованиям. Эксперты также опасаются, что государство может слишком увлечься регулированием рынка, что губительно скажется на бизнесе компаний.
Ангелина Бакалинская
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас