Нефть уходит из Одессы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нефть уходит из Одессы

Казна и Политика
607
По итогам пяти месяцев 2009 года падение объемов переработки нефти и нефтепродуктов в Одесском порту составило около 3 млн. т, или 37,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как стало известно "Комментариям", на прошлой неделе начальник порта Николай Павлюк проинформировал об этом первого вице-премьера Александра Турчинова.
Начальник Одесского порта сообщил, что недополученная прибыль порта, по его собственным оценкам, составила 25 млн. грн. А с учетом потерь партнеров (железные дороги, нефтеперабатывающие предприятия, транспортно-экспедиторские компании и др.) суммарный ущерб оценивается в 660 млн. грн. При этом сокращение объемов нефтетранзита вряд ли можно объяснить исключительно кризисными тенденциями.
В то же время черноморско-азовские порты России нарастили объемы грузоперевалки именно благодаря нефтегрузам. Так, в Новороссийском порту объемы перевалки сырой нефти выросли на 5,2% (+908,9 тыс. т.), а нефтепродуктов - на 21,9% (+968,7 тыс. т). На уровне 2008 года остались и показатели Туапсе. В два раза выросли объемы в Таганроге. Черноморский порт Батуми (Грузия) увеличил объемы на 1,3%.
По мнению экспертов, такая динамика могла быть достигнута во многом благодаря изменениям маршрута поставок казахской нефти (владельцем ресурса, который традиционно поставлялся в прошлом году через Одессу и Феодосию, является СП "Тенгизшевройл"). Особо ощутимой потерей для главного нефтепорта Украины стало сокращение на 54% транзита казахской нефти, на которую в 2008 году приходилось около 70% всего нефтетранзита через Одессу. На июнь запланирована переработка 320 тыс. т транзитных нефти и нефтепродуктов, что на 70% меньше, чем в июне прошлого года. Сохранение такой негативной динамики может привести к тому, что потери порта к концу года достигнут 70 млн. грн. (а с учетом смежников - около 1,5 млрд. грн.).
Главной причиной переориентации транзита Николай Павлюк называет отмену с 1 января скидки к тарифам, которая многие годы стимулировала увеличение нефтетранзитных грузопотоков. С сентября 2008 года действовал тариф $2,1/т, к которому применялась скидка 50%. А с 1 января 2009-го скидки отменили. С учетом роста железнодорожных тарифов стоимость перевалки тонны нефти в Одессе стала на $3,5 выше, чем в Новороссийске. То есть для переработки объемов на уровне 2008 года грузоотправителю следовало дополнительно заплатить около $50-55 млн.
Аргументируя отмену скидок, Иосиф Винский в начале года объяснял: "Будет нормальная тарифная политика, ориентированная на рыночные условия. Мы изучим ситуацию со всеми тарифами в бассейне Черного моря и выстроим конкурентоспособные тарифы". В 2008 году, при стабильно растущем транзитном грузопотоке из России и Казахстана, отмена тарифных преференций для транспортно-экспедиторских компаний считалась вполне оправданной. Мощностей российских черноморско-азовских портов не хватало для перевалки своего экспорта, и на транспортные мощности Украины существовал постоянный спрос. При такой конъюнктуре практика скидок расценивалась как потеря части доходов "Укрзализныци".
Что касается экономики портов, то специфика работы с такими грузами предполагает высокую рентабельность даже при невысоких тарифах. Перевалка в Одессе осуществляется в рамках совместной деятельности с ЗАО "Синтез Ойл". Кроме этой компании в группу Одесского нефтеперерабатывающего комплекса входят ОАО "Эксимнефтепродукт", ОАО "Одесснефтепродукт" и ООО "Укрлоудсистем".
Стоит отметить, что емкости для нефтепродуктов, технологические нефтепроводы, подъездные пути, станции выгрузки вагонов находятся в собственности этих компаний. В собственности порта только причалы и станция очистки балластных вод. Фактически порт зарабатывает на том, что через его причалы перекачивается нефть и нефтепродукты на/из танкеров.
Как сообщили в Одесском порту, к предложениям установить конкурентоспособные с Новороссийском тарифы в Минтранссвязи не прислушались. В транспортном ведомстве вносить коррективы не хотели, а только предлагали утвердить новые тарифы (что будет длиться не один месяц). Стоит напомнить, что согласно проекту федеральной программы "Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годов" пропускная способность портов юга России к 2016 году должна увеличиться до 250 млн. т в год. Это на 60-70% больше, чем сегодня, и подразумевает возврат российских грузопотоков и переориентацию казахского транзита из портов Украины. Пока что наша страна сама дарит козыри конкурентам в борьбе за миллионы долларов дополнительной прибыли.
Александр Арбузов
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас