Не время платить по счетам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не время платить по счетам

Казна и Политика
3637
Когда рынку заемного капитала остро не хватает ликвидности, единственным источником финансирования инвестиционных программ остается заработанная прибыль. Собственники большинства отечественных предприятий по-прежнему не собираются "вынимать" деньги из бизнеса и выплачивать дивиденды миноритариям. Куда уходит распределенная прибыль?
Публичные компании в России тратят на дивиденды в среднем 20-25% чистой прибыли. На то, чтобы достигнуть современного американского уровня, то есть удвоить выплаты, у них уйдет около 20 лет. А что происходит с выплатой дивидендов в Украине?
Для нашей страны выплата дивидендов вообще не характерна. Мало того, текущий кризис заметно замедлит темпы развития украинского бизнеса, и в ближайшие два года точно не стоит ждать ощутимых изменений в этой сфере. Да и западный бизнес будет вынужден пересмотреть свою дивидендную политику.
Платить не будем
Как формируется дивидендная политика в крупных украинских компаниях? К примеру, в компании одного из крупнейших бизнесменов Рината Ахметова отметили, что в группе "СКМ" в целом и в компании "СКМ" в частности нет четко зафиксированной дивидендной политики. "Сейчас мы сфокусированы не столько на создании некой "дивидендной" истории, сколько на развитии наших предприятий, на эффективной реализации наших инвестиционных проектов, которые в абсолютном большинстве случаев являются проектами долгосрочными", - отметили в пресс-службе компании. Так, последний раз дивиденды в размере 20% прибыли "СКМ" выплачивались акционерам в 2005 году (по результатам 2004 года). В течение последующих лет (2005-2007) прибыль компании оставалась нераспределенной.
Не выплачивают дивиденды и в "Смарт-холдинге". По словам финансового директора Дениса Рудева, дивидендная политика группы на сегодняшний день сводится к максимальному использованию прибыли в целях реинвестирования в развитие бизнесов. "Часть денежных средств направляется на содержание управленческих структур холдинга и при необходимости перераспределяется на новые инвестиционные проекты/приобретения, особенно в ситуации, когда рынок заемного капитала достаточно ограничен и ему остро не хватает ликвидности", - сообщил финансовый директор.
Остальные крупные отечественные финансово-промышленные группы на вопросы о дивидендах отвечать категорически отказались. Так, в корпорации "Индустриальный Союз Донбасса" вопрос о дивидендах посчитали некорректным, заметив, что сейчас надо говорить о кризисе в металлургии, а не о распределении прибыли. Тем более что для реализации миллиардных программ корпорации приходится привлекать заемные средства, поэтому вопрос о выплате дивидендов является, мягко говоря, не актуальным.
Вопрос распределения прибыли не стоит и у бывших металлургических активов группы "Приват", практически все они работали с убытками, или, по крайней мере, их декларировали. Выкупив метпредприятия у Игоря Коломойского, новый собственник принял решение прибыль, полученную за 2007 год, направить на погашение долгов прежних лет.
В связи с этим напрашивается вывод: компании, управление в которых сконцентрировано в одних руках, нацелены сегодня не столько на получение дивидендов, сколько на обеспечение долгосрочного прибыльного роста своего бизнеса. "Проедать деньги не время. Для украинских компаний, большинство из которых находятся в фазе активного роста, как и рынки, на которых они работают, выплата дивидендов сегодня не является первоочередной задачей. Им приходится решать главную проблему - недостаток капитала: привлекать для этого средства, брать кредиты. Какие тут выплаты?", - говорит член наблюдательного совета концерна "Галнефтегаз" Андрей Худо.
Сам не гам и другому не дам
Необходимость концентрации денежных потоков для развития, что делает дивиденды второстепенным приоритетом, по мнению аналитиков, является лишь одной стороной медали. Второй причиной того, почему в Украине не выплачивают дивиденды, некоторые эксперты считают банальное нежелание крупных акционеров делиться прибылью с миноритариями. Действительно, зачем с кем-то делиться, если тебе принадлежит 90% акций?
Так уж исторически сложилось, что, покупая акции украинских компаний, собственники стремились к полному владению. Именно эта особенность украинского бизнес-пространства привела к нынешнему положению вещей в дивидендной политике, считает экономист отдела инвестиционного консалтинга компании "Юпрас Капитал" Алексей Билязе. В итоге принципы дивидендной политики, актуальные на Западе, в Украине просто не действуют. "В развитых странах выплата дивидендов является мерилом эффективности работы наемного менеджера, получив дивиденды на свои доли, акционеры благосклонно отнесутся и к менеджменту", - заметил аналитик, подчеркнув, что в крупных украинских компаниях чаще всего одному акционеру принадлежит около 90% акций, при этом менеджменту не нужно "нравиться" всем акционерам, ему достаточно угодить "хозяину". Собственник бизнеса всегда сможет получить причитающуюся ему часть прибыли и без выплаты дивидендов. Хотя это является более прозрачной и цивилизованной формой корпоративных отношений, в Украине не исчерпали себя и "серые" формы распределения прибыли.
Кто и почему платит
Мотивы единичных компаний, которые таки выплачивают дивиденды, различны. Одним из них являются так называемые "прощальные дивиденды". Это когда "старые" владельцы перед расставанием выплачивают дивиденды либо с целью "урвать последнее", либо повысить перед сделкой оценку капитализации компании фондовым рынком.
"Возможно, именно этот мотив оказался решающим в объявлении "Запорожсталью" о выплате дивидендов за 2007 год. Несмотря на то, что компании предстоит вложить около $2 млрд. в строительство кислородно-конвертерного цеха (в 2009-2012 годах), нынешние акционеры приняли решение выплатить 554 млн. грн. дивидендов", - заметил старший аналитик ИГ "Сократ" Дмитрий Хорошун, подчеркивая, что это 100% прибыли предприятия. При этом дивидендная политика "Запорожстали" за несколько предыдущих лет сводилась в лучшем случае к выплате 2% от чистой прибыли. В данном случае мотив отказа от дивидендов с целью концентрации на модернизации явно уступил по приоритетности другим мотивам.
Помимо вышеописанного мотива "прощальных дивидендов" акционерами "Запорожстали" мог двигать еще один - "концентрации усилий родителями", т. е. в рамках финансово-промышленной группы в целом. "Этот мотив очень важен, так как, как правило, в сделках слияния и поглощения в Украине участвуют не те акционерные общества, акции которых можно приобрести, а холдинговые структуры, которыми владеют исключительно стратегические акционеры", - сообщил Дмитрий Хорошун. Например, в случае с "Запорожсталью" родительская группа Midland могла решить, что ей срочно необходимы 554 млн. грн. для развития других проектов: ритейловой сети в Украине, девелоперских проектов в Украине и России. В итоге "Запорожстали" пришлось раскошелиться.
Этим же мотивом - "концентрации усилий родителями" - руководствовались акционеры "АрселорМиттал Кривой Рог", которые объявили о выплате рекордной для Украины суммы дивидендов за 2007-й и предыдущие годы - 5,8 млрд. грн. (более 100% прибыли). Несмотря на то, что криворожскому предприятию также предстоят вложения в модернизацию и органический рост (около $3 млрд. до 2012 года), материнская компания ArcelorMittal, лидер мировой металлургии, посчитала, что ей выгодно в данный момент консолидировать денежные потоки и перенаправить их на другие направления. Напомним, что несколько предыдущих лет "АрселорМиттал Кривой Рог" платил дивиденды только из необходимости, как обязательство недавно приватизированной компании перед государством.
Другие примеры "концентрации усилий родителями" - компании группы "Метинвест". Например, за 2007 год Центральный ГОК объявил о выплате дивидендов в сумме 75,8 млн. грн. (13% от чистой прибыли). Компания и ранее выплачивала большие дивиденды (более 50% прибыли за 2004 и 2005 годы, более 40% за 2006 год). Северный ГОК решил выплатить 379 млн. грн. (21% от чистой прибыли), ранее выплачивал более 50%. Ингулецкий ГОК - 688 млн. грн., за 2006 год также было объявлено о направлении на выплату дивидендов 95% чистой прибыли. Возможно, на собрании 25 октября примут решение о выплате дивидендов и акционеры "Азовстали".
А вот классический мотив для выплаты дивидендов - повышение инвестиционной привлекательности компании - в Украине практически не работает, им никто из отечественных компаний не руководствуется. Это происходит потому, что фондовый рынок акций в Украине не рассматривается как основной для привлечения инвестиций, считает Дмитрий Хорошун. Соответственно, немногие компании заботятся о том, как фондовый рынок оценивает акции. Один из возможных редких примеров, когда этот мотив сыграл роль, - выплата дивидендов предприятиями группы "Интерпайп" за 2005 и 2006 годы.
Наконец, редкие компании регулярно платят дивиденды вследствие своей высокой прибыльности и отсутствия необходимости развиваться (также один из классических мотивов на развитых рынках). Пример - ЮжНИИГипрогаз, который регулярно платит существенные дивиденды. 40% акций предприятия принадлежат ОАО "Газпром" (Россия). Ежегодно по 10 млн. грн. на выплату дивидендов направляет и химический концерн "Стирол". Существенным пакетом акций концерна владеет его почетный председатель правления Николай Янковский.
Из-под палки
Кто из акционеров ежегодно получает дивиденды на свою долю, так это государство. За этим исправно следит ФГИУ. Ведомству третий год удается перевыполнять план перечисления дивидендов в госбюджет. Не станет исключением и нынешний год, уже на сегодняшний день план по дивидендам перевыполнен.
Между тем такое положение вещей существовало не всегда. Как правило, госмонополисты и госхолдинги очень неохотно делились с государством полученной прибылью. Выплата дивидендов госкомпаниями наладилась после шоковой терапии 2005 года, когда благодаря жесткой политике Юлии Тимошенко госмонополисты не только выплатили часть прибыли, причитающуюся государству, но и погасили долги прошлых лет. В итоге вместо ожидаемых 500 млн. грн. в 2005 году госбюджет пополнился на 1,7 млрд. грн. При этом план был выполнен за счет четырех компаний: "Укртелеком" перечислил 704 млн. грн., "Криворожсталь" - 600 млн. грн., Одесский припортовый завод (ОПЗ) - 106 млн. грн., "Нефтегаз Украины" - 102 млн. грн.
После этого госкомпании стали платить дивиденды исправно, но уже не в таких объемах. По итогам прошлого года наибольшее количество дивидендов перечислил государству ОПЗ - 193 тыс. грн. По сути, благодаря этому предприятию ФГИ и удалось выполнить годовой план по перечислению дивидендов (251 млн. грн.). Еще 74 млн. грн. дивидендов ожидали в сентябре получить от "Укртелекома", но пока отечественный оператор связи с государством не рассчитался.
Хотя государственные и частные компании работают в одних экономических условиях, стратегия их акционеров кардинально различается. Если собственники частных компаний отказываются от выплат дивидендов в пользу развития своего бизнеса, то государство не только требует от госкомпаний ежегодной выплаты дивидендов, но еще и дополнительный "оброк" в виде отчислений чистой прибыли. После этого удивляться, почему украинские госпредприятия, за редким исключением, еле сводят концы с концами, не приходится.
В бюджете нынешнего года предусматривается поступление от госкомпаний 1,6 млрд. грн. (из них дивиденды составляют всего 251 млн. грн.). Споры о законности и целесообразности наличия такого дополнительного "оброка", впервые появившегося в госбюджете-2003 года, ведутся не первый год.
Некоторые изменения в существующий порядок удалось внести только в нынешнем году. В частности, с 2008 года отчислять 15% чистой прибыли будут только госпредприятия, а хозобщества, имеющие госдолю, освобождены от этого платежа. В Фонде считают, что таким образом фискальная нагрузка на АО существенно уменьшится. Между тем от причитающегося вознаграждения по итогам года - дивидендов - государство отказываться не намерено. Ежегодно Кабмин утверждает отраслевые нормативные выплаты, вооружившись которыми, представители ФГИУ и голосуют должным образом на собраниях акционеров. В Фонде уверяют, что при разработке базовых нормативов, которые, как правило, составляют от 25 до 40% чистой прибыли, происходит процесс согласования с заинтересованными министерствами. Например, при разработке базовых нормативов на 2008 год учитывались позиции Минтопэнерго по снижению норматива отчисления дивидендов на госдолю с 40 до 15% для ОАО "Укргидроэнерго". "Аргументация сводилась к необходимости расширения инвестиционных возможностей, необходимости финансирования строительства Днестровской ГАЭС", - сообщили в Фонде госимущества. В свою очередь, Днестровская ГАЭС вообще была освобождена от выплаты дивидендов в 2008 году.
Однако подобные случаи скорее исключение, чем правило, обычно государство стремится получить от причитающейся ему госсобственности сполна. Другое дело, что осуществить это не всегда удается. Например, в случаях, если государство уже не единоличный акционер в компании. Тогда частный собственник может просто игнорировать проведение собраний акционеров, а государство даже имея контрольный пакет акций, не может собрать кворум и распределить прибыль.
Прогноз
Дивидендная политика в Украине, как, собственно, и в России, находится в стадии становления: около 70% компаний контролируется узкой группой акционеров, у которых далеко не всегда имеется интерес к повышению рыночной стоимости предприятия и получению доходов через дивиденды. Когда можно ожидать изменения ситуации?
Это будет зависеть от многих факторов, основными из которых аналитики считают уровень стабильности развития компаний, их возможности по привлечению заемного капитала и, собственно, стратегию собственников бизнеса.
На сегодняшний день для поддержания роста многих украинских компаний в быстрорастущих секторах экономики необходимы достаточно серьезные вливания капитала. А сейчас рынки долгового финансирования практически закрыты, и стоимость того небольшого количества доступного заемного капитала достигает 20-25% в долларах. В таких условиях при модернизации производства компании вынуждены полагаться на собственную прибыль. В таких условиях "проедание" прибыли выглядит нелогично, уверены в "Смарт-холдинге".
По словам представителя концерна "Галнефтегаз" Андрея Худо, мнение акционеров в отношении дивидендной политики (80% концерна принадлежит одному собственнику. - Ред.) может измениться уже через 2-3 года, правда, при условии стабильности рынка. Однако прогнозы аналитиков в отношении дивидендного будущего этой компании менее оптимистичны. Концерн "Галнефтегаз" по уровню своего корпоративного развития занимает лидирующие позиции в Украине. Однако стратегия ребрендинга существующих заправок и приобретения новых подразумевает займы и отсутствие дивидендов минимум до 2010 года", - считают специалисты ИГ "Сократ".
В компании Рината Ахметова отметили, что целесообразность внедрения дивидендной политики видят только в случае, если "входящие в состав группы бизнесы станут полноценными публичными компаниями (будут выведены на IPO)". "До этого при принятии решения о выплате (или невыплате) дивидендов мы руководствовались и будем руководствоваться бизнес-логикой, т. е. поступать так, как необходимо поступить для роста и развития того или иного предприятия", - сообщили в пресс-службе компании "СКМ".
Если учесть, что нагрянувший финансовый кризис замедлит темпы развития украинского бизнеса и на несколько лет заморозит планы отечественных ФПГ о выведении своих компаний на IPO, то и ожидать изменений в их дивидендной политике в ближайшее десятилетие вряд ли стоит.
Дина Пархомчук
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас