Как судиться с банком-кредитором? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как судиться с банком-кредитором?

Кредит&Депозит
890
Какие шансы на победу имеет заемщик, который уличил банк в завышении кредитных ставок и тому подобных шалостях. И что именно он может отсудить у чрезмерно жадного кредитора.
Украинские банки охотно завышают стоимость услуг, широко разрекламированных, как бесплатные. Клиентов завлекают "низкими" процентными ставками по кредитам либо "бесплатными" страховками, но потом оказывается, что заемщикам приходится расставаться с весьма приличными суммами. Понятно, что банковским клиентам совершенно неохота расставаться с деньгами - им-то были обещаны "низкие" проценты и "бесплатные" полисы!
Как уже писали "Деньги", видя такую несправедливость, 10 мая минувшего года Национальный банк принял Постановление №168, которым обязал банки раскрывать клиентам полную стоимость кредита, включая процентную ставку, дополнительные комиссии, страховки и прочие расходы.
Поговаривают, что идея принятия этого документа пришла в голову главе Нацбанка Владимиру Стельмаху в начале 2007 года, сразу после того, как к нему обратился некий г-н Ежик (фамилия такая), житель Западной Украины. Этот господин получил на Укрпочте кредит от одного из банков и обнаружил, что "попал" на 120% годовых. Г-н Ежик написал письмо в Национальный банк, а оно по какой-то случайности попало прямо на стол к г-ну Стельмаху. Вот незадача-то!
И глава НБУ, вынужденный в то время ежедневно прорываться через стоявший у подъезда Нацбанка пикет вкладчиков нескольких обанкротившихся банков, сгоряча вызвал к себе председателя правления банка, выжимающего соки из г-на Ежика. Выяснив, что тот ни сном ни духом не знает ни о каком Ежике, господин Стельмах хлопнул ладонью по столу и потребовал от департамента НБУ по надзору над коммерческими банками заставить банки раскрывать реальную стоимость кредитов. Департамент свою задачу выполнил, а вот банки, как уже выяснили "Деньги", - нет. Однако, как говорят юристы, шансы победить банк, вводящий клиентов в заблуждение низкими ставками или творящий другие беззакония, у заемщиков все же есть.
Кто здесь обещал 0%?
По словам юриста компании Magisters Ярослава Олейника, существует целый ряд причин для оспаривания заемщиком кредитного договора. Первая - преступные действия сторон или одной из них при заключении кредитного соглашения (например, когда кредит на имя заемщика оформлен по поддельным документам).
Вторая - отсутствие согласия супруга (супруги) или лица, проживающего с заемщиком одной семьей без заключения брака, на заключение кредитного договора (при оформлении потребительских кредитов его, как правило, никто не требует). Третья - неправомерное использование банком своего положения относительно кредитного договора (например, повышение платы за кредит, требование досрочного погашения кредита, выставления заемщику огромных штрафов).
Наряду со спорами о признании кредитных договоров недействительными могут возникать и другие судебные дела. Например, связанные с установлением размера вознаграждения банка по кредиту или порядка его начисления. Если банк указал в рекламе какой-то определенный размер процентной ставки, а затем необоснованно предложил потребителю процентную ставку выше указанной, клиент имеет право обратиться в суд с иском. Например, о понуждении банка к заключению кредитного договора с использованием указанной им ранее процентной ставки или с иском о возмещении убытков (размер которых потребитель, правда, должен доказать) и/или о возмещении морального вреда.
"Результатом такого иска вполне может быть решение суда о возврате банком вознаграждения, полученного без достаточного правового основания, если стороны четко не согласовали его размера или порядка его расчета", - утверждают юристы.
Не страшный суд
Однако следует помнить - если потребитель владел информацией об условиях кредитования (то есть был ознакомлен с ними сотрудником банка) и обдуманно подписал соответствующий кредитный договор, содержащий, к примеру, процентную ставку выше указанной в рекламе, то требование потребителя о понижении ставки, скорее всего, сочтут в суде не обоснованным.
Ну, а доказать, что тебя не проинформировали обо всех условиях кредитования, очень сложно. "Порой в ход пускаются самые идиотские отговорки. Например, "когда я судился (и сужусь) с "… банком" начальник юридического управления банка заявил, что я подделал документ, который получил в точке продаж "… банка" в ТРЦ "Караван", в котором не были указаны данные о реальной ставке (есть запись суда)". Кстати, тем самым он раскрыл технологию, по которой можно уйти от ответственности. В этом документе нет ни даты, ни подписи должностного лица, то есть документ вроде есть, а вроде его и нет. С другой стороны, юрист банка утверждал, что они полностью выполнили требования НБУ, в частности, предоставили предварительные данные о кредитах. Дело в том, что критерии предварительной информации не установлены. По сути, это может быть все, что угодно", - разводит руками координатор гражданской инициативы "За прозрачность финансовых рынков" Тарас Загородний.
Так что потенциальному истцу следует запасаться свидетелями и доказательствами. "Для качественного доказательства навязывания банком дополнительных платежей и других условий получения кредитов можно использовать материалы по рекламе услуг банка, переписку с банком, показания свидетелей, подписанные совместно с банком документы", - говорит г-н Олейник.
В исковое заявление следует вносить требования о признании недействительным кредитного договора или соответствующей его части; о возврате полученного банком вознаграждения по кредиту без надлежащего правового основания; о компенсации убытков и возмещении морального вреда (при наличии такового). Тут важно отметить, что, в соответствии с законодательством Украины, нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются обычно не в пользу банка. Кроме того, при подаче исков по поводу нарушения прав потребителя оплата соответствующих судебных сборов (госпошлины) вообще не требуется.
Следует также помнить, что в качестве обеспечения исковых требований истец может попросить суд запретить банку проводить начисление процентной ставки по соответствующему размеру до момента решения спора по сути, а также отменить начисление штрафа за просрочку кредитных платежей. Если суд пойдет на такие меры, то в течение всего периода судебных тяжб обманутый потребитель фактически может пользоваться беспроцентным кредитом. Правда, если он потерпит поражение, заплатить придется все набежавшее за период тяжбы.
Я те поменяю!
Случается, что, кроме махинаций с рекламой и условиями кредитования, банковские учреждения прибегают к повышению процентной ставки в процессе пользования заемными деньгами. Кстати, эта проблема может оказаться очень острой для всех отечественных заемщиков, в связи с резким ростом ставок по всем кредитам, который продолжается уже почти полгода. К примеру, если раньше банки выдавали ипотечные займы под 14-16% годовых в гривнах, то сейчас ниже чем под 20% подобные кредиты найти сложно. Неровен час, начнут приходить письма от банка с сообщениями о подъеме ставок…
По общему правилу, одностороннее изменение условий договора не допускается, если иное не предусмотрено договором. Зачастую в договоре банки оставляют за собой право инициировать изменение размера процентной ставки по кредитам в зависимости от объективных факторов.
Однако законодательство Украины говорит, что об изменении процентной ставки по потребительскому кредиту потребитель должен быть письменно уведомлен банком в течение семи календарных дней, начиная с даты ее изменения. Без такого сообщения любое изменение процентной ставки является недействительным!
В то же время банк может отправлять клиенту уведомление о планируемом повышении процентной ставки по кредиту и до момента изменения ее размера, предоставляя ему возможность либо согласиться с новым размером вознаграждения, либо, не согласившись, досрочно погасить кредит или перекредитоваться в другом банке. "Осуществление банком таких действий, по моему мнению, не снимает с банка обязательств по уведомлению потребителя об изменении процентной ставки на вышеуказанных условиях (то есть необходимо уведомить клиента в течение семи дней, начиная с даты изменения ставки. - Авт.). Так что в случае необоснованного увеличения банком размера вознаграждения по кредиту вероятность судебной защиты прав потребителя достаточно высока", - утверждает г-н Олейник.
Не надо давить.
Еще один повод судиться с банком - навязанная страховка. Страхование залога при кредитовании необходимо. Таковы требования украинского законодательства "О залоге", "Об ипотеке" и банковского регулятора НБУ. Залоговое имущество должно быть застраховано, и баста. Получается, что банк вроде бы и не навязывает страховку - это одно из условий получения кредита. Но из "обязаловки" страхования произрастает корень извращенных взаимоотношений между банками и страховыми компаниями, который полностью ломает теоретическую схему. Ведь, несмотря на то, что в банке может быть аккредитовано 10-20 страховщиков, кредитный менеджер очень часто навязывает клиенту только одного из них (как правило, аффилированного с банком).
А еще нередки случаи, когда в страховом тарифе "прячется" часть платы по кредиту - за счет "задирания" цены полиса по сравнению с рыночной.
Но как клиент может доказать факт того, что банк именно навязывает, а не предлагает конкретную страховку? Ведь заемщик может не соглашаться на предлагаемые условия и выбрать другую компанию из списка аккредитованных либо вообще обратиться в другой банк-кредитор. "Говорить о навязывании клиенту условий банка нельзя: стороны вступают в правоотношения после того, как они согласовали все условия, на которых будут сотрудничать", - резюмирует независимый юрисконсульт Олег Кравченко. Иными словами, судиться с банком можно только в том случае, если банковский менеджер не предлагает других вариантов страхования, кроме одного, и вообще не информирует клиента о возможностях выбора.
Правда, затеяв такую тяжбу, можно и вовсе получить отказ в выдаче кредита - в разгар финансового кризиса и ограничения объемов кредитования банк может и не захотеть иметь дело со слишком уж правдолюбивым заемщиком.
Нас не обманешь!
Банки обязаны:
В письменном виде (в виде бюллетеня, справки) проинформировать клиента об условиях кредитования, в том числе о совокупной стоимости кредита (реальной ставки с учетом всех дополнительных платежей) В кредитном договоре указать график всех платежей по кредиту Предупредить клиента о валютных рисках, если кредит берется в валюте Рассказать о преимуществах и недостатках выбранной формы кредитования В случае повышения ставки по кредиту за 7 дней письменно предупредить об этом и дождаться согласия клиента на такое повышение
Если банк этого не делает
Он нарушает Постановление Нацбанка №168 и закон "О защите прав потребителей" (тексты документов - в прикрепленных файлах)
Значит, мы имеем право:
Подать жалобу на банк в Нацбанк и Госпотребстандарт Украины Собрав необходимые доказательства обратиться в суд, требуя возмещения материального или морального ущерба (кредитования на ранее оговоренных условиях, отказа от повышения кредитной ставки и так далее)
Итого: Если банк нарушает права заемщика, его можно поставить на место. Судебные иски по таким делам не облагаются госпошлиной, а шансы выиграть дело, при наличии доказательств, весьма высоки.
По материалам:
Деньги.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас