Евросоюз вводит новые правила лоббирования — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Евросоюз вводит новые правила лоббирования

Казна и Политика
1162
Кризис - период экономии на лоббировании? Это миф. Несмотря на необходимость сокращать расходы, большинство компаний-лоббистов (как правило, крупные игроки своих рынков) решили, что на интересах экономить нельзя. Более того, во время экономического спада продвижение этих интересов стало еще активнее, поскольку из вопроса "удачного стечения обстоятельств" лоббирование превратилось в вопрос выживания бизнеса. И особенно финансового бизнеса, которому власти постоянно угрожают ужесточением регулирования.
Между тем кризис - для лобби период решительных перемен. И это уже не миф. В Европе пытаются установить правовые рамки, которые бы регулировали деятельность лоббистских организаций. А в Великобритании Дэвид Кэмерон, глава оппозиционной Консервативной партии, обещает продвинуть в парламенте запрет на сотрудничество бывших министров с лоббистскими организациями в течение двух лет после ухода с должности под угрозой лишения пенсии. Сказались два года кризиса - никто не хочет его повторения из-за слишком яростного напора лоббистов. В особенности европейцы, которые начинают регулировать свою систему лоббирования на манер американской. Правда, они не учли одного: американский формат также не совершенен. Подтверждение тому - нынешний финансовый кризис.
Недешевое удовольствие
Несмотря на кризис, корпоративные расходы на лоббирование бьют рекорды. По данным Center for Responsive Politics, американские компании и объединения в 2009 году потратили на продвижение своих интересов $3,47 млрд., что является историческим рекордом и на 5% больше, чем в 2008 году. "Многим могло показаться, что в 2009 году компании должны сократить количество попыток повлиять на федеральные власти, - отмечает представитель организации Дэйв Левинталь. - То, что все оказалось совсем не так, свидетельствует об их неослабевающем желании продвигать свои интересы на федеральном уровне". Главными сферами лоббирования в США были здравоохранение, финансовая реформа, закон об изменении климата и проблемы занятости. Больше всех потратили на это фармацевтические компании ($266,8 млн.), бизнес-ассоциации ($183 млн.), компании нефтегазового сектора ($168,4 млн.) и страховые компании ($164,2 млн.).
Не отказываются от отстаивания своих интересов и компании финансового сектора. Тем более что как раз от нынешней дискуссии об ужесточении финансового регулирования в США зависит их будущее. Согласно данным, обнародованным Конгрессом США, восемь банков и компаний прямого инвестирования, потративших в прошлом году наибольшие в своем секторе суммы на лоббирование, по сравнению с 2008 годом увеличили эти расходы на 12% - до $29,8 млн. Самую крупную сумму ($6,2 млн. - на 12% больше, чем годом ранее) выложил инвестбанк JPMorgan Chase & Co., на который работают 30 лоббистов. На 27% увеличил свой лобби-бюджет Wells Fargo & Co., на 16% - Morgan Stanley, на 40% - U.S. Bancorp. "Я никогда не видел такой толпы банковских лоббистов, как в прошлом году, - отмечает Эд Мерзвински, лоббист от U.S. Public Interest Research Group. - Такое ощущение, что работы лишились все, кроме банковских лоббистов".
В Европе лоббирование почти так же сильно, как и в Соединенных Штатах. По оценкам EULobby, в Европейских странах действуют 13 тыс. лоббистских организаций, их количество уступает только числу подобных им в США. При этом 40% лоббистов (5 тыс.) работают в Европейском парламенте - на каждого депутата приходится семь лоббистов. Впрочем, оценить размеры этого рынка бизнес-интересов в Европе проблематично, поскольку, в отличие от США, прозрачность лоббистских организаций находится здесь еще на очень низком уровне, как и их учет органами власти.
Виновны в провокации
К подобному лобби-расточительству сегодня в мире мало кто относится с одобрением. Ведь если раньше и так сложно было найти грань между лоббированием бизнес-интересов и коррупцией в тех же интересах, то сейчас к этим подозрениям добавились еще и обвинения в провоцировании нынешнего финансового кризиса. Причем последнее - уже не спекуляции, а эмпирически доказанный факт. В конце ноября 2009 года сотрудники МВФ опубликовали исследование A Fistful of Dollars: Lobbying and the Financial Crisis. Его авторы утверждают, что лоббирование финансовыми учреждениями своих интересов может привести к накоплению рисков и угрожать стабильности всей финансовой системы. Ведь как раз те компании, которых обвиняют в том, что их активное лоббирование стало одним из катализаторов кризиса, сильнее других страдают от шоков, вроде краха Lehman Brothers. В результате их собственная уязвимость чревата уязвимостью всей системы.
Так, в 1996-2006 годах финансовые посредники потратили на лоббирование ипотечного кредитования и секьюритизации $475 млн., из них $161 млн. - в течение двух лет, предшествующих кризису. И можно сказать, они получили по заслугам - соответствующим масштабом невозвращения долгов заемщиками. Взять хотя бы Ameriquest Mortgage и Countrywide Financial - в свое время крупнейших кредиторов США. Обе компании потратили в 2002-2006 годах миллионы долларов на политические пожертвования, финансирование избирательных кампаний и предотвращение принятия законодательства против "грабительского кредитования". В результате владелец Ameriquest Mortgage - компания ACC Capital Holdings - закрыла ипотечного кредитора в 2007 году, продав его отдел кредитования Citigroup. А Countrywide Financial оказалась на грани банкротства и была поглощена конкурентом Bank of America за $4 млрд. в августе 2008 года.
Время перемен
Подобные обвинения в адрес бизнеса, активно продвигающего свои интересы в органах власти, заставили правительства многих стран зашевелиться и принять меры, ограничивающие разнообразие способов лоббирования и увеличивающие его прозрачность.
Это весьма уместно, если учесть, что на данный момент не многие страны каким-либо образом регулируют этот, по сути, рынок бизнес-интересов. По данным ОЭСР, обязательную регистрацию лобби должны проходить только в Канаде, США и Евросоюзе (ни в одном из государств ЕС-15 обязательного реестра лоббистов на национальном уровне не существует).
Самый "древний" соответствующий закон принят в Канаде. С 1989 года, согласно Lobbyists Registration Act, лоббисты, работающие в Канаде, должны регистрироваться в правительственном Департаменте промышленности. С 1996 года их список открыт для публики. Вдобавок на них еще распространяется и обязательный этический кодекс лоббистов.
В США Lobby Registration Act был принят лишь в 1995 году. Он обязал лоббистов регистрироваться у клерка Палаты представителей Конгресса США и подавать отчеты каждые полгода.
В ЕС все очень запутано. С одной стороны, у лобби есть возможность отстаивать свои интересы на разных уровнях принятия решения - вплоть до Еврокомиссии. Однако регулируется лоббирование лишь на уровне Европарламента - лоббисты вот уже год имеют возможность на свое усмотрение отмечаться в Коллегии квесторов, исполняющей роль административного отдела при Европарламенте. Но Еврокомиссии, инициирующей принятие решений в ЕС, это почему-то не касается. А на национальном уровне европейские государства в большинстве случаев вообще этой темой не интересуются или же не хотят вводить "обязаловку". По данным Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), "среди четырнадцати стран, которые регламентировали лоббирование либо рассмотрели этот вопрос на уровне своих парламентов, только четыре европейских страны приняли законы по данному вопросу". И эти страны оставили вопрос регистрации на совести организаций-лоббистов.
Ужесточение регулирования рассматривается сегодня главным образом в Европе, где это поможет не только установить рамки для лобби, но и в целом устранить существующий кавардак в системе регулирования. В январе ПАСЕ дала рекомендацию своему уставному органу - Комитету министров - разработать европейский кодекс поведения в области лоббирования. Ссылаясь не недостаток регулирования в этой сфере, "Ассамблея выражает озабоченность по поводу того, что подобное положение дел может подорвать демократические принципы и надлежащее управление в тех государствах-членах Совета Европы, где демократические традиции еще недостаточно укоренились и где существует такая опасность, как отсутствие эффективной системы сдерживания и противовесов со стороны гражданского общества".
Поэтому в ПАСЕ предлагают дать точное определение лоббирования и ввести общеевропейскую регистрацию лоббистов в обязательном порядке. Вдобавок к общим рекомендациям ПАСЕ у европейских властей теперь еще есть и "свежее" руководство к действию, принятое ОЭСР 18 февраля и устанавливающие основные принципы деятельности лоббистских организаций.
Правда, несмотря на всю критику добровольного подхода к регистрации лоббистов, которая исходит не только от международных организаций, но и от самих лоббистов (в особенности от Alliance for Lobbying Transparency and Ethics Regulation), в Еврокомиссии полагают, что вводить "принудиловку" излишне. Подводя итоги в октябре 2009-го после года работы добровольного реестра лоббистов в ЕС, Еврокомиссия отметила, что число зарегистрированных превысило 2 тыс. и продолжает расти. "Комиссия считает, что реестр прошел долгий путь как в количественном, так и в качественном плане за первый "пилотный" год, - говорится в отчете ЕК. - В целом добровольный подход работает, и поэтому мы его сохраним".
Но, несмотря на такое либеральное отношение, и Еврокомиссия уже созрела ввести более точный учет расходов лоббистских организаций. До этого лобби разрешалось указывать диапазон суммы или выражать ее как процент от оборота. Но последний вариант позволял утаивать реальные размеры лобби-бюджетов. Новые более жесткие требования лишат компании такого шанса, станут серьезным шагом в сторону прозрачности на растущем рынке бизнес-интересов и позволят приблизиться к почти идеальному американскому варианту. Но насколько это позволит избежать очередного кризиса, которого так опасаются европейские правительства, остается под вопросом. Ведь американские власти поддались на уговоры лоббистов, несмотря на всю продуманность своей системы лоббирования.
10 принципов деятельности лоббистских организаций*
1. Справедливый и равноправный доступ к развитию и проведению госполитики.
2. Решение проблем госуправления с учетом социально-экономических и административных особенностей.
3. Согласованность с регуляторной политикой и госполитикой в целом.
4. Четкое определение понятий "лоббирование" и "лоббист".
5. Прозрачность и доступность информации о лоббистской деятельности.
6. Возможность изучения деятельности лоббистов всеми заинтересованными.
7. Обеспечение четких правил поведения госчиновников.
8. Соответствие лобби стандартам профессионализма и прозрачности
9. Использование совместимых механизмов и стратегий в различных странах.
10. Периодический пересмотр правил и инструкций для лоббирования с учетом опыта.
*Приняты ОЭСР 18 февраля 2010 года
Источник: OECD Recommendation on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас