Банки, деньги, два ствола


Банки, деньги, два ствола

МВД и Нацбанк ищут способы повышения безопасности банков. И лоббируют интересы Государственной службы охраны.

"Пока могу сказать только то, что задержанных нет", - традиционный ответ правоохранителей в половине случаев дерзких ограблений кредитных учреждений в разных концах страны. Также не является секретом, какие версии в первую очередь отрабатывает следствие. В девяти столичных случаях представители правоохранительных органов заявили, что прежде всего будет проверяться возможная причастность к преступлениям охранников банков.

По мнению оперативников, последние ограбления финучреждений были совершены с помощью охраны и будут продолжаться и дальше. "Злоумышленники ищут легкий путь проникновения в банки, - сказал "Инвестгазете" один из оперативных сотрудников МВД. - А самый простой - войти в доверие к охраннику. Для этого чаще всего бандиты используют дружеские связи и то обстоятельство, что у охраны невысокая зарплата. Человек, охраняющий миллионы, получает копейки, поэтому его легко склонить к преступлению. К тому же банковские службы безопасности плохо проверяют тех людей, которые идут охранять деньги граждан".

2007 год отличился ростом числа вооруженных нападений на финансово-кредитные учреждения, в четыре раза превысив количество ограблений, совершенных за аналогичный период прошлого года. С начала года их произошло свыше сорока. Львиная доля ограблений приходится на регионы. От подобных набегов злоумышленников страдает и столица, где было зафиксировано девять из 44 нападений на банковские филиалы. Среди наиболее громких - троекратное нападение на ПриватБанк в разных частях города - 4 июня, 17 июля и 28 августа. Общий ущерб банка оценивается в пределах 25 тыс. долл. Жертвой самого крупного из киевских ограблений стал Райффайзен Банк Аваль, потерявший 480 тыс. долл.

В регионах наиболее масштабным оказалось ограбление Инкомбанка в Феодосии, где охранник и двое сообщников опустошили кассу на 2 млн грн. С арестом двоих грабителей банку удалось вернуть 1,79 млн. Еще 200 тыс. грн остались у их сообщника.

И спросить не с кого...

Акцент на рознице вынудил банки более интенсивно выстраивать филиальную сеть. Из-за высокой концентрации финансово-кредитных учреждений в больших городах банки вынуждены занимать свободные ниши в "глубинке", и в таких случаях количество зачастую достигается в ущерб качеству, как минимум - качеству банковской безопасности.

Для банкиров безопасность учреждений - это прежде всего расходы. А потому защищенность вкладов населения фактически напрямую зависит от той цены, которую взимают охранные агентства и их государственная альтернатива - Государственная служба охраны при МВД Украины, точнее - Департамент ГСО. При этом стоимость услуг частных и государственных охранников заметно отличается, поскольку право на ношение огнестрельного оружия, а значит - и возможность полноценно обезопасить банк - есть только у работников ГСО.

Банкиры и Антимонопольный комитет Украины, в свою очередь, заявляют о монополизации услуг ГСО на рынке вооруженных охранных услуг. А будучи единственным учреждением, предоставляющим такого рода услуги, ГСО периодически повышает их стоимость, что в результате (еще в 2001 году) вылилось в конфликт между ГСО с одной стороны и Ассоциацией украинских банков, Украинской федерацией работников негосударственных служб безопасности с другой. В конце 2001 года ГСО впервые подняла оплату своих услуг в полтора-два раза вопреки заранее подписанным договорам. При этом, отказываясь платить новую цену, банки попросту лишались какой-либо охраны. Тогда ситуация была разрешена благодаря вмешательству Кабмина, и стоимость охраны увеличилась лишь на 40%. Но спустя год, в декабре 2003 года, от ГСО снова поступили предложения о новом уровне цен - выше прежних на 30-60%. Еще год - и перед банкирами вновь появился обновленный прайс-лист. Так продолжалось до недавнего времени. В конце прошлого года ГСО заявила о намерении поднять в 2007 году цены на 15-70%.

На данный момент за безопасность банкам приходится платить от 20 грн за час милицейской охраны или от

12 грн за час гражданской охраны. Финучреждения могут избрать и третий вариант - установление технических средств охраны. В таком случае придется платить как за подключение сигнализации и видеокамер и их обслуживание, так и за возможность приезда группы быстрого реагирования в случае необходимости. По данным ГСО, ее охранными услугами сейчас пользуются 9890 финансово-кредитных учреждений - центральных банковских офисов и отделений.

То есть почти половина всех существующих в стране. Еще около четверти банков отдают предпочтение частным службам безопасности, услуги которых стоят в два раза дешевле услуг государственной и собственной ведомственной охраны. Остальные же, а таких около трети, вообще не охраняются и являются легкой добычей для грабителей.

Кроме того, банкам приходится тратиться на сопровождение охранниками кассиров с денежными средствами и на инкассацию и транспортировку валюты, уплачивая от 0,01 до 0,5% от перевозимой суммы. По последней информации, о сопровождении кассиров между банками и ГСО действует 2310 договоров, еще 1568 договоров касаются инкассации.

Кредит с учетом охраны

Дороговизна службы безопасности бьет не только по бюджетам банков-клиентов, но и по карману заемщиков, обращающихся в эти учреждения. В то время как ГСО повышает охранные тарифы, банки стараются окупить свои расходы за счет увеличения доходов. В первую очередь за счет повышения процентной ставки по кредитам.

"Реализация в банковской сфере предложений ДГСО приведет к увеличению расходов банков на содержание охраны, а это, в свою очередь, повлияет на увеличение стоимости кредитных ресурсов, что станет на пути их привлечения в реальный сектор экономики, для малых, средних предприятий и населения", - предупреждал еще три года назад президент АУБ Александр Сугоняко.

По мнению банкиров, равноценная конкуренция на рынке вооруженной охраны будет выгодной не только банкам-клиентам, которые выиграют от более низких расценок, но и государству. ГСО, будучи частью МВД, финансируется из госбюджета. Если банки смогут самостоятельно выбирать, кого привлекать для охраны учреждений, нагрузка на ГСО уменьшится, и, соответственно, сократится необходимость в бюджетных средствах. В то же время, как отмечают в АУБ, уменьшение статьи расходов банков на охрану приведет к увеличению суммы валового налогообложения финучреждения, то есть средств, напрямую поступающих в госбюджет.

Пока же волна ограблений заставила не только потерпевшие банки задуматься об улучшении охраны. "МВД будет настаивать на усилении охранных мер, - заявил недавно Владимир Полищук, пресс-секретарь ГУ МВД в г. Киеве. - В особенности это касается филиалов небольших коммерческих банков, поскольку на сегодня значительная часть из них охраняется на несоответствующем уровне".

На этом же настаивает и Нацбанк, который в связи с последними событиями провел совместное заседание с МВД.

Банкиры и силовики принялись за разработку программы повышения банковской безопасности. Она обяжет финучреждения обеспечить как физическую охрану, так и технические средства безопасности. При этом программа делает акцент на более тесном сотрудничестве с ГСО, а значит, проблему конкуренции на рынке охранных услуг она не разрешит.

Елена Снежко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Криминал
Смотри также
Рейтинг популярности материала «Банки, деньги, два ствола» на Finance.ua - 2.0
В Контексте Finance.ua