Кризиса нет — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кризиса нет

Валюта
3889
Два последних дня власть преисполнена оптимизма. Первым его начал излучать министр экономики Богдан Данилишин, который в среду неожиданно заметил, что темпы промышленного производства падают уже не так активно, как месяц назад. Это позволило ему сделать вывод о том, что "пик падения нашего производства пройден в конце ноября". Данилишин также отмечает позитивные тенденции в металлургической и ряде других отраслей.
Оптимизм оказался заразным, и уже на следующий день им преисполнился глава Нацбанка Владимир Стельмах. Он заявил о стабилизации курса наличной гривни на уровне, близком к 7,4–7,5 грн./$. Правда, уже к вечеру его опровергла сама гривня, обвалившись на Межбанковском валютном рынке, который отражает и наличный курс обмена валют, до отметки 7,68–7,73 грн./$.
Глава Нацбанка уверен, что такие колебания валют не особо вредят стабильности банков. Поэтому даже толком не знает, какова доля проблемных кредитов, которые вряд ли будут возвращены. "Где-то 2%", – с трудом вспоминает он о главном индикаторе будущего украинских банков. Сам Стельмах считает критическим уровнем показатель около 5%.
69-летний банкир ошибается. Этот критический порог на самом деле давно пройден – доля невозвращенных кредитов уже составляет 11,8% или около 30 млрд. грн. Такие данные со ссылкой на информацию коллекторских компаний обнародовало вчера Международное бюро кредитных историй.
Однако с этой незадачей банки легко справятся, уверен Стельмах. "Если пойдет массовое невозвращение кредитов, банки должны залог забрать и реализовывать. Я более чем уверен, что, например, если они возьмут автомобиль, учитывая, под какие проценты они давали на него кредит, остаточной стоимостью (предмета залога) они компенсируют (потери)", – говорит глава НБУ, не особо задумываясь над тем, кто в нынешнее время будет покупателем подержанных машин и квартир.
Все закончилось
Если раньше украинские чиновники пытались убедить всех, что кризис нас не коснется, то теперь проводят сеанс массового гипноза на тему "кризис уже закончился". При этом они то ли не видят явных признаков ухудшения, то ли пытаются выдать симптомы ухудшения за выздоровление.
Этой врачебной практике следует министр финансов Виктор Пинзеник: он вчера, как и Стельмах, увидел стабилизацию курса гривни и заявил, что 50%-ный обвал гривни пошел только на пользу экономике. Поскольку компании-экспортеры смогли увеличить свои доходы – ведь они продавали свою продукцию за доллары. Однако при этом он почему-то забывает упомянуть о сокращении на треть производства металлургической продукции (которая и составляет главную статью доходов украинского экспорта) и о том, что она упала в цене в 3-5 раз.
Они только фотографируют
Манипуляция цифрами и нежелание увидеть реальную картину происходящего типичны для всех украинских чиновников. Однако близорукость украинских министров и главы Нацбанка вряд ли может сравниться с гибкостью и непостоянством взглядов президента Виктора Ющенко.
Еще 30 ноября президент требовал от Стельмаха вернуть курс гривни до отметки 5,8–5,9 UAH/USD, считая курс 7,5 UAH/USD спекулятивным и показывающим недееспособность Нацбанка. "Фиксирование курса и удержание его, что продемонстрировало бы участникам рынка, что НБУ способен вернуть рычаги управления этим курсом", – требовал Ющенко. Несколькими днями позже он потребовал соблюдать установленный им курс, угрожая руководству НБУ "жесткими кадровыми решениями".
Вчера, увидев неспособность или нежелание главного банка страны следовать президентским директивам, Ющенко неожиданно изрек: Нацбанк не может и не должен регулировать курс гривни. "Все должны понять, что НБУ не устанавливает курс и у него нет ресурса соревноваться с рыночным курсом", – обескуражил украинцев еще недавно требовательный глава государства, отведя Стельмаху роль "фотографа" гривневого курса, который не способен и не имеет права его менять.
На фоне гибко меняющейся позиции президента популизм премьера радует завидным постоянством. Уже сейчас премьер-министр Украины Юлия Тимошенко обещает, что новое коалиционное большинство в Верховной Раде заслушает отчет руководства Нацбанка, прекратит "коррупцию и спекуляции" на валютном рынке, а также примет закон, запрещающий банкам конфисковывать за неуплату долгов квартиры, находящиеся в залоге. Банкиры от нынешних предложений Тимошенко в шоке. Но понимают, в кризисной ситуации к их мнению могут и не прислушаться ради выполнения шагов, которые в будущем принесут дополнительные баллы в президентской гонке.
Олег Пластовец, Влад Головин
По материалам:
24.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас