Как "закалялось" Антикоррупционное бюро — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как "закалялось" Антикоррупционное бюро

Мир
814
Украина впервые в прозрачный способ получила главу спецоргана по борьбе с коррупцией. Уникальность произошедшего не в том, что главой супер-ведомства был избран малоизвестный 35-летний юрист, а в самом процессе его избрания. Украинское общество сдало экзамен на зрелость и демократичность, показав отличную работу конкурсной комиссии по отбору главы Антикоррупционного бюро
16 апреля президент Петр Порошенко определил главу Антикоррупционного бюро. Им стал бывший сотрудник прокуратуры Киевской области Артем Сытник. Так завершился процесс подготовки закона и конкурса по отбору кандидатов на пост главы НАБ, которые в сумме длились целый год.
Первый законопроект всегда комом
Сразу после Майдана, в апреле 2014 года, нардеп Виктор Чумак (фракция “УДАР”) с рядом депутатов подал законопроект “О национальном бюро антикоррупционных расследований”. Его разработкой несколько лет занимались эксперты — Виталий Шабунин, Дмитрий Котляр, Руслан Рябошапка, Иван Пресняков и др. Судя по всему Чумак с самого начала рассчитывал занять пост главы данного бюро, на который метила также тогдашний правительственный уполномоченный по борьбе с коррупцией Татьяна Чорновол. Так как законопроект предусматривал ограничения, по которым она не имела шансов стать главой нацбюро (обязательное юридическое образование), то Чорновол поддерживала альтернативный проект закона авторства Сергея Пашинского.
Законопроект Чумака предусматривал общую численность сотрудников 1300 человек, обязательный конкурс на главу Бюро, которого утверждал Кабмин. Пашинский же предлагал сделать директора антикоррупционного ведомства более зависимым от СНБО (т.е. президента), который назначал и увольнял главу Бюро.
Но в тот период создание Антикоррупционного бюро отложили (законопроект даже не внесли в повестку дня). После избрания президентом Петра Порошенко было решено вернуться к антикоррупционной реформе в сентябре 2014 года. До этого времени законопроект о создании НАБ дорабатывался Кабинетом министров.
Следует отметить, что к принятию антикоррупционного законодательства Украину упорно подталкивал Запад. Создание Антикоррупционного бюро привязывали к упрощению визового режима и получению транша кредита от Международного валютного фонда, который требовал запуск Бюро до конца 2014 года (транш от МВФ был выдан в марте 2015 года, когда завершался конкурс по отбору директора НАБ).
Главный вопрос — кто утверждает главу Антикоррупционного бюро
20 августа 2014 года правительство получило от МВФ согласованный проекта закона о НАБ. Украинская сторона учла замечания Фонда — усилить независимость руководителя Бюро и предусмотреть в штате Антикоррупционного бюро должности спецпрокуроров. Министр юстиции Павел Петренко тогда заявлял, что Кабмин предлагал, чтобы решение конкурсной комиссии по отбору директора Бюро утверждала Верховная Рада, “но это не предусмотрено Конституцией, поэтому рассматривался такой вариант: конкурсная комиссия выбирает кандидата, а правительство его утверждает”. Также было отменено ограничение по возрасту. После этого Кабмин передал законопроект в Администрацию президента, где он прошел еще доработали и в начале сентября президент внес в Раду законопроект “О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции”.
Согласно законопроекту, основными функциями НАБ должны стать: досудебное расследование и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Численность его сотрудников сокращалась до 700 человек (центральный аппарат и 7 региональных отделений), изымалась норма о расследовании фактов коррупции в частном бизнесе (остались только госслужащие 1-3 категории). В законопроекте был прописан конкурс по отбору кандидатов на главу Бюро — по три делегата от парламента, президента и Кабмина. Также указывалось, что директор Бюро назначается не на 5 лет, а на 7.
16 сентября президентский законопроект с третьей попытки поставили в повестку дня, но одобрить в целом Рада смогла только 7 октября, а приняли закон 14 октября. За неделю депутаты согласовали 56 поправок к законопроекту. Главные среди них — это право Верховной Рады наряду с президентом отправлять в отставку директора Антикоррупционного бюро, изъяли норму об обязательной проверке на детекторе лжи.
Хотя позже МВФ раскритиковал ряд поправок к закону, так как они только ослабили Антикоррупционное бюро.
При новой Раде по-новому заработали над созданием Бюро
На два месяца о законе забыли в связи с парламентскими выборами, после которых еще была долгая коалициада. Только в декабре 2014 года политики вернулись к подготовке к работе Антикоррупционного бюро. Первым делом решили назначить членов конкурсной комиссии. От президента ими стали глава Меджлиса Рефат Чубаров, глава правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Захаров и историк Ярослав Грицак. Кабмин утвердил членами комиссии по своей квоте правозащитника Иосифа Зисельса, профессора университета им. Шевченко Александру Яновскую и журналиста Юрия Бутусова. Последним членов конкурсной комиссии определил парламент. Ими стали экс-министр культуры Евгений Нищук, директор Европейского бюро по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер и один из авторов Конституции Виктор Мусияка.
Параллельно Порошенко начал давать обещания о скорейшем начале работы Антикоррупционного бюро. В середине декабря президент пообещал “сюрприз” на 14 января, в начале года Порошенко уже называл дату 24 января, когда должен быть избран директор Бюро (именно в этот день вступал в силу закон о НАБ). Президент, видимо, рассчитывал, что конкурсная комиссия рассмотрит кандидатуры, которые были у всех на слуху, и сразу же примет решение. А среди фаворитов тогда называли только иностранцев.
Еще в конце ноября Порошенко предлагал назначить на должность главы Антикоррупционного бюро иностранца: “Я предлагаю пригласить на эту должность человека из-за пределов Украины. Он будет иметь одно преимущество — отсутствие связей в украинской политической элите. Никому не кум, не сват и не брат, равноудаленный от всех политических сил технократ, которому мы все доверяем”. По его мнению, именно такой руководитель точно обеспечил бы эффективную работу Бюро.
В конце декабря в СМИ прозвучали четыре фамилии иностранцев, претендующих на пост главы НАБ. Якобы Администрация президента вела переговоры с бывшим федеральным прокурором, помощник прокурора США Богданом Витвицким. Также рассматривались кандидатуры грузин: Михаил Саакашвили, Давид Сакварелидзе и Гизо Углава.
Петр Порошенко на первом заседании конкурсной комиссии. Фото: сайт Администрации президента
Конкурс длиной в три месяца
9 января в Администрации президента прошло первое заседание конкурсной комиссии. Во вступительном слове Петр Порошенко призвал в этот же день объявить конкурс: “Единственная просьба — кроме выборов председателя и секретаря (комиссии — ред.), если у вас не будет возражений, возможно, принять решение относительно объявления конкурса”.
Но его надежды получить директора НАБ в конце января растаяли после двухчасовой дискуссии членов комиссии по казалось бы простым техническим вопросам. Если избрание председателем Рефата Чубарова и секретарем комиссии Евгения Захарова прошло быстро, то со сроками подачи документов и их рассмотрений возникли настоящие баталии. Причиной тому называли плохую подготовку закона. Только на следующий день комиссия согласовала текст объявления о конкурсе, который стартовал 12 января.
Претенденты на пост главы Бюро имели целый месяц для того, чтобы подать документы. Иностранцы также получили право участвовать в конкурсе, но при условии, что к 12 февраля они получат украинское гражданство.
Параллельно народные депутаты продолжили работу над изменением закона о НАБ. 12 февраля были приняты компромиссные изменения в действующий закон. Верховная Рада сама себя лишила права согласовывать кандидатуру главы Антикоррупционного бюро. Как пояснил Виктор Чумак, который на тот момент уже подал документы на участие в конкурсе, таким образом будущего главу НАБ лишают зависимости от политических групп в парламенте. При этом было уточнено увольнение директора Бюро: на основании негативного вывода международного аудита президент или парламентская коалиция могут принять решение об отставке директора. “То есть президент назначает директора, а парламент и президент могут его уволить. Это обеспечит баланс ветвей власти в вопросе влияния на работу органа”, — объяснял усиление роли главы государства в вопросе назначения главы Бюро лидер президентской фракции Юрий Луценко.
Изменения в закон также вводили должность детективов (следователь + оперативно-розыскной работник),
возвращали высокий уровень зарплат для сотрудников НАБ (оклад директора — 50 минимальных зарплат, детективы — 19 минималок),
создавалась специализированная антикоррупционная прокуратура, которая должна осуществлять надзор за соблюдением законов о деятельности Национального антикоррупционного бюро.
В этот же день, 12 февраля, конкурсная комиссия огласила список всех 176 претендентов на пост главы Антикоррупционного бюро. В нем оказались автор закона Виктор Чумак, американский прокурор Богдан Витвицкий заместители Генпрокурора Анатолий Матиос и Давид Сакварелидзе (на тот момент действующий член грузинского парламента). Саакашвили отказался подавать свою кандидатуру. Фаворитом считался Виктор Чумак. После первого тура (собеседования со 106 кандидатами), он оказался в списке 21 претендента с максимальными 6 голосами. Столько же получил только Анатолий Матиос.
В третий тур прошли четверо претендентов юристы Яков Варичев и Николай Сирый, бывший сотрудник прокуратуры Артем Сытник и Виктор Чумак. И снова у народного депутата максимальное количество балов — 7. Их всех в марте отправили на спецпроверку в СБУ, Минюст, МВД и Фискальную службу. Проверка продолжалась месяц, чем были очень недовольны члены конкурсной комиссии. Высказывались даже мнения, что в Администрации президента высказывали недовольство результатом такого отбора и искали способы обойти сложившуюся ситуацию. Как вариант рассматривалось проведение повторного конкурса. Эту идею позже озвучил член комиссии Иосиф Зисельс.
Михаил Саакашвили, видимо разочаровавшись, что в финал не прошел Сакварелидзе, не сдержался и жестко раскритиковал работу конкурсной комиссии. “У меня были большие надежды, что будет конкурс, наберут хороших людей. Я не знаю многого о той четверке, которую отобрали, но каждый из них был много лет частью этой системы. Нельзя лягушке поручить осушить болото”, — сказал экс-президент Грузии 31 марта, выступая на открытом мероприятии.
Члены конкурсной комиссии восприняли это как давление. Виктор Мусияка указал, что “если это сказал советник президента, то в некоторой степени это точка зрения президента”. “Все равно украинские болота будут осушать украинские лягушки”, — ответил Мусияка на обвинение Саакашвили.
Следует отметить, что все четыре кандидаты несколько раз ходили в фискальную службу переписывать свои декларации о доходах. Как пояснил Николай Сирый, “сами декларации созданы так, что заполнить их с первого раза невозможно, слишком много нюансов, которые нуждаются в пояснениях”. А вот проверку СБУ не прошел только Яков Варичев, так как не указал свои поездки в Россию, где у него есть недвижимость и адвокатская практика (он первый среди украинцев в 2004 году получил статус иностранного адвоката). Кстати, некоторые члены комиссии признавали высокий профессиональный уровень Варичева и не скрывали сожаления, что он выбыл из конкурса. Сам же Варичев заявил, что намерен обжаловать решение спецпроверки, при этом дал понять, что не будет мешать процессу назначения главы НАБ.
Таким образом конкурсной комиссии осталось выбрать среди трех оставшихся претендентов 2-3, кандидатуры которых подадут президенту. До последнего момента не было ясно, состоится ли конкурс. Как указывалось ранее, Иосиф Зисельс предлагал провести повторный конкурс. Но ряд членов комиссии призвал отказаться от этой идеи и убедить остальных коллег не делать этого. “Мы выбирали среди тех лиц, других у нас не будет. Результат нашего конкурса будет следующий — довольных результатом не будет. Но если мы сегодня не изберем никого, то нас обвинят в том, что мы потратили кучу времени, разочаровали общество, не даем возможность заработать одному из самых важных органов по борьбе с коррупцией, и являемся тормозом на пути развития демократии в нашей стране”, — сказала Александра Яновская, пытаясь убедить своих коллег довести конкурс до конца.
В результате на последнем, 13-м по счету, заседании конкурсная комиссия выбрала Артема Сытника (7 голосов) и Николая Сирого (5). Кандидатуру Виктора Чумака поддержали только три члена комиссии. Таким образом президенту подали две кандидатуры.
Странным может показаться такой низкий результат Чумака, который ранее получал 6-7 голосов. Скорее всего комиссию насторожил тот факт, который пытался выяснить Зисельс. Во время последнего собеседования он спрашивал у Чумака, как офицер Вооруженных сил СССР, который якобы вышел из партии, в 1989 году получил звание майора? Чумак тогда не мог дать четкого ответа по этому поводу. Журналист Delo.UA пытался выяснить этот момент у одного из членов комиссии, указывая, что возможно Чумак сотрудничал с КГБ, что не является чем-то постыдным и снимает все вопросы. “Вот тогда сотрудником “КГБ” какой страны он сейчас мог бы являться”, — рассуждал член комиссии.
Как бы там ни было, но комиссии удалось завершить беспрецедентный конкурс по избранию кандидатов на главу важного ведомства. И это на общем фоне, когда распиаренный правительством конкурс по назначению главы “Укрзализныци” провалился. Важность конкурса по отбору главы НАБ состоит в том, что он показал действенность такого открытого и демократического механизма по избранию руководителей ключевых ведомств. И что вопрос только в составе конкурсной комиссии. Долгие, иногда нудные дискуссии юристов в конкурсной комиссии минимизировали возможности обжалования решений комиссии в суде.
Президент вручает Артему Сытнику указ о назначении его директором Антикоррупционного бюро. Фото: В.Головин
Победила молодость
Во вторник, 14 апреля, Порошенко провел встречу с финалистами конкурса на должность директора Национального антикоррупционного бюро Артемом Сытником и Николаем Сирым. “Я принимаю тот выбор комиссии, который сделан, и в кратчайшие сроки приму решение и определюсь в отношении директора Национального антикоррупционного бюро Украины”, — пообещал им президент.
Через два дня он собрал журналистов и перед телекамерами огласил свой выбор — Артем Сытник. По реакции претендентов было понятно, что для них это тоже новость и их никто перед этим не предупреждал о решении президента.
Порошенко сразу же дал “поручения”. Он попросил Сытника не затягивать с решениями и поставил в пример Генпрокурора Виктора Шокина, который “начал эффективную борьбу”. “Отдельная позиция по созданию региональных отделений НАБ: официально закон позволяет вам определить, где будет построена эта структура. Единственное, что попрошу, — не затягивайте”, — попросил Порошенко.
Президент все также продолжает надеяться на работу иностранцев в НАБ. “Надеюсь, что в команде директора Антикоррупционного бюро найдется место не только для отечественных антикоррупционеров, но будет предложено участие иностранцам, что еще больше даст нам возможность претендовать на доверие и поддержку со стороны мирового сообщества, что для нас очень важно”, — сказал он.
Артем Сытник поддержал такое предложение Порошенко: “Если иностранцы будут иметь положительный опыт в борьбе с коррупцией, то почему бы и нет. У нас в Украине мало опытных специалистов”.
Но следует отметить, что иностранным специалистам, как и Давиду Сакварелидзе, придется принять украинское гражданство, так как ст. 13 Закона об Антикоррупционном бюро четко указывает, что сотрудниками Бюро не могут быть люди, имеющие гражданство другой страны.
Подбор кадров, а директору нужно выбрать заместителей и вместе с ними сформировать штат в 700 человек, Сытник намерен начать с просмотра досье претендентов на пост главы НАБ. Среди них, по его словам, есть достойные кандидатуры, которые могли бы возглавить определенные ведомства.
Суд может “подкорректировать” результаты
Но на указе президента о назначении главы НАБ процесс пока не завершился. Петр Порошенко сообщил, что за последние четыре дня было 3 иска в суд, которые останавливали решения комиссии. Как сообщил Мустафа Найем, один из исков был подан бывшим адвокатом Юлии Тимошенко Юрием Суховым, который не прошел в третий тур. “Судья Печерского райсуда Киева вечером 15 апреля отказалась принять заявление Сухова к производству в связи с отсутствием оснований и по факту неподсудности дела”, — сообщил нардеп.
Виктор Чумак допускает, что Сухов так просто не подавал бы иск. “Я знаю Юру почти 15 лет, он активный человек, но не на столько, что бы без разрешения залезть в карман к Президенту”, — написал Чумак в Facebook.
Джованни Кесслер вполне допускает, что претенденты будут обжаловать решения комиссии в судах, но это не должно мешать назначению главы Бюро сейчас. Если к примеру через два года будет постановление суда, отменяющее решение конкурсной комиссии, то все это время должен работать директор Бюро, а часть конкурса можно будет потом провести повторно. При этом действующий директор НАБ будет легитимным и тоже сможет принять участие в конкурсе, пояснил Кесслер.
С другой стороны, судебные иски могут быть выгодны политическим силам (но не президенту, который меньше всех заинтересован в скандалах по этому поводу из-за пристального внимания со стороны Запада). Разбирательства в судах могут держать директора Бюро в подвешенном состоянии: в любой момент админсуд может принять решение о повторном проведении конкурса.
Сергей Чепинский
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас