Артем Ковбель: украинский агропром приближается к коллапсу?
Очень много говорят о том, что украинское зерно кормит полмира. Что зерновое соглашение спасло мир от голода. Что украинские аграрии работают и собирают рекордные урожаи даже во время войны. И все это верно. Но в украинском агробизнесе, несмотря на все его достижения, за год горячей войны накопилось множество проблем. Вот к ним и хочу привлечь внимание.
О каких проблемах идет речь? Здесь можно сложить целую цепочку.
1. Падение мировых цен на продовольствие. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в марте зафиксировала падение цен на одну только пшеницу на 7,1%. Это значит, что даже доходы аграриев от продажи падают. Падение доходов — это падение закупок зерна и удобрений для последующей посевной. Уменьшается не только количество, но и качество закупаемого сырья, а также инвестиции в поддержание продуктивности почв и новые системы ирригации.
2. Украинское зерно дополнительно проседает в цене — из-за нестабильности работы «зернового коридора». А еще конкуренцию ему составляет российское зерно. Оно из-за санкций вообще рекордно подешевело и для многих является альтернативой «проблемному» зерну из Украины.
3. Невозможность планирования. Из-за нестабильности работы «зернового коридора» ни одна агрокомпания не может заранее знать, сколько зерна она продаст. А без этого невозможно спрогнозировать, в каком объеме засевать поля.
4. Дорогая логистика. До войны стоимость железнодорожных перевозок зерна из Центральной Украины в порты Черного моря держалась в пределах 25 долларов за тонну, сейчас — 35-40 долларов за тонну. Похожая ситуация и в морской логистике с той разницей, что там волатильность выше: цены могут резко взлетать, так и резко падать.
5. Конфликты с зарубежными зернотрейдерами. Это для нас «зерновой коридор» — спасение, для иностранных компаний он — способ разжиться товаром по дешевке. Поэтому иностранные компании могут использовать не очень честные методы, чтобы заработать больше на кризисе с украинским зерном. Показателен здесь опыт ГК «Прометей», которого большой зарубежный трейдер банально «кинул», отказавшись от уже заключенного контракта после того, как цены в мире на зерно просели.
В списке моих клиентов тоже много агрокомпаний и многие из них так или иначе испытывают сложности в отношениях с зернотрейдерами.
6. Налоговые эпопеи. Война войной, но блокирование налоговых накладных по поводу и без Украины продолжается. Это, с одной стороны, мешает государству своевременно получать налоговые поступления в бюджет, с другой — создает излишний повод для паники аграриям. Вместо того чтобы заниматься своей целевой работой, им приходится выяснять, что не так в их налоговой документации, и судиться из-за штрафов.
7. Нехватка мощностей для хранения. Пока зерно завозят на обычные склады, иногда оставляют в погрузочных контейнерах без соблюдения правил хранения. В результате процент испорченного зерна растет.
Можно ли решать эти проблемы?
Быстро — нет. Ситуация в нынешнем АПК — это глобальная проблема, требующая комплексного подхода. И самое главное — помощи наших партнеров. Нужны инвестиции в разминирование полей, внедрение новых технологий удобрений и подлива на фоне восходящих засух, развитие логистики.
Также нужна если не альтернатива «зерновому коридору», то хотя бы пути стабилизации его работы. И работа в этом плане ведется, о чем свидетельствуют заявления разных представителей власти, последнее из которых прозвучало недавно из уст посла Украины в Турции.
Но не все решается только на средства западных партнеров. Поддержать АПК может и украинское правительство тем, что:
— решит проблему блокирования налоговых накладных,
— реализует программу гарантирования военных рисков,
— продолжит развитие альтернативных источников энергии (производство энергии из биомассы, биогаза, солнечная энергетика и т.п.). И в этом смысле не мешало бы разработать программу поддержки ТЭЦ, уже работающих на биомассе и биогазе, и программы стимулирования аграриев для перехода на альтернативные источники энергии.
Все это, безусловно, потребует времени и денег, но для начала не помешало бы просто желание и политическая воля.
Артем Ковбель, партнер, соучредитель Crowe Erfolg, член ASIS, ACFE, ASCP
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью