ГАИ назвали самой коррумпированной структурой страны — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ГАИ назвали самой коррумпированной структурой страны

Криминал
778
В случае нарушений правил дорожного движения "решить вопрос" с работником ГАИ с помощью взятки готовы 70% водителей.
Такие данные получены Харьковским институтом социальных исследований и научно-исследовательской лабораторией социальной и психологической работы в органах внутренних дел Харьковского национального университета внутренних дел. Ими был внедрен социологический мониторинг коррупции в деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД Украины в харьковском регионе, сообщает департамент по связям с общественностью МВД.
"Отдельным направлением работы Общественного совета при МВД Украины по вопросам обеспечения прав человека является проведение научных исследований", - рассказывает советник министра внутренних дел Екатерина Левченко.
В рамках мониторинга коррупции в деятельности ГАИ в августе-сентябре 2007 года был проведен массовый социологический опрос водителей с целью выявления распространенности коррупционных практик в отношениях граждан с работниками ГАИ, проведен анализ официальных материалов и нормативной базы, которые регламентируют деятельность Государственной автомобильной инспекции МВД Украины. Также было изучено мнение работников ГАИ относительно полученных результатов.
Мониторинг реализован в рамках проекта Содействия активному участию граждан в противодействии коррупции "Достойная Украина", который внедряется организацией "Менеджмент Системс Интернешнл" в сотрудничестве с украинскими государственными структурами.
По данным опроса, на вопрос "Если Вы нарушите правила дорожного движения в будущем, то станете ли Вы "решать вопрос" с работниками ГАИ с помощью взятки?" 70% опрошенных ответило подтвердительно, а 17% уклонились от ответа. Когда водителей попросили вспомнить последний случай, когда их останавливал работник ГАИ, 77% водителей сознались, что с их стороны все же было нарушение Правил дорожного движения. При этом 53% опрошенных водителей, по их собственному признанию, давали деньги работнику ГАИ в виде взятки, 47% - нет.
По результатам опроса, работник ГАИ требовал взятку и откровенно называл сумму в 8% случаев; в 7% - требовал, но сумму не называл, в 33% случаев просто намекал, что вопрос можно "решить" на месте. Вместе с тем, в 52% случаев работник ГАИ не требовал деньги и даже не намекал на взятку. Следовательно, более чем в половине случаев взятка дается по инициативе водителя.
По мнению респондентов, наибольший вред коррупция в деятельности ГАИ наносит водителям, которые придерживаются законов, процедур и правил, наименьшую - нарушителям правил и законов. Вместе с тем, лишь 52% водителей осознают, что коррупция в деятельности ГАИ вредит им лично. "Исследование обнаружило угрожающий для будущего Украины факт: чем младшее респондент, тем более терпимо он относится к коррупции, в частности в деятельности ГАИ", - отмечает Екатерина Левченко. "Более того: каждый пятый водитель вообще не считает дачи денег работнику ГАИ взяткой", - отмечает советник.
66% респондентов, по их признанием, в течение последних пяти лет давали деньги работнику ГАИ за не привлечение к ответственности за нарушение Правил дорожного движения и только 34% заверили, что этого не делали. При этом опрос обнаружил, что лишь четверть водителей считает, что нужно всегда придерживаться правил дорожного движения. Кстати, 57% опрошенных водителей считают, что "откупиться" от работника ГАИ можно практически всегда, 29% - часто, 12% - изредка. Лишь 2% водителей считают, что "откупиться" от работников ГАИ невозможно практически никогда. При этом соотношение водителей, которые довольны и не довольны тем, как в настоящий момент складываются контакты между ними и работниками ГАИ, практически одинаково.
Одной из причин нарушений правил дорожного движения является низкий профессиональный уровень водителей. Большинство аварий на дорогах случаются по вине людей, чей водительский стаж не превышает трех лет. В 2004 году за успешное составление экзамена при получении удостоверения водителя платили неофициально 81% опрошенных водителей, в 2006 – 62%, а в 2007 г. – 73%. Немного больше половины опрошенных платила неофициально за ускорение или упрощение процедуры технического осмотра автомобиля, когда проходили его последний раз.
Анализ корупциогенности нормативно правовых актов, которые регламентируют регистрацию транспортных средств, выдачу удостоверений водителя и общения с работниками ДПС МВД Украины, обнаружил у них некоторые "детали" под почву для коррупции. Так как в соответствии с Законом Украины "О дорожном движении" и Положении о Государственной автомобильной инспекции на ГАИ положено 47 основных функций. Более того, ГАИ осуществляет учет транспортных средств и одновременно осуществляет контроль за порядком ведения этого учета.
Оценивая свое отношение к коррупции вообще, респонденты признали, что она вредит благосостоянию граждан Украины, эффективному местному самоуправлению, развитию украинской экономики, бизнеса. Вместе с тем, они не осознают вред, который наносит коррупция им лично.
"Большинство процедур в практике ГАИ являются сверхсложными, многостепенными, в большинстве непонятными, дублирующими друг друга. Такие сложности приводят к изобретению "короткому и понятному" обеим сторонам пути – взятке", - к такому выводу пришли социологи, проводившие исследования в харьковском регионе.
Проект осуществляется при поддержке американской государственной корпорации "Вызовы тысячелетия" (Millennium Challenge Corporation – МСС) и работает под управлением Агентства США из международного развития (USAID). Он рассчитан на два года и должен обеспечить поддержку деятельности общественных организаций с целью защиты прав граждан и отслеживания случаев коррупции в основных сферах, где осуществляются антикоррупционные мероприятия.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас