Не "Борисполем" единым — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не "Борисполем" единым

Фондовый рынок
1426
В начале прошлого года Кабинет министров Украины принял постановление “Об утверждении Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года” . Согласно ей семнадцать аэропортов в пятнадцати областных центрах (а также в Кривом Роге) должны в ближайшие годы вдвое увеличить общий пассажиропоток (до уровня 24,3 млн пассажиров к 2023 году) и пропускную способность, привести уровень предоставления услуг в соответствие с международными стандартами; до 35-40 минут сократить время на наземное обслуживание каждого воздушного судна; привлечь инвесторов, развить “неавиационную деятельность” (до 40 процентов общих доходов аэропортов), увеличить количество лоукостеров до 30 процентов общего рынка авиационных перевозок; создать не менее 1000 дополнительных рабочих мест.
В то время как основные “воздушные ворота” Украины – “Борисполь” и “Львов” – оказались на первых полосах из-за скандала с ирландским лоукостером Ryanair, Укринформ решил поинтересоваться, что происходит в других аэропортах.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТХАРЬКОВ
Это крупнейший аэропорт Восточной Украины. По словам его коммерческого директора Владислава Ильина, ожидаемый пассажиропоток в этом году – более 800 тыс человек, рост в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 51%.
“Аэропорт способен принимать самолеты Airbus A320, Boeing 737, Boeing 757 и другие, более легкие самолеты, а также Boeing 767, Airbus A330, Ан-124. Регулярные авиарейсы осуществляются в добрый десяток стран мира, включая Турцию, Польшу, Беларусь, Израиль”, – отметил Ильин.
По его словам, в аэропорту работает единственный лоукостер – турецкая компания Рegasus. Она осуществляет регулярные рейсы из Харькова в Стамбул семь раз в неделю.
Руководство аэропорта также проводит переговоры об открытии рейсов лоукостерами в Европу.
Что касается других регулярных рейсов, то, например, польская авиакомпания LOT осуществляет перелеты в Варшаву 9 раз в неделю, по средам и субботам – дважды в день. Ежедневно возит пассажиров в Стамбул Turkish Airlines. МАУ 4 раза в неделю отправляет пассажиров в Тель-Авив. Рейсы в Минск ежедневно осуществляет белорусская компания “Белавиа”.
Как сообщал ранее Укринформ, аэропорт “Харьков” капитально обновлен к “Евро-2012”: построен новый терминальный комплекс и новая взлетно-посадочная полоса.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ДНЕПРОПЕТРОВСК»
Отсюда летает восемь регулярных международных рейсов в Ираклион (Греция, Крит), Тиват (Черногория), Анталию (Турция), Салоники (Греция), Шарм-эль-Шейх (Египет), Бургас (Болгария), Вена (Австрия), Тель-Авив (Израиль), а также осуществляются внутренние перелеты: во Львов и Киев (Борисполь).
С 2010 года началась активная стадия реконструкции аэропортового комплекса «Днепропетровск». Построен и оборудован современный ангар для обслуживания воздушных судов, ведутся работы по обустройству территории аэропорта и Привокзальной площади, проектируется реконструкция аэродрома, взлетно-посадочной полосы, перрона, идет строительство нового пассажирского терминала.
Планируется, что новый пассажирский терминал будет представлять собой трехэтажное здание с современной автоматической багажной системой (включая интегрированную досмотровую технику), информационной системой, удобствами для людей с особыми потребностями, современной системой регистрации и автостоянкой на 350 парковочных мест. Пропускная способность нового терминала увеличится в два раза.
В Днепропетровской области действует еще один международный аэропорт -
КРИВОЙ РОГ
До недавнего времени он работал исключительно в режиме ожидания. Но в 2016 году была разработана Программа финансовой поддержки и развития коммунального предприятия «Международный аэропорт Кривой Рог». И уже в том же году был обеспечен перелет 8,9 тыс пассажиров, что на 7,6 тыс больше, чем за предыдущий период; обработано 21,8 тонны груза, организовано 512 авиарейсов.
В настоящее время осуществляется программа полетов авиакомпаниай Anda Air и туроператором Join Up в Анталию (дважды в неделю) и в Батуми (раз в неделю).
Авиакомпания Bravo Airways и туроператор TPG дважды в неделю возят в Анталию и раз в неделю – в Бургас. Также выполняются чартерные рейсы в Анталию.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТЗАПОРОЖЬЕ
Из аэропорта выполняются регулярные рейсы в Киев, Москву, Анталию, Хургаду, Шарм-эль-Шейх на самолетах Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-140, Boeing-737, МД-82. Чартерные рейсы, в том числе и грузовые, осуществляются в разные страны СНГ, Европы, Азии, Ближнего Востока.
АЭРОПОРТХЕРСОН
Хотя в его официальном названии нет слова “международный”, отсюда регулярно летают за границу – в Турцию. Ежедневно два рейса в Стамбул, утренний и вечерний, предлагает авиакомпания Turkish Airlines. Работают также чартеры: дважды в неделю из Херсона в Анталию возит Anda Air, раз в неделю – Bravo.
Кроме того, компания МАУ предлагает ежедневные регулярные рейсы по маршруту Киев – Херсон – Киев.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ОДЕССА»
По объему авиаперевозок Одесский аэропорт занимает второе место в Украине, обеспечивая ежегодно более чем миллиону пассажиров воздушное сообщение с мегаполисами Европы, Азии и Африки.
В марте текущего года здесь завершено строительство современного пассажирского терминала. Ожидается, что первые внутренние рейсы здесь смогут принять в декабре 2017 года, а международные – весной 2018-го. Общая площадь комплекса – почти 30 тыс кв. метров, будут обслуживать пассажиров 24 стойки регистрации. Ежегодно терминал, в котором есть гостиница, багажные отделения и дополнительные помещения, сможет принимать около 3 млн пассажиров.
Рейсы в аэропорт осуществляют 18 авиакомпаний, в том числе 5 отечественных. Приоритетные направления полетов – Анталия и Стамбул, причем один из лоукостов уже запланировал зимой открытие низкотарифного маршрута “Одесса-Стамбул-Одесса” и принимает заказы.
Летают из Одессы в Тель-Авив, Салоники, Прагу, Варшаву, Минск, Ригу и другие столицы.
14 июля 2017 турецкий лоукост-компания Pegasus Airlines открыла прямые рейсы по маршруту Одесса-Анкара. Полеты выполняются в ночное время четыре раза в неделю. Как отметили в администрации авиакомпании, новый рейс Одесса-Анкара стыкуется в турецкой столице с внутренними рейсами Pegasus Airlines – в Адану, Анталию, Бодрум, Стамбул, Диярбакыр, Газиантеп, Измир, Стамбул, Трабзон, Центр, Эрзурум, – и международными рейсами – в Амман, Дюссельдорф, Эркан, Штутгарт и Эрбиль.
Перспективы прихода в Одессу двух европейских лоукостов – Ryanair и Wizz Air – зависят от того, будут ли выделены в ближайшее время достаточные средства для реконструкции взлетно-посадочной полосы. Направлять свои лайнеры для посадки на слишком короткую для посадки полосу – 2,8 км вместо 3,2 км, – да еще и разбитую за несколько десятилетий эксплуатации низкотарифные авиаперевозчики не желают.
Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил, что для реконструкции полосы уже утвержден пакет проектно-технической документации и подготовлены капиталовложения в объеме 2 млрд грн. По его словам, в следующем году в Одессу может прийти Ryanair.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «РОВНО»
В прошлом году впервые за последние 10 лет отсюда был выполнен пассажирский рейс в Анталию (не считая чартерных нерегулярных рейсов частной авиации). С этого времени авиакомпания Bravo Airways выполняет еженедельные воскресные рейсы по указанному маршруту в обе стороны.
В прошлом году аэропорт Ровно принял почти 7 тыс пассажиров (для сравнения, в 2015 – только 394). Рост пассажиропотока стал возможным благодаря запуску чартерных программ. В октябре прошлого года перевозчик запустил чартерные рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх (Египет). Работают над новым регулярным сообщением «Ровно-Люблин», которым, как предполагается, смогут воспользоваться 30 тыс пассажиров в год.
В перспективе есть запрос на направления Варшава, Франкфурт-на-Майне, Прага, Милан, Мадрид, а также на нерегулярные пассажирские международные перевозки (чартеры) в Индию, Закопане (Польша), Бургас (Болгария).
Сейчас разработан специальный антикризисный план развития аэропорта. Долг аэропорта составляет 12,5 млн грн, а на ремонтные работы потребуется не менее 3 млн грн. Средства планируют найти в областном бюджете. В частности, на следующий год обещают выделить около 4 млн грн.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ЧЕРНОВЦЫ»
12 июля 2016 г. впервые после длительного перерыва компания МАУ осуществила перелет из Черновцов в Киев. Тогда в успех аэродрома мало кто верил, на самом предприятии были долги по зарплате. В конце концов заработали два ежедневных авиарейса «Черновцы-Киев-Черновцы» и регулярный авиарейс в Италию «Черновцы-Бергамо». Благодаря им реализованы успешные международные программы – «Черновцы-Хургада» и «Черновцы-Анталия» с авиакомпанией Bravo. А сотрудничеством с аэродромом уже заинтересовались другие компании.
За год сотрудничества Черновицкого аэропорта с МАУ здесь совершено более 800 внутренних перелетов, услугами аэропорта воспользовались более 30 тыс пассажиров. 31 перелет реализовала компания МАУ на международных авиарейсах, более 18 тыс пассажиров воспользовались перелетами чартерных авиарейсов.
Благодаря этому Черновицкий аэропорт уже с Нового года выплачивал зарплату работникам из собственного бюджета, предприятие имеет возможность модернизировать инфраструктуру, средств аэродрома хватает на текущие расходы и содержание. Планируется установка отопления, приобретение техники для обслуживания самолетов зимой, строят багажную ленту и ищут предприятия для разработки документации для нового современного аэродромного комплекса, чтобы аэропорт мог принимать мощную воздушную технику.
В июне депутаты городского совета приняли программу развития «Международного аэропорта «Черновцы» на 2017-2020 годы, согласно которой только из городского бюджета запланировано выделить 30 млн грн.
АЭРОПОРТВИННИЦА
Отсюда осуществляются регулярные рейсы «Тель-Авив-Винница-Тель-Авив» (дважды в неделю), «Варшава-Винница-Варшава» (также дважды в неделю). Отсюда улетают и чартерные рейсы «Анталия-Винница-Анталия» (трижды в неделю), «Даламан-Винница-Даламан» (раз в неделю).
Аэродром пригоден для эксплуатации самолетов круглый год без ограничений, круглосуточно. Здесь проведен ремонт здания аэровокзального комплекса с пропускной способностью 400 человек в час, сдана в эксплуатацию его первая очередь с возможностью одновременного пребывания в накопителе аэровокзала до 150 человек. Построено новое багажное отделение, оборудованное транспортером. Оборудован пункт пропуска через государственную границу Украины.
АЭРОПОРТИВАНО-ФРАНКОВСК
Из прикарпатского аэродрома осуществляются регулярные рейсы: дважды в день – в Киев, пять раз в неделю – в Испанию, в том числе три – в Аликанте и два – в Валенсию. К нерегулярным относятся чартеры, которые заказывают турфирмы.
Аэропорт использует только одну из двух взлетно-посадочных полос. Ее покрытие позволяет принимать среднемагистральные авиалайнеры Boeing 737, A-320, MD-82, грузовые Ил-76 и вертолеты всех типов.
В прошлом году авиакомпания Turkish Airlines отменила рейсы Стамбул-Ивано-Франковск из-за трещин и разрушения бетонного покрытия аэропорта. Комиссия установила, что аэродром может обслуживать не более 10 операций в сутки. При этом общий вес каждого воздушного судна не должен превышать 50 тонн, что делает невозможным использование авиалайнеров типа Airbus A319, которые летали на рейсах Turkish Airlines между Ивано-Франковском и Стамбулом.
Специалисты утверждают, что тяжелые самолеты аэропорт не сможет принимать даже после реконструкции. А она предусматривает не только ремонт полосы, но и замену оборудования и создание места стоянки для самолетов. Есть информация, что общая сумма проекта составляет около 52 млн.
Стоит отметить, что с 2010 года аэропорт находится в концессии ООО «Скорзонера», которое имеет непосредственное отношение к туркомплексу «Буковель» и, соответственно, к нардепу Александру Шевченко и бизнесмену Игорю Коломойскому.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «УЖГОРОД»
Единственный на Закарпатье аэропорт прекратил работу в феврале 2016 года, когда Госавиаслужба приостановила действие его сертификата на обслуживание пассажирских авиарейсов в связи с выявленными нарушениями правил безопасности.
На территории аэропорта начались работы по расчистке территории, установка забора по периметру и тому подобное. Через полгода аэропорт посетил министр Владимир Омелян и пообещал, что аэропорт заработает уже в сентябре 2017-го. Но аэропорт до сих пор закрыт на прилет-вылет, принимает только чартерные рейсы.
Сейчас продолжаются работы по расширению взлетно-посадочной полосы. Спецтехника снимает по краям слой асфальта, после чего укладывается новый слой, значительно шире предыдущего – чтобы аэропорт мог принимать большие самолеты класса Boeing и Airbus.
Но модернизация взлетно-посадочной полосы – только один из этапов восстановления полноценной работы аэропорта. Спецификой ужгородского аэропорта является то, что самолеты взлетают и заходят на посадку через воздушное пространство соседнего государства, Словакии, и о решении проблемы с диспетчерским сопровождением при взлете и посадке самолетов надо договариваться на межгосударственном уровне.
Недавно председатель Государственной миграционной службы Максим Соколюк заявлял о том, что обсуждается идея сделать аэропорт с выходом на два государства. «То есть два выхода из терминала, в одну сторону – Словакия, в другую – Украина”, – сказал Соколюк в интервью центральным СМИ .
АЭРОПОРТ «ТЕРНОПОЛЬ»
В начале декабря прошлого года аэропорт «Тернополь» получил сертификат службы авиационной безопасности, который показал его пригодность для приема воздушных судов.
Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы, он сертифицирован и готов к принятию воздушных судов максимальной взлетной массой до 64,9 тонн, с частотой не более пяти самолето-вылетов в сутки и вертолетов всех типов. В 2004-м получил статус международного.
После восстановления свето-сигнального оборудования аэродрома его регламент работы станет круглосуточным (ныне работы по восстановлению выполнены на 60%). Аэровокзал имеет два пассажирских терминала с пропускной способностью 100 пассажиров в час, пункт пропуска через государственную границу, автономное обеспечение теплом, водой и электроэнергией. В составе аэропорта есть все необходимые службы для обеспечения обслуживания воздушных судов и пассажиров, поддержания в надлежащем состоянии летного поля, заправки кондиционным топливом ВС и автомобилей.
Сейчас в первую очередь нужно провести ремонт взлетной полосы и терминалов. Также разрабатывается проект реконструкции внутренней части здания аэровокзала. Полная модернизация аэропорта стоит 15-17 млн грн.
В настоящее время выполняются только чартерные перевозки, регулярные рейсы отсутствуют. Ведутся переговоры о введении международных рейсов, в частности, до польского аэропорта «Жешув-Ясенка».
ГРУСТНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
Аэропорты в таких городах, как Николаев, Сумы, Черкассы, Полтава пока практически не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов. Среди причин простоя чаще всего называют отсутствие средств на ремонт и надлежащее обслуживание взлетно-посадочной полосы.
В международном аэропорту «Николаев» нет ни одного рейса, но он находится в стадии реконструкции и ремонта. Сейчас разработана программа его развития до 2021 года, которая предусматривает привлечение из различных источников финансирования 742 млн грн. Для выполнения минимальных мер по запуску аэропорта необходимо 50 млн грн, которые Николаевский областной совет выделил из областного бюджета.
По последним данным, новое руководство (директоров здесь меняют чуть ли не каждый год) ведет переговоры о сотрудничестве с турецкой авиакомпанией Turkish Airlines и ирландским лоукостером Ryanair. На 3-4 августа хотят пригласить сюда для проведения заседания «Ассоциацию аэропортов Украины», говорит заместитель директора аэропорта Сергей Филатов.
Для полноценного запуска аэропорта и закрепления за ним базовой авиакомпании необходимо сделать ремонт взлетно-посадочной полосы, получить сертификат от Госавиаслужбы, а также установить свето-сигнальную и радиорелейную системы. После этого можно будет проводить переговоры, чтобы привести в Николаев базовые авиакомпании. Фактически, считают в Николаеве, аэропорт должен заработать уже в августе-сентябре.
В Сумах с декабря 2016 по решению Кабинета министров аэропорт получил статус грузопассажирского. Здесь надеются, что изменение классификации международного пункта пропуска через государственную границу с пассажирского на грузопассажирский позволит обслуживать авиационные грузовые перевозки, что является одной из составляющих развития авиационной отрасли в Сумской области. Предполагается, что реализация этого распоряжения положительно скажется на экономическом развитии региона, приведет к увеличению отчислений в бюджеты всех уровней, созданию дополнительных рабочих мест.
Однако, по мнению экспертов, в частности, экс-заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы у аэропорта вряд ли будет возможность привлечь дополнительные объемы грузов.
“Начинать необходимо только после подписания договоренностей с потенциальными клиентами, а не с финансирования”, – говорит Кава.
В Черкассах 2 сентября 2014 совершил посадку самолет Embraer ERJ-145EP, на борту которого находилась молодежная сборная Швейцарии. Самолет выполнял международный перелет по маршруту Цюрих – Черкассы – Цюрих. Таким образом аэропорт смог подтвердить статус международного, но это был единственный случай за много лет простоя, пишет местное издание «ИнфоМост» .
Сейчас аэропорт существует в основном за счет аренды и проведения на его территории масштабных праздников вроде автофестивалей и фестиваля малой авиации.
По словам директора аэропорта Елены Качуриной, сегодня на территорию аэропорта садятся в основном чартерные рейсы, осуществляются обзорные полеты. В прошлом году услугами аэропорта воспользовались более тысячи пассажиров, тогда как четыре года назад – только 16.
В Полтаве возможность реконструкции аэропорта обсуждают с иностранными партнерами. Начальник управления инфраструктуры и туризма Полтавской ОГА Александр Колесников утверждает, что за счет областных и собственных средств «Аэропорт-Полтава» остается дееспособным предприятием, его взлетная полоса может принимать воздушные суда средней тяжести, осуществлять их коммерческое, наземное и техническое обслуживание. Для работы с пассажирами, багажом и грузами здесь тоже есть все необходимое.
И напоследок отметим, что неожиданное решения для обеспечения жителей облцентра авиационным сообщением выбрала власть Волыни. Здесь планируют открыть терминал для перевозки пассажиров на военном аэродроме. Утверждают, что вопрос уже согласован с Министерством обороны, и надеются, что аэротерминал в Луцке может появиться уже в конце этого года.
Светлана Лигостаева, Людмила Блик, Валерий Староселец, Михаил Аксанюк, Олег Снитовский, Татьяна Когутич, Наталья Команяк, Антонина Мних, Ирина Дружук, Алла Мирошниченко, Сергей Ханин, Ольга Опанасенко
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас