Уследить за миллионами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Уследить за миллионами

Личные финансы
1836
Сотрудники службы охраны харьковских магазинов «Сільпо» третий месяц уходят с работы в 18:00. До этого они засиживались на рабочем месте допоздна, наблюдая за видеотрансляцией из торговых залов. Одной из задач мониторинга было управление очередями. Теперь часть этой работы делает компьютер. Программа оценивает загруженность каждой кассы и отправляет сигнал, если нужно открыть дополнительный терминал. «Раньше мы делали это вручную», – объясняет начальник техотдела Игорь Яковенко.
Руки технарям освободила система под мудреным названием «сервер объектовой видеоаналитики SOVA». Ее разработала компания FF, которую семь лет назад основали киевские инженеры Сергей Баранец и Александр Осипов. SOVA не только оценивает число покупателей в супермаркетах, но и распознает автомобильные номера на АЗС, управляет терминалами в аэропортах и ведет учет товара на складах. За три последних года выручка FF, где работает около 80 человек, выросла втрое – до 30 млн гривен.
О том, что в 1999-м Соединенные Штаты начали готовиться к новой войне в Ираке, большинство украинцев узнали из теленовостей. Выпускнику Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Осипову об этом сообщили лично. Подразделение американской компании Limat Graphics предложило молодому физику разработать несколько электронных плат видеосистем для Lockheed Martin – крупного подрядчика армии США.
За несколько недель в офисе на окраине столицы предприимчивый инженер собрал ученых из Института кибернетики Национальной академии наук Украины. «Мы разрабатывали печатные платы для крылатых ракет», – вспоминает Осипов.
Попасть тогда на работу в группу Осипова стало мечтой любого инженера. Зарплата под $3000 в месяц была в разы выше, чем у большинства киевских IT специалистов в то время. Осипов уверен, что даже с такими зарплатами эти заказы были очень выгодны, прежде всего для американцев. «Наша работа обходилась им в четыре раза дешевле, чем аналогичная в Нью Йорке», – говорит он.
Американские заказы закончились в 2003 году одновременно с вторжением армии США в Ирак. На плаву группу разработчиков удержали международные контакты. После американских военных ее клиентами стали такие компании, как IBM, Intel и Nokia. Для них украинцы проектировали схемы печатных плат. Заказы Осипов оформлял через компанию «Улис Системс Украина», где работал его школьный товарищ Баранец.
Главным клиентом «Улис Системс» был Проминвестбанк. Финансисты постоянно закупали британские пакетные коммутаторы для компьютерных сетей. Свичи дорого обходились и часто ломались. Осипов предложил Баранцу сделать свой вариант коммутатора. На разработку более дешевого и надежного изделия ушло несколько дней. Украинские свичи получились дешевле британских на 10%, а переделанные платы перестали выходить из строя.
В производство своего первого продукта Осипов и его группа вложили $3500. Печатные платы заказали на Киевском радиозаводе. В 2004 году «Улис Системс» купила 150 коммутаторов по $180. Прибыль группы Осипова превысила 30% от выручки – около $10 000. После нескольких успешных совместных проектов Осипов и Баранец в 2009 году основали собственную компанию.
Название FF, по словам Осипова, придумали по первым буквам кнопки ускоренной перемотки на кассетных магнитофонах Fast Forward. «Это вполне отвечало нашей стратегии – быстро двигаться вперед», – отмечает Баранец. Он же привел в FF первого крупного клиента – убедил Проминвестбанк передать новой компании часть заказов «Улис Системс». FF получила подряд на поддержку компьютерной сети банка.
SOVA на взлете
Параллельно с сетевым бизнесом компания продолжала разрабатывать собственное оборудование. Набив руку на иностранных заказах, партнеры сосредоточились на производстве передатчиков для систем видео-наблюдения. За первый год FF заработала около 8 млн гривен. «Долгое время видеонаблюдение было основным трендом растущего рынка систем безопасности», – рассказывает Баранец.
Сотрудничество с Проминвестбанком получилось недолгим. Уже в конце 2008 го банк оказался на грани краха. Его временная администрация заморозила все действующие контракты. На оставшихся более мелких заказчиках заработать было непросто. «После потери такого клиента мы были вынуждены отказаться от сетевого сегмента нашего бизнеса», – вспоминает Баранец.
Проблемы наметились и в производстве электроники. Бизнес экономил, а если и покупал оборудование, то исключительно иностранные бренды. Киевлянам пришлось пойти на хитрость. Они придумали легенду, которая объясняла таким клиентам клеймо Киевского радиозавода – КРЗ, стоявшее на платах, как «кэй пи три». «Мы так и говорили: это специальная разработка», – смеется Осипов.
Очередные сложности начались в 2011 году. Крупные компании стали отказываться от аналоговых видеосистем в пользу цифровых. Продажи передатчиков FF, которые использовались в аналоговых видеосистемах, замерли на одном уровне. Осипов не стал ждать еще большего проседания рынка. «Когда реклама перестала работать, пришло понимание того, что нужны новые продукты и новые подходы к бизнесу», – отмечает он.
На мысль о новых продуктах Осипова натолкнули партнеры из компании «Инком», крупнейшего системного интегратора Украины. «Инком» закупал у FF передатчики для видеосистем своих клиентов, среди которых была сеть заправок WOG. На одной из совместных встреч начальник отдела автоматизации сети WOG Василий Хамула рассказал Осипову, что клиенты АЗС хотели бы контролировать использование корпоративных топливных карточек. Осипов предложил написать программу, которая с помощью камер видеонаблюдения распознавала бы автомобильные номера и распечатывала их на чеке.
Предприниматель пошел по проторенному пути. В свой новый проект он привлек ученых из Донецкого института проблем искусственного интеллекта и Института математики НАН Украины. Софт писали десяток программистов фрилансеров из разных регионов. На разработку софта FF потратила около $500 000. Задачи компания ставила при помощи ученых Института кибернетики, консультировавших один из самых известных украинских стартапов – Viewdle (в 2012 году его поглотил поисковый гигант Google). Сегодня у FF есть небольшой офис из 15 разработчиков в Чернигове. Тестирует готовый продукт специальная команда в Киеве. «Мы намеренно развели их по разным городам, чтобы не было цехового братства», – поясняет Баранец.
Серверы FF работают под Linux. Открытое программное обеспечение позволяет легко перестроить систему под потребности клиента. Систему FF можно подключить к решениям, которыми пользуются заказчики. Софт компании работает с программой контроля кассовых аппаратов SET Prisma Predict и бухгалтерским комплексом 1С. «Подключить SOVA можно к системе практически любого предприятия, другие решения, которые мы пытались внедрить своим клиентам, часто оказывались заточены под какие то определенные предприятия – только под АЗС или только под торговые площадки», – уточняет Виктор Квасов, технический директор охранного агентства «Сапсан» (продает и устанавливает комплексы SOVA).
Сегодня комплексы видеоаналитики SOVA работают в 50 компаниях. Основные клиенты – АЗС и торговые сети. Выручка FF в 2011 году выросла на 58%, до 14,7 млн гривен. «Компания создала новый тренд – безопасность не ради безопасности, а ради бизнеса», – комментирует директор медиагруппы «Секьюрити ЮЭй» Александр Красноперов.
Каждый день крупнейший в Крыму торгово развлекательный центр «Меганом» посещают 10 000–15 000 человек. Зная поток покупателей, маркетологи оценивают эффективность рекламных кампаний. С прошлого года в «Меганоме» могут не только подсчитать покупателей, но и определить, какая именно реклама сработала. Система видео¬аналитики от FF отслеживает, какой магазин больше всего интересует посетителей.
В киевском ТРЦ ART Mall и в магазинах «Эпицентр» тоже используют комплекс FF. Софт через видеокамеры контролирует работу персонала и следит за потоками покупателей в торговых залах. «Сапсан» установил систему от FF в элеваторы. Оператор получает данные о весе, номерах и времени заезда грузовых машин. На самом элеваторе система контролирует температурные показатели в слое зерна, автоматически регулирует температуру, что увеличивает срок хранения сырья. «Приходится залезать в бизнес наших потенциальных клиентов и искать их проблемы, которые можно было решить посредством наших разработок», – делится Баранец.
В 2013 году компания FF установила свою систему мониторинга в Бакинском аэропорту, а в конце 2012-го SOVA заработала на крупнейшем в Центральной Азии складе компании DHL в Казахстане. Украинцы решили главную проблему терминала – их программа находила пропавшие посылки. При сканировании штрихкода посылки информация о ней привязывалась к определенному моменту в записи камер наблюдения. «Теперь не нужно было просматривать многочасовые видеозаписи сотен камер», – говорит Осипов.
Выйти на международный уровень FF помогли те же партнеры из компании «Инком». «По сути, они тогда были единственными на отечественном рынке, кто разрабатывал системы видеоаналитики», – объясняет выбор своей компании директор департамента по работе с предприятиями среднего и малого бизнеса «Инкома» Александр Пилипчук. «Мы поставляли софт, они устанавливали оборудование», – отмечает Осипов.
По подсчетам Ассоциации предприятий промышленной автоматизации Украины, FF сегодня занимает около 10% рынка систем видеоаналитики в стране. Остальные игроки – компании из Европы и России, которые осваивают украинский рынок с похожими разработками. Преимущества FF – цена, сервис и функциональность. Например, российская система Set Prisma от компании «Кристалл Сервис» рассчитана лишь на подключение к кассовому аппарату в магазинах, что сужает ее применение на рынке. А программа от лидера российского рынка видеоаналитики компании «Синезис» в четыре раза дороже продукта FF. «Кроме того, наладка такого сложного оборудования возможна только, если специалисты находятся рядом. Не из Москвы же им летать», – рассуждает Яковенко.
Конкуренты признают лидерство FF. «Они успели построить сбытовую и сервисную сеть быстрее остальных и теперь заслуженно удерживают свою долю рынка», – говорит Юлия Хромова, директор по работе с клиентами российской компании «ЭЛВИС НеоТек», которая также разрабатывает системы видеоаналитики.
Там, где FF сложно выдерживать конкуренцию, помогает законодательство. В 2012 году австрийская компания Activ Solar начала поиск разработчика системы охраны своих солнечных батарей в Крыму. Смета проекта – 400 000 евро – заинтересовала сразу несколько иностранных предприятий. Но доступ к проекту получили только украинские разработчики: передатчики системы охраны батарей используют военные частоты. Подрядчиком Activ Solar стали украинцы из FF.
Новый год у Осипова начнется на Востоке. В 2014 м в Казахстане планируется открытие крупнейшей в стране медицинской клиники, охранное оборудование которой также будет работать на программном обеспечении от FF. «Контракт на 4 млн гривен выиграл наш тамошний филиал», – сообщает Осипов.
В Украине главным проектом следующего года станет модернизация сетей безопасности торговой сети «Новая Линия». В конце 2013 го эту сеть купил давний партнер FF – «Эпицентр». По оценкам Осипова, проект принесет его компании около 15 млн гривен.
Укрепив позиции на корпоративном рынке, FF начала осваивать розницу. В 2013-м компания выпустила софт для распознавания автомобильных номеров, который продается на обычных флешках. Главное достоинство программы «Номерок» – доступность. Для ее использования не нужно покупать специальный сервер и лицензию на базу данных номеров. «По сути, это кусочек SOVA для небольшого бизнеса, к примеру для автостоянок, где нужно распознать номер автомобиля и автоматически поднять шлагбаум», – рассказывает Осипов.
«Номерок» уже продается в России, молдавские дистрибьюторы купили партию флешек с софтом прямо на стенде выставки «Безпека 2013», где прошла презентация программы. В 2014 году FF начнет продажи нового продукта в Австрии. «Рынка для такого товара здесь еще нет, но мы готовы его создать сами», – делится планами Баранец.
Максим Бироваш
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас