Этика - залог экономического успеха — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Этика - залог экономического успеха

847
Система социальных отношений, сложившаяся в Украине, способствует деморализации общества. Поведение элиты и ее образ жизни стали катализаторами негативных процессов.
Тяжелое наследие
Коллективизм советских времен сменился зачастую нездоровым индивидуализмом. Общественные интересы и потребности уступили место узкоиндивидуальным и групповым. Атрибутами нашего времени стали заносчивые чиновники, безмерные поборы, незаконные и несправедливые судебные решения, злоупотребление властью, безнаказанность элиты, немотивированное насилие и высокий уровень агрессии в обществе. Господствует "право сильного", с небольшой натяжкой можно говорить о необъявленной гражданской войне - "всех против всех".
Сегодня каждая профессиональная группа имеет свой этический кодекс и не всегда согласует свои действия с другими группами общества, преследуя свои узкокорпоративные интересы. А обществу крайне необходимы разумные компромиссы и уступки. По большому счету, необходим согласованный общий моральный гражданский кодекс. Задача такого кодекса - не только сдерживать человеческую необузданность и регулировать отношения, но и стимулировать производственные и экономические отношения, нацеленные на прогресс.
Моральный кодекс должен содержать необходимые этические нормы, которые можно разделить на внутренние установки и внешние формы поведения, согласующиеся между собой. К внутренним можно отнести решение конфликтов посредством поиска компромисса и согласия. Уход же от крайностей в политике и повседневной жизни избавляет от конфликтов. Важнейшим фактором должна стать взаимоподдержка. Необходимо согласовывать интересы социальных групп. У нас государство решает возникшие проблемы за счет граждан, но каким образом? Новыми поборами, бюрократическими преградами, а иногда и безразличием. Как в таком случае может рассчитывать украинское государство и его руководство на поддержку со стороны общества? На какие сострадание и поддержку со стороны менее удачливых членов общества может надеяться буржуа или просто чиновник, который отобрал лес у крестьян или грубо нарушил правила дорожного движения?
Полагаю, что ставка на умеренность могла бы сыграть свою положительную роль. Умеренность в прибыли, умеренность в собственности позволили бы стать собственником многим. А это, в свою очередь, будет способствовать снижению социальной напряженности и обеспечению справедливого перераспределения ресурсов, которые и так ограничены. Богатый человек будет уверен, что его личная жизнь, имущество и активы будут неприкосновенны, бедный же будет уверен, что и ему достанется часть национальных ресурсов благодаря умеренности богатого, что обеспечит социальный мир. Сегодня люди со средним достатком тратят деньги на лишнее, а завтра им не хватает уже на необходимое.
Терпение и труд
Трудовая дисциплина и культура труда являются залогом экономического успеха. Инвесторы вряд ли будут вкладывать средства в страну, где господствуют постоянные перекуры и обеды. Здесь необходимо формировать новую культуру труда и трудовую дисциплину в условиях мировой конкуренции, быть более требовательным к трудящимся в отношении как качества их труда, так и осознания ими необходимости добросовестной работы. Вместе с тем стремление к созиданию не должно пресекаться попранием прав. Сомнительно, что люди будут обустраивать вокруг себя мир, если "сильные мира сего" отнимут у них результаты труда.
Как мне кажется, крайне важным для будущего нашего общества является необходимость отказа элиты от вызывающего поведения.
Соответственно, необходимо осуждение общественным мнением этических установок, разрушающих личность и общество. В частности, праздности. Жизненная ориентация, нацеленная исключительно на получение максимальных материальных благ, губительна как для самого человека, теряющего свою квалификацию и достоинство, так и для общества, которое утрачивает свой человеческий потенциал. Досуга стало больше, чем продуктивной деятельности. Выйдите в центр любого города в рабочее время, и вы увидите массу людей, бесцельно прогуливающихся по мостовым.
Зачастую мы привыкли тратить деньги по принципам "10 гривень ничего не решают", "100 гривень - это не деньги", "раз живем", "добавить еще каких-то 5 тыс. гривень и взять машину с "начинкой". Они не только ошибочны, но и губительны для человека, семьи и государства, так как деньги растрачиваются без пользы, а следующие поколения обрекаются на прохождение трудного пути накопления капиталов. Нужно формировать в украинской культуре бережное и уважительное отношение к деньгам.
Крайне отрицательно влияет на общество укоренившаяся традиция несоблюдения обязательств. Отсутствие чувства долга перед обществом, кредитором, детьми, родителями, избирателями, партнерами, потребителями подрывает доверие. Как можно строить здоровое общество там, где друг друга обманывают и где друг другу что-то недоговаривают ? К примеру, это касается банков и заемщиков. Одни скрывают реальные проценты, другие, зная свое реальное финансовое положение, берут кредит, чтобы затем под разными предлогами его не возвращать. Или производитель умалчивает о реальном составе продукта. Но особенно это касается политиков и государственных деятелей, которые своим поведением и отношением к своим обязательствам приучают нас к легкомысленному отношению к чувству долга.
Отмечу, что уже сформировалась группа людей с достаточными активами, которая может себе позволить не работать. К ним пытаются примкнуть люди, которую большую часть своего времени проводят в торгово-развлекательных центрах вместо того, чтобы сконцентрироваться на получении новых знаний и навыков. Это новый для нашего будущего вызов - отсутствие культуры труда и стремления к труду.
Длинная дорога
Для принятия новых нравственных норм созывать национальные собрания и форумы бесполезно, они малоэффективны. Кроме того, велика вероятность дискредитации хорошего начинания со стороны государственной власти и собственно участников. Особая роль трансляции в общественное сознание нравственных норм должна отводиться СМИ, церкви и, как это ни странно сегодня звучит, представителям культурной элиты - писателям, поэтам, художникам и режиссерам. Именно они обладают возможностью разными способами без морально-психологического давления формировать новые отношения.
Досье:
Владимир Селевко, доцент кафедры политологии и истории Национального аэрокосмического университета им.М.Е.Жуковского "ХАИ"
Родился: 26 ноября 1976 г. в г.Харькове.
Образование: Харьковский государственный университет им.В.Каразина, исторический факультет, кафедра истории древнего мира и средних веков (1999 г.); аспирантура при кафедре философии Национального аэрокосмического университета им.М.Е.Жуковского "ХАИ" (2003 г.), кандидат философских наук (2004 г.).
Карьера: 1999-2000 гг. - учитель Кулиничевской средней школы (Харьковская обл.); 2001-2003 гг. - младший научный сотрудник Харьковского филиала Национального института стратегических исследований; 2003-2008 гг. - ассистент кафедры политологии и истории, старший преподаватель кафедры, доцент кафедры; с 2008 г. - заместитель заведующего кафедрой политологии и истории Национального аэрокосмического университета им.М.Е.Жуковского "ХАИ".
Семейное положение: женат, воспитывает дочь.
Увлечения: археологические раскопки.
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас