Индустриальные парки: большой бизнес — в очереди за льготами
Ранее СМИ писали о депутатских инициативах по налоговым льготам для индустриальных парков (ИП). Два законопроекта, на которые рассчитывают уже существующие и потенциальные участники ИП, пока что лежат без движения в парламенте, одобренные профильным комитетом ВР по вопросам промышленной политики. Однако число желающих стать участником такого промышленного образования или предоставить свою территорию для этого постоянно увеличивается.
Последний пример — заявление главы Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева, который объявил, что власти региона собираются открыть индустриальный парк на территории Херсонского хлопчатобумажного комбината. Буквально за полтора месяца до этого на той же Херсонщине владелец Херсонского машиностроительного завода (ХМЗ) Александр Олейник объявил о создании индустриального парка на территории своего предприятия.
Сторонники ИП представляют их как некое спасение для украинской экономики, точки ее роста. И обещают приличный приток инвестиций. В 2012 г., когда принимался нынешний Закон Украины «Об индустриальных парках», чиновники заявляли, что эти новации помогут привлечь в украинскую экономику не менее $8 млрд инвестиций, не говоря уже о создании рабочих мест и развитии регионов.
Но по информации Минэкономразвития, сегодня в Украине организовано 20 индустриальных парков, из которых зарегистрировано 14 (только они имеют права на налоговые льготы). При этом Министерство указывает, что во всех этих ИП официально зарегистрирован лишь один участник.
Что же из себя представляют украинские индустриальные парки и кем являются их потенциальные участники?
Что такое индустриальный парк
Согласно украинскому законодательству, индустриальный парк – это определенная территория с коммуникациями, на которой его участники могут заниматься переработкой чего-либо, научно-исследовательской деятельностью или информационным и телекоммуникационным бизнесом.
В то же время в бизнес-среде есть понимание того, что индустриальный парк – это площадка, на которой могут работать несколько независимых предприятий, как правило, связанных общими цепочками создания продукции с добавленной стоимостью. То есть это — возможность компаниям быстро развернуть работу на готовой инфраструктуре с коммуникациями. Управляющая компания обеспечивает должное состояние основных сооружений (котельных, трансформаторов и др.), инженерных сетей, дорог и подъездных путей. В какой-то степени здесь можно провести параллели с бизнес-инкубатором, только для крупного бизнеса, которому для облегчения старта нужна готовая площадка, позволяющая сократить «время выхода на рынок» с 2-3 лет до 6-9 месяцев.
По большому счету, государство должно на базе ИП развивать перспективные секторы, дать возможность завезти импортное оборудование, которое не производится в стране, но которое позволит наладить новое производство. Для чего оно, государство, и предоставит определенные льготы.
Так что же из себя представляют в действительности теперешние индустриальные парки и кто в них обосновался? Складывается впечатление, что они рискуют стать не площадкой для развития и раскрутки новых бизнесов, а средством для поддержания штанов уже существующего бизнеса.
На месте чего создают украинские технопарки
Дыра в заборе, «что хоть на мотоцикле въезжай», разбитые окна, заколоченные двери цехов, упаковки от пленки под ногами – таким предстал еще несколько лет назад взгляду случайных посетителей завод «Свема» в Шостке Сумской области. В то время территорию ранее значимого предприятия чиновники уже решили отвести под индустриальный парк. И даже частично реализовать задуманное удалось: в нем начали работу два десятка компаний, производящие фанеру и ламинат, изоляционные материалы, строительные инструменты и т.д.
Сейчас сайт парка застыл, 28 мая 2014 г. – последняя дата обновления статей, это момент, когда «Индустриальный парк «Свема» включили в государственный реестр индустриальных парков. Тем не менее, «Свема» – один из немногих зарегистрированных ИП Украины, который есть не просто на бумаге, там действительно запущено небольшое производство.
Работает также и ИП «Коростень», где есть инфраструктура. В ходе реализации проекта запустился первый в Украине завод по производству мебельных плит МДФ.
Действует ИП «Соломоново» в Закарпатье, где собирают машины Skoda. Глава наблюдательного совета «Еврокар» Олег Боярин объяснял, что инвесторы пришли благодаря наличию свободной экономической зоны. Но в 2005 г. правительство пересмотрело законодательство, которое гарантировало инвесторам сохранение условий на 30 лет, и инвесторы «вынуждены просто выживать». Тем не менее, в компании надеются на создание машиностроительного кластера вокруг существующего завода.
Условно существующие
Основная часть парков, хоть они и зарегистрированы официально, функционируют пока только на бумаге (см. также в конце текста «Стадия развития индустриальных парков в Украине, которые прошли регистрацию в Минэкономразвития»). Под них местные власти отвели определенные территории, в надежде привлечь инвесторов, которые и должны получить льготы от государства. По сути же парки эти нерабочие.
«Из 14-ти зарегистрированных сейчас в Министерстве экономического развития индустриальных парков управляющие компании есть у 9-ти, но реально задействовать участников могут только 4 парка, у других даже коммуникации к сети не подключены», – рассказывает директор «Ассоциации индустриальных парков Украины» Игорь Николин.
Тем не менее, парки продолжают множиться. Еще недавно их было 12, в реестр индустриальных парков включили ИП «Мироцкое», который расположен в Киевской области рядом с трассой «Киев – Ковель – Ягодин». На площади 36,7 га должны развиваться как производство стройматериалов, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность, приборостроение, так и альтернативная энергетика, информационно-вычислительное обслуживание, научные исследования и др.
Также министерство зарегистрировало Винницкий индустриальный парк. И «Украинская пивная компания» (UBC Group, Харьков) уже символически заложила на его территории первый камень в строительство завода по производству холодильного оборудования для напитков. Это первый участник парка, который намерен завершить первый этап строительства уже в следующем году.
«Я бы очень хотел, чтобы в каждом городе был такой индустриальный парк», — заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. План приоритетных действий Кабмина на 2016 г. предусматривает, что до конца года будет зарегистрировано еще 5 парков. Причем вновь зарегистрированные парки пока не имеют ни инфраструктуры, ни коммуникаций.
Это вовсе не то, чем кажется
Если посмотреть на некоторые индустриальные парки, то складывается впечатление, что собственники украинских промпредприятий пытаются через их создание «пристроить» не только простаивающие территории своих заводов (что, в принципе, вполне логично), но и свой бизнес, который далеко не всегда входит в рамки концепции индустриальных парков.
Владелец «Херсонского машиностроительного завода» Александр Олейник объявил о создании на территории завода ИП KhersonIndustrialPark. Промышленная площадка занимает здесь 73 га, есть крупный железнодорожный узел, порты. На деле пока что есть только меморандумы с городскими властями и турецкими компаниями «о логистическом центре хранения и переработки овощей и фруктов, а также о проекте по энергосберегающим технологиям». В интервью Hubs Олейник прямо сказал, что его интересуют льготы на ввоз комплектующих для комбайнов, которые предприятие планирует производить в рамках индустриального парка.
Завернуть в упаковку ИП свой проект логистического хаба на территории «Черноморского судостроительного завода» (ЧСЗ) намерен и «Смарт-холдинг». Из 300 га, на которых размещается ЧСЗ в Николаеве, в судостроительном производстве задействованы менее 10%. На заводе уже третий год занимаются также перегрузкой на суда зерна и металлолома. Стивидорные услуги стал оказывать и «Херсонский судостроительный завод». В год на этих площадках холдинга переваливается около 300 тыс. т грузов. Именно это направление и решили развивать дальше на ЧСЗ, но уже как индустриальный парк.
«Обсуждаем идею создания классического индустриального парка со своей управляющей компанией и регламентированными взаимоотношениями с будущей резидентурой. Компания-оператор ИП будет предоставлять полный спектр услуг, связанных с перевалкой грузов: обработка, погрузка, экспедирование, весовой и качественный контроль, предоставление специализированных складских мощностей и пр. Она будет обеспечивать резидентов поставкой необходимых ресурсов», — рассказал гендиректор «Смарт-Холдинга» Алексей Пертин в одном из интервью порталу РБК-Украина.
В компании рассчитывают переваливать на николаевской верфи 4 млн т в год и ведут переговоры с потенциальными клиентами. «К 2025 г., по самым скромным оценкам, потребности в перевалке зерновой номенклатуры по региону могут возрасти вдвое — до 16 млн т ежегодно. Мы рассчитываем, что стабильный грузопоток будет обеспечивать также металлургическая продукция. «АрселорМиттал Кривой Рог» сегодня переваливает на коммерческих мощностях Николаевского и Одесского регионов около 1,3 млн т продукции. Улучшение ситуации на сырьевых рынках может серьезно увеличить поток», — говорит он.
На территории парка будет производство по переработке сельхозпродукции и обработке метала, завод может изготавливать крупные металлоконструкции. В пределах ЧСЗ построят свою обменную ж/д станцию, акватории до паспортных показателей — 8,5-11,5 м (завод принимает судна водоизмещением до 30 тыс. т).
Насколько такая переквалификация отвечает сущности индустриального парка? В конце концов, в том же Николаевском порту другие игроки запускают перевалочные мощности и производство без преференций от государства. Как компания Bunge, которая открыла маслоэкстракционный завод и терминал.
Hubs попросил Игоря Николина прокомментировать эти проекты. «Если де-юре такие объекты — это производства, целостные имущественные комплексы, то зарегистрировать автоматически их как индустриальные парки нельзя. И конечно, если речь будет идти просто о каких-то логистических услугах, то и тут не так просто будет — должна быть четкая концепция развития производства, бизнес-план, расчеты. А если речь идет только о логистике, то этого мало», — считает директор Ассоциации индустриальных парков Украины.
Это совпадает с мнением секретаря комитета ВР по налоговой и таможенной политике Олега Крышина, который сказал СМИ, что льготы получают «только индустриальные парки, созданные там, где не ведется или не велось производство. Парки на основе действующих или приостановленных производств не получат права на фискальные стимулы».
По мнению Игоря Николина, проекты новых парков появляются благодаря тому, что вскоре парламент может рассмотреть соответствующий законопроект, многим хочется быть в тренде. По сути, это охота уже существующего крупного бизнеса за налоговыми льготами. Не факт, что депутаты рискнут предоставить преференции отдельным территориям — многие оглядываются на негативный опыт превращения таких территорий в налоговые дыры.
Хотя, конечно, индустриальный парк индустриальному парку рознь. Привлекательно выглядит перспектива организации производства автодеталей возле Чопа, открытие IT-городка под Киевом и др. Да и президент UBC Group Игорь Гуменный вполне убедительно обходил винницкие поля в поисках подходящего участка для своего завода.
О провалах
Настоящий кластер решил в свое время построить и собственник группы компаний «Олимп» (производство водки) Павел Климец. Он также рассчитывал, что государство будет развивать индустриальные парки. И даже построил новую площадку, без использования старой инфраструктуры. «Мой опыт лежит в плоскости индустриального кластера — где на одной площадке расположены смежные производства. Но как человек, который построил его без льгот и поддержки от государства в чистом поле, могу сказать, что теперь это — чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко», — рассказал он.
Бизнесмен взялся реализовывать проект «Малиновка Эко». Он больше походит на то, каким должен быть полноценный индустриальный парк. Да, отчасти он был рассчитан на решение нужд водочного бизнеса (размещение производства тары и т.п.) Но проект предполагал и инфраструктуру под чужой бизнес: производство лекарств, производство из экологически чистого сырья продуктов питания и т.д.
«Другим не советую браться за этот трудоемкий и неблагодарный процесс. Строить парки как площадки для различных производств в стране, где производство — не приоритет, тоже особого смысла не вижу. Крупный бизнес по-прежнему выживает за счет договорных отношений с государственными чиновниками. Госполитики в этой сфере нет. Деньги дорогие, планировать длинные сложно, поэтому не уверен, что в ближайшем будущем у этой формы есть перспектива. А малому и среднему бизнесу такие площадки не нужны», — говорит Павел Климец.
Впрочем, даже без широких льгот со стороны государства ИП может быть интересен как бизнес. Речь идет конкретно о предоставлении готовых площадок для заинтересованных производителей. В конце концов, территории построенных при СССР заводов уходят под гипермаркеты, СТО и т.д. Как, скажем, цеха завода «Большевик» в Киеве.
Как отмечают в «Ассоциации индустриальных парков Украины», те же предприниматели восточной Украины, решив перебраться в центр и на запад страны, ищут под свой бизнес территории и помещения. MiniArt Models производила в Симферополе сборные пластиковые модели военной техники. Теперь станки установлены в Киевской области, где предприниматель Алексей Рыжко нашел подходящую площадку.
Кроме того, готовые площадки могут заинтересовать иностранных производителей, которые разворачивали сборку на территории России, но не могут теперь поставлять продукцию в Украину из-за санкций. Например, несложно перенести сборку телевизоров из поставленных зарубежных деталей.
Андрей Муравский
По материалам: Hubs
Поделиться новостью