Словацкий вице-премьер рассказал, что и как надо реформировать в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Словацкий вице-премьер рассказал, что и как надо реформировать в Украине

Казна и Политика
598
Иван Миклош, в прошлом — словацкий вице-премьер и реформатор, обдумывает, как бы он изменил Украину, если бы она была Словакией, а он сам возглавлял бы ее правительство
Иван Миклош, бывший вице-премьер и дважды министр финансов Словакии, в разговоре с НВ несколько раз повторяет: “Частичные реформы — это хуже, чем отсутствие реформ”. Он знает, о чем говорит,— Миклош вошел в историю своей страны как один из главных ее реформаторов. В первую очередь он причастен к созданию словацкой налоговой системы, что позволило улучшить бизнес-климат и привлечь крупных иностранных инвесторов.
Сейчас Миклош является депутатом словацкого парламента, но при этом находит время раз в месяц приезжать в Украину, где является советником сразу двух министров. В Министерстве финансов он консультирует по вопросам реформирования налоговой системы и реорганизации государственных финансов, а в Министерстве экономики — дает советы по координации экономической политики и разработке экономической стратегии.
Политик точно знает, что и как надо реформировать в Украине, и охотно говорит об этом. При этом практически каждый свой тезис Миклош заканчивает словами о том, насколько важны в такой ситуации коммуникации власти с обществом. Это, по его мнению, сегодня в Украине в большом дефиците.
Украине необходимы срочные реформы практически во всех сферах. У вас тяжелое наследие — вы не только 24 года не занимались реформами, но и до сих пор не прошли посткоммунистические трансформации. С другой стороны, у вас есть преимущество — за эти годы накопился опыт других стран с переходной экономикой, который вы можете использовать. Хороший пример для Украины — Польша, Словакия, прибалтийские страны и Грузия. И главный урок этих стран — реформы должны быть комплексными и основанными на трех принципах: либерализации, дерегуляции и приватизации.
Нетерпение — это естественно. Люди всегда хотят быстрых результатов. Но реформы не бывают моментальными. Поэтому я не соглашусь с теми, кто утверждает, что прошлый год был потерян для реформ в Украине. Вы прошли Майдан — самое важное событие в новейшей истории вашей страны, и дважды провели выборы. Главное задание на этот год — достичь макроэкономической стабильности и использовать это время для подготовки глубоких структурных и институциональных реформ.
Правительство плохо объясняет обществу свои действия. На самом деле вы уже сделали немало в сфере экономики и финансов. Но не смогли донести это до людей. А те, кто критикуют реформы, оказались более активными. Это то, что я пытаюсь донести до правительства: важно объяснять, почему те или иные реформы необходимы.
Общая поддержка реформ в обществе сильная. Но люди часто не понимают, что это означает на бытовом уровне. Почему, например, без дерегуляции цен на энергоносители реформ не будет. Все это нужно объяснять.
В истории словацких реформ было три полезных для Украины урока — лидерство, коммуникация и ответственность. Прежде всего важно иметь политический мандат на проведение реформ — он у президента, парламента и правительства есть, так что это условие выполнено.
Под лидерством я имею в виду видение, волю и мужество проводить реформы. В любой стране людям не нравятся перемены. Они их боятся, и это естественно. Даже в Италии, когда была объявлена частичная реформа пенсионной системы, на улицу с протестами вышли сотни тысяч людей. Поэтому лидерам важно быть уверенными: то, что они делают, полезно для страны, хотя и болезненно для многих.
Ответственность за реформы означает, что страна проводит реформы не потому, что ее к этому подталкивает МВФ или ЕС, а потому, что сама понимает, как они ей необходимы. Все это должно сопровождаться коммуникациями, чтобы люди понимали, что происходит.
Невозможно бороться с коррупцией, если у госслужащих низкие зарплаты. Если политик говорит, что он против коррупции, но при этом за сохранение низких зарплат госслужащих, он либо врет, либо не понимает, о чем говорит. На низкую зарплату вы не найдете по‑настоящему квалифицированных людей, а если страной будут управлять непрофессионалы, у нее не будет шансов преуспеть.
Я понимаю, что повышение зарплат в госсекторе — это непопулярный шаг. Но это работает. Будучи министром финансов в 2002 году, я реструктуризировал министерство. Сократил треть сотрудников, а сэкономленные средства использовал для увеличения зарплат оставшимся. Это позволило нанять отличных специалистов, качество работы министерства существенно улучшилось, и это оказало значительное влияние на рост экономики всей страны.
Частичные реформы хуже, чем их отсутствие. Чтобы изменить систему, все реформы должны быть комплексными. А Украина последние 24 года как раз проводила частичные реформы — вы разрушили плановую экономику, но не заменили ее работающей рыночной. Очень хорошо этот принцип иллюстрирует сравнение Польши, Беларуси и Украины. 24 года назад все они находились приблизительно на одном экономическом уровне. Но сейчас ВВП на душу населения в Польше в 4 раза выше, а в Беларуси приблизительно в 2,5 раза выше, чем в Украине.
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас