Утонем в безработице или выплывем? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Утонем в безработице или выплывем?

Казна и Политика
625
Претендентов на рабочие места летние месяцы явно не порадовали. По данным исследователей, количество опубликованных вакансий в июне уменьшилось на 25%. При том, что количество созданных соискателями резюме, по сравнению с предыдущим месяцем, осталось неизменным. Начало июля подтвердило тенденцию – разрыв между количеством претендентов на рабочие мясца и предложением последних стал таким большим, что его уже ни традиционным летним застоем, ни периодом отпусков не оправдать.
Рынок труда замер на распутье
Эксперты объясняют необычную динамику спроса и предложений на рынке труда во-первых, общим состоянием слабеющей экономики страны, во-вторых, тем, что в связи с событиями в Крыму и на Донбассе были вынуждены прекратить работу многие предприятия, банки, а люди стали покидать насиженные места не только и не столько в поисках рабочих мест, как для спасения жизни.
Аналитики обращают внимание на то, что, наряду с таким миграционным явлением, как стихийное бегство из нестабильных регионов в более благополучные, реализуются и организованные формы спасения бизнеса, сохранение хотя бы части рабочих мест. Массовый характер приобретает практика, когда компании, стремясь закрыть внутренние вакансии и сохранить рабочие места, переводят своих сотрудников из Крыма, Донецкой и Луганской областей в более спокойные регионы.
Консультант по рекрутингу О.Сиротина обращает внимание на то, что ряд компаний, используя опыт кризиса 2008 г., принимают собственные антикризисные меры – практикуют закрытие офисов с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, а сокращение персонала заменяют его переводом на работу с частичной занятостью.
В общем, консультанты рекрутинговых агентств обращают внимание на то, что вакансии в основном “заморожены” или остаются открытыми, поскольку решения по кандидатурам либо вовсе не принимаются, либо откладываются на неопределенный срок. Они предполагают, что рынок труда Украины не обвалился. Он, скорее, замер на распутье, после чего, в зависимости от того, как сложится ситуация на Донбассе, – или начнет ускоренный рост, или медленное снижение.
А пока что в сложной ситуации, когда прекращение некоторых видов бизнеса непосредственно угрожает благополучию и даже жизни людей, малый бизнес восточных регионов страны демонстрирует поразительную живучесть, нередко превращаясь чуть ли не в единственный способ выживания населения на временно оккупированных территориях. Так, тогда как в ряде городов и поселков Донбасса торговые сети свернули работу, немало малых магазинов, кафе продолжают продавать людям самое необходимое.
Средства выживания
Если в масштабах страны количество вакансий уменьшилось на четверть, то в Донецкой и Луганской областях – вдвое. Людям, которые мигрируют с востока на Юг и Запад страны, кроме жилья, необходима работа. Однако, как отмечают в исследовательском центре Headhunter, если с налаживанием быта все более-менее успешно (респект волонтерам и неравнодушным гражданам), то с рабочими местами для беженцев сложнее. Специфика восточных регионов такова, что там преобладают профессии узких промнаправлений – шахтеры, металлурги, машиностроители и т.д., на которые нет спроса в Центре и на Западе страны. Ситуация осложняется тем, что в этих спокойных регионах в связи с экономическим спадом спрос на обслуживающий персонал домохозяйств, не требующий квалификации, – садоводов, гувернанток, нянь, сиделок – упал. По информации кадрового центра “Моя работа”, в большинстве городов и сел центральных и западных регионов на те вакансии, которых раньше было достаточно, заявок в последнее время практически нет.
Поскольку для некоторых вынужденных мигрантов работа переходит в вопрос выживания, то выход все же находят. В ряде областей, куда продолжается организованное и стихийное перемещение семей из Донбасса, наилучшие результаты по предоставлению рабочих мест дает совместная работа центров занятости с властями и местными волонтерами. Такими объединенными усилиями можно найти хоть какие-то рабочие места для приезжих, которые оказались в беде. “Я инженер, люблю и ценю свою профессию и никогда не могла даже представить, что буду чувствовать огромную благодарность за скромное место реализатора на рынке в пристоличной Буче”, – рассказывает 35-летняя Анна Ф. из Донецка.
Источники такой благодарности очевидны. Приезжим, которые не имеют на новом месте ни знакомств, ни связей, трудно найти даже временную работу. И местная власть не ограничилась возложением надежд на Центры занятости. В сложных условиях успеха добиваются с помощью нетрадиционных подходов. Созданным в ряде регионов Западной Украины координационным центрам, в состав которых вошли специалисты Центра занятости, миграционной службы, социальные работники и волонтеры, удалось оперативно разобраться с беженцами – одних трудоустроили (женщин в основном реализаторами и продавцами, мужчин – охранниками), другим помогли получить статус безработных, третьим оказали материальную помощь.
Всего в стране нынешнюю ситуацию на рынке труда не следует считать ни особенно сложной, ни, тем более, катастрофической. По данным портала Rabota.ua, за летние месяцы уменьшилось количество вакансий на страховом рынке, в системе телекоммуникаций и топ-менеджмента, но максимум падения – не критичен, менее 10%. Между тем спрос на специалистов, которые занимаются дизайном, логистикой, закупками, маркетингом и т.д., в летние месяцы вырос. Эксперт О.Войцеховская констатирует, что летом стало больше вакансий сферы услуг для отпускников – фотографов, работников гостиниц, организаторов путешествий, развлечений. Традиционно востребованы специалисты IТ-сферы, финансисты и “продажники”. Правда, рост спроса не такой как обычно, отмечают наблюдатели, но динамика положительная.
Существенные коррективы
Военные действия на Донбассе в корне меняют ситуацию в экономике, вносят существенные коррективы и в структуру занятости населения. Десятки тысяч мужчин, и не только из числа профессиональных военнослужащих, защищают страну с оружием в руках. Военкоматы все больше превращаются в своеобразных работодателей, время от времени проводя мобилизацию военных специалистов из числа гражданского населения. Становится на поток подготовка резервистов для армии, комплектуются подразделения для охраны важных объектов, проведения антидиверсионных мероприятий. Активизировался отечественный ВПК, получив наконец госзаказ на производство вооружения для украинской армии, возобновляют работу ряд заводов, ремонтируя и модернизируя военную технику. Проводятся масштабные мероприятия по реорганизации и кадровому восстановлению структур МВД. В связи с этим эксперты прогнозируют рост спроса на военных специалистов, милиционеров, охранников.
Военные действия, навязанные Украине Россией в Крыму и на Донбассе, ожесточенные бои последнего периода, во время которых погибли несколько сотен украинцев, а тысячи раненых заполнили госпитали и больницы, привели к скачкообразному увеличению спроса на медработников. Ряд украинских порталов по трудоустройству информирует, что с начала нынешнего года количество вакансий для медработников выросло на 35-40%. В украинской медицинской ассоциации отмечают: “многие клиники сейчас ищут хирургов, окулистов и неврологов”, услуги которых стали особенно востребованы в связи с событиями на Донбассе. Одновременно вырос спрос на организаторов медобслуживания. Просматривается тенденция к расширению клиник и даже к повышению зарплат в частных медучреждениях.
Очень непростая ситуация сложилась с кадрами сферы управления. Заверения в том, что управленческие аппараты в центре и на местах будут сокращаться и совершенствоваться, в том числе и с помощью тщательного конкурсного отбора подходящих кандидатур, не находят подтверждения. Обозреватели обращают внимание на то, что, вместо устранения лишних дублирующих чиновничьих образований, под сокращение попадают водители, компьютерщики, программисты, без которых не обойтись. Доходит до абсурда. Проведя такое “сокращение”, в ряде министерств и ведомств… начинают на освободившиеся места нанимать людей со стороны, на условиях неполного рабочего дня или дистанционной работы. Таким образом, и сокращение провели, и все чиновники на своих местах. Эффект от таких действий нулевой, а затраты на управленческие нужды вырастут, а не сократятся. Законодатели дали чиновникам надежную подушку безопасности: на прощание – выходное пособие, помощь от службы занятости и т.п. Этот порядок отработан и не дает сбоев. А вот с обязательным и справедливым проведением конкурсов на замещение чиновничьих должностей, в результате чего можно реально улучшить управление, не складывается. Их результаты известны до начала – как правило, оставляют “своих” и не пускают “чужих”, независимо от профессионализма.
Надо сказать, что внести коррективы в действующую систему отбора кадров пытались неоднократно. Сейчас можно констатировать еще одну такую попытку. С марта в Украине появилась инициатива “Профессиональное правительство”, которую основали выпускники университетов западных стран, которые вернулись работать в Украину. Они предложили свои услуги Кабмину, ряду ведомств. На 38 запросов от госструктур поступило более полутысячи резюме, 22 представителя новой инициативы приступили к работе в госструктурах. Рано говорить, что лед в сфере подбора кадров тронулся, но время для принципиальных сдвигов наступило. Любое движение по делу, которое зашло в тупик, – уже хорошо. Но ситуация с подбором руководителей пойдет в правильном направлении, когда инициаторами решения острой кадровой проблемы будут не соискатели должностей, а правительство и руководители ведомств. Когда те, осознав проблему, займутся не проталкиванием родственников и своих людей на должности, а настойчивым поиском талантливых руководителей.
Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас