Бизнес не справляется с электронной системой администрирования НДС
В середине лета в украинском законодательстве произошли изменения, связанные с порядком формирования налогового кредита и налоговых обязательств по приобретению товаров/услуг и необоротных активов для их использования в необлагаемых операциях или в операциях, не связанных с хоздеятельностью плательщика. С 1 июля для плательщиков НДС заработали новые дополнительные правила, а именно: регистрация налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных ограничивается суммой, рассчитанной по определенной формуле. Однако спустя чуть больше месяца, многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами после внедрения системы электронного администрирования НДС. Конкретно с какими – узнавал Finance.UA
Что нужно ГФС
Основной проблемой введения электронного администрирования НДС является вымывание средств, которое в условиях экономического кризиса приводит к закрытию предприятий, бегству инвесторов из Украины, а также выводу активов и предприятий в соседние страны. В большей степени внедрение системы электронного администрирования негативно ударило по работе и развитию малого и среднего бизнеса, отмечают предприниматели.
Принятие Верховной Радой законопроекта от 16.07.2015 года с опозданием на месяц создало ситуацию, при которой налогоплательщики были вынуждены работать в системой электронного администрирования НДС в условиях некорректной формулы расчета регистрационной суммы. Это повлекло за собой трудности в регистрации продавцом – поставщиком налоговых накладных за июнь и июль 2015 года, необходимость внесения покупателем дополнительных средств на электронный счет в сумме полученных от налоговых накладных за июнь 2015 года, зарегистрированных поставщиком с опозданием и без ограничения регистрационной суммой, применение штрафных санкций за занижение налоговых обязательств
за июнь 2015 в случае представления уточняющих расчетов на сумму налоговых обязательств по налоговым накладным, зарегистрированными с опозданием и тому подобное.
за июнь 2015 в случае представления уточняющих расчетов на сумму налоговых обязательств по налоговым накладным, зарегистрированными с опозданием и тому подобное.
Налоговые обязательства и налоговый кредит, зарегистрированный с опозданием по налоговым накладным за июнь-июль 2015, возникают в разный период. В частности, налоговые обязательства – в периоде совершения соответствующей операции, а налоговый кредит – только в периоде регистрации налоговой накладной. В свою очередь, Государственная фискальная служба решительна настроена на то, чтобы осенью очистить систему электронного администрирования от фиктивных налоговых кредитов.
“Что нам очень важно? Нам важно действительно до конца года, но реально мы этого ожидаем в октябре и ноябре этого года, вычистить полностью весь непонятный налоговый кредит, которой существовал в системе. И самым большим достижением будет является то, что мы сможем уменьшить количество проверок бизнеса, нам не нужны будут внеплановые проверки, встречные проверки, потому что в абсолютном большинстве они были именно по поводу операций с контрагентами. Я считаю, что для крупного бизнеса это улучшение”, – заявил глава ГФС Роман Насиров.
Кроме прямого вымывания средств для предприятий стал проблемой отказ органов ГФС в возврате налогоплательщикам ранее уплаченных сумм налога из бюджета и из электронного счета, а это в свою очередь, является грубым нарушением действующих норм законодательства.
Неправильная формула
Пока что бизнес продолжает обвинять представителей ГФС в том, что представители госструктуры допустили ошибки в разработке методологически неверного алгоритма расчета регистрационной суммы. И это повлекло за собой вторую основную проблему предпринимателей и системы электронного администрирования НДС.
“То, что сейчас происходит это еще не отражение всей ситуации с НДС счетами, поскольку в июле предприятия спасались овердрафтом и тем не менее уже в июле поступали сигналы уже о том, что для многих предприятий НДС превращается фактически в налог с оборота особенно для тех, кто контактирует с монополистами”, – считает народный депутат Александр Кирш.
Технически жалобы от налогоплательщиков поступают из самых разных регионов и, действительно, система не справляется в ситуациях, когда предприятия должны выписывать большое количество налоговых накладных, а иногда поступают немотивированные отказы от системы в регистрации налоговой накладной, считает Кирш.
“Повторяются жалобы, когда налоговая накладная регистрируется не в том периоде, когда возникают налоговые обязательства, тогда система удваивает налоговые обязательства, т.е. по вытягу и 6 строчка появляется и 8 не уходит, что приводит к тому, что одни и те же обязательства учитываются дважды в расчете формулы и предприятию дважды необходимо внести одну и туже сумму”, – добавил нардеп.
Потери бизнеса
Украинский союз промышленников и предпринимателей провел опрос среди 78 компаний – плательщиков НДС и выяснил, что в 78,3% плательщиков были ошибки в формуле, которые привели в среднем к дополнительной уплаты налога на электронные счета в сумме 334,6 тыс. грн (18070 тыс. грн 54 предприятиях). В результате этих ошибок 51 плательщик (73,9% плательщиков) получил от поставщиков налоговый кредит за июнь-июль 2015 году на сумму 22 375 тыс. грн (в среднем 438,7 тыс. грн на одного плательщика). Это, в свою очередь, привело к тому, что 49 плательщиков (71%) не смогли зарегистрировать свои налоговые накладные на сумму 24 385 тыс. грн. (в среднем на сумму 343,5 тыс. грн).
Последствиями этого стали значительные потери налогоплательщиков в виде недополученной выручки от реализации, отложения, во времени выполнения, контрактов или их заключения, невыплата или задержка в выплате заработной платы, рост задолженности перед контрагентами.
Так, 37 плательщиков оценили падение объемов реализации за июль 2015 на сумму в размере 32 247,5 тыс. грн (в среднем на 1 плательщика – на 871, 6 тыс. грн.), 17 – отметили невыплату заработной платы на общую сумму 1 092,5 тыс. грн, в 35 плательщиков возникла задолженность перед контрагентами на общую сумму 29 787,5 тыс . грн, 51,7% плательщиков заявили о применении к ним штрафных санкций от покупателей, 24 плательщика недополучили выручку от реализации в июле 2015 на общую сумму 24 535 тыс. грн.
Анализ проблематики введения СЕА НДС с 1 июля 2015 свидетельствует об имеющихся случаях «ручного» управления, а также мошенничества с сертификатами ключей электронной цифровой подписи. А это допускает существование налоговых ям и после введения СЕА НДС в полноценный режим работы.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью