В Украине пропали 100 000 мин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В Украине пропали 100 000 мин

Казна и Политика
462
Серьезная погрешность в отчетности по утилизации боеприпасов и вооружений может стать поводом для очередного оружейного скандала
В Украине с каждым годом увеличивается количество устаревших боеприпасов, подлежащих обязательному уничтожению. К 2012 году, по разным оценкам, их количество составит от 0,5 до 1 млрд. т.
На создание мощностей, способных переработать этот взрывоопасный груз, собственных средств у страны нет. Поэтому для этих целей регулярно привлекается финансовая помощь от международных организаций. Такой штамп давно утвердился в выступлениях руководящих лиц различных ведомств, так или иначе связанных с данной проблемой. Мировое сообщество в лице Трастового фонда НАТО “Партнерство во имя мира» уже профинансировало два проекта: по уничтожению запасов стрелкового оружия (завершился в июле нынешнего года) и по уничтожению противопехотных мин типа ПМН (проект был реализован в 2002-2003 годах). Но, как оказалось, даже международная поддержка не в силах победить «лукавую цифирь», которая проскакивает в отчетах, связанных с выполнением планов по утилизации.
Проект по уничтожению противопехотных мин ПМН был «плотным» в преддверии ратификации Украиной «Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении» (Оттавская конвенция). Страны-доноры проекта (основные средства предоставила Канада) через Агентство по техническому обслуживанию и снабжению НАТО (NAMSA) профинансировали в размере $800 тыс. проект по уничтожению 404,9 тыс. мин всех типов ПМН на Донецком казенном заводе химических изделий. На торжества по случаю завершения проекта прибыл генсек НАТО Джордж Робертсон, подтвердив своим визитом намерения альянса помочь Украине избавиться и от других типов мин, в том числе ПФМ. В 2005 году Украина ратифицировала Оттавскую конвенцию, и в первом же отчете, представленном МИД Украины в ООН по форме 7, обнаружилось, что мины ПМН в Украине все еще есть. Согласно официальной формулировке 950 мин ПМН и 1 тыс. мин ПМН-2 хранятся на складах «для тренировок и исследовательских целей».
Следуя взятым обязательствам, Украина за четыре года после депонирования ратификационных грамот в депозитарий ООН должна полностью уничтожить все запасы запрещенных мин. Однако, судя по опыту «полного» уничтожения ПМН, гарантий выполнения обязательств нет. Так, некоторые цифры по количеству мин в отчете Украины от 21 ноября 2006 года не соответствуют данным отчета от 11апреля 2007 года. Более того, из списка мин, которые ранее, по предоставленной Украиной информации, хранились на складах и подлежали утилизации, вообще исчезли мины ПОМЗ-2 (38 921 шт.) и ПОМЗ-2М (204 021 шт.). Еще два года назад данные боеприпасы в указанном количестве значились в объявлении Еврокомиссии на проведение тендера по уничтожению украинских запасов противопехотных мин. Тендер индикативной стоимостью около миллиона евро проводился Еврокомиссией практически одновременно с конкурсом на уничтожение 5,9 млн. мин ПФМ. Оба тендера постигла печальная участь - их результаты были отменены, но на этом для Украины печальные последствия не закончились.
Кстати, количество мин ОЗМ-72 также уменьшилось на 100 шт., а мины ПОМ-2 исчезли так же, как ПОМЗ. Но в графе о передаче мин за отчетный период соответствующей информации нет. Получается, что боеприпасы буквально испарились. А МОН-90, в отличие от других типов, стало несоизмеримо больше. В итоге, за неполный год в Украине стало на 100 тыс. шт. меньше мин, подлежащих уничтожению. При этом информация о выполнении работ по утилизации мин, которая также предусмотрена формой отчета в ООН, отсутствует.
Не меньшие чудеса происходят и на ниве другого международного проекта по уничтожению легкого стрелкового вооружения. В конце 2005 года было подписано имплементационное соглашение между Кабинетом Министров Украины и Агентством по техническому обслуживанию и снабжению НАТО (NAMSA), предусматривавшее финансовую помощь в утилизации 133 тыс. т боеприпасов, 1,5 млн. единиц стрелкового оружия, а также 1 тыс. единиц ПЗРК. Уничтожение переносных комплексов в 2006 году было первой частью проекта, без выполнения которой не могли быть осуществлены остальные.
16 января 2007 года в Каменце-Подольском Хмельницкой области на Центральной артиллерийской базе вооружения Западного оперативного командования Сухопутных войск ВСУ в рамках реализации очередного этапа проекта Трастового фонда НАТО «Партнерство во имя мира» состоялась торжественная церемония, приуроченная к началу работ по уничтожению в Украине избыточного стрелкового оружия и легкого вооружения. В тот день, по сообщению пресс-службы Минобороны Украины, специалистами ГП МОУ «Укроборонлизинг» методом переплавки в тигельных индукционных печах была утилизирована первая партия легкого вооружения и стрелкового оружия.
По контракту, подписанному между Украиной и НАТО 17 ноября 2006 года, на проведение работ по утилизации 400 тыс. единиц легкого вооружения и стрелкового оружия отведено два года. Для реализации проекта страны-доноры трастового фонда НАТО выделили 900 тыс. евро, еще почти 3 млн. грн. выделено украинской стороной.
В рамках выполнения договора планировалась ликвидация более 200 тыс. единиц различных модификаций автоматов Калашникова, свыше 22 тыс. единиц различных модификаций карабинов и винтовок, почти 100 тыс. пистолетов разных моделей, а также пулеметов, гранатометов, противотанковых винтовок, спортивного и учебного стрелкового оружия.
Однако уже 11 июля нынешнего года в посольстве США в Украине состоялись торжества по случаю уничтожения миллиона стволов. Такие «стахановские» темпы утилизации выглядят весьма странно. Даже если предположить, что формально проект «стартовал» с подписанием имплементационного соглашения. За семь месяцев, конечно, можно уничтожить и 400 тыс., и даже миллион стволов, но только в «отчетности».
Такое расхождение в цифрах можно, конечно, прикрыть традиционным разгильдяйством. Тем более что точных данных о количестве всех типов боеприпасов, как годных, так и устаревших, у Минобороны нет, все, как правило, оперируют приблизительными цифрами. Расхождение в отчетностях по минам может быть вызвано причинами бюрократического характера: поменялся чиновник, подготавливавший данные, а преемник просто невнимательно изучил историю вопроса. Подобная практика Министерства обороны и МИД (последние подают данные в ООН) не улучшает имидж Украины на международной арене. Ответственность за нарушение положений договоров наподобие Оттавской конвенции не предусмотрена. И государство не несет никаких потерь, кроме, как было сказано, имиджевых - в глазах международного сообщества Украина все более выглядит как ненадежный и неисполнительный партнер. С таким государством вряд ли захотят иметь дело страны-доноры - со всеми вытекающими отсюда последствиями. К тому же расхождения в отчетах могут привлечь внимание влиятельных стран, которые «вдруг» устроят очередное расследование нелегальных поставок украинского оружия (боеприпасов) в зоны военных конфликтов.
Возможно, проблема гораздо глубже и связана отнюдь не с особенностями утилизации, например, стрелкового оружия, у которого «срок годности - не ограничен». В конце 2005 года пресс-служба СБУ сообщила о возбуждении дела по факту реэкспорта боеприпасов, взятых одним из украинских предприятий на утилизацию. Информированные источники утверждают, что боеприпасы были благополучно поставлены в страну, которая является членом ГУАМ. Оплачивал контракт на поставку иностранный заказчик. При этом военное ведомство оплатило предприятию утилизацию. Результаты расследования до сих пор не известны. Не исключено, что мины и стрелковое оружие, которых «недостает» в отчетах для ООН, постигла та же участь, что и реэкспортированные боеприпасы.
По материалам:
BIN
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас