«Налоговая реформа правительства Яценюка уничтожает экономику» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Налоговая реформа правительства Яценюка уничтожает экономику»

Казна и Политика
2123
Об основных изменениях, которые внесет в экономику новая налоговая реформа, согласно законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)», №5079. Бизнес и общественность продолжает убеждать: налоговая реформа правительства Яценюка имеет сокрушительный эффект для экономики страны, и приводит аргументы.
НАЛОГ НА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
Сейчас в Украине – одна из крупнейших в мире налоговая нагрузка на заработную плату – 54,5%. Это в 1,5 раза больше, чем в странах ЕС. К примеру, в соседней Польше нагрузка составляет 33,9%, в Болгарии – 24,5%. В Украине более 70% работающих имеют доходы ниже трех минимальных зарплат (МЗП) в месяц. Доходы этих плательщиков составляют более 50% всех зарплатных доходов.
Сегодня налог на заработную плату начисляют следующим образом: если у гражданина сумма месячной заработной платы не превышает 10 минимальных заработных плат (в 2014 – это 12 180 гривны), то налог составляет 15%. Если превышает 10 МПЗ, то 17% части превышения. По такому принципу в прошлом году в бюджет поступило 58,9 миллиарда гривен.
Новая налоговая реформа предлагает целых шесть моделей начисления налогов. Все они предусматривают дополнительные поступления в бюджет от 2,5 миллиарда до 14,7 миллиарда гривен по каждой из моделей. Соответственно, это означает увеличение налогового давления на тех, кто эту зарплату получает.
«Концептуально с такой налоговой политикой мы обречены на провал. И тем более, то, что нам даже не дают вносить изменения в эту реформу – это просто похоронит нас», – говорит вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС
Согласно новой реформе, отчисления в Фонд на доход до двух минимальных заработных плат составляет 41%, если же доход превышает эту сумму, то 15% от суммы превышения. «Это даст дополнительный ресурс для экономики, для субъектов хозяйствования почти 28,8 миллиарда гривен, которые, как мы рассчитываем, будут направлены на повышение оплаты труда и будет стимулом для легализации заработной платы», – говорит заместитель министра финансов Украины Денис Фудашкин.
Эксперты же – против такой системы. «В какой стране предусмотрено, что ЕСВ платит меньше тот, кто получает больше прибыли? Такого нет ни в одной стране», – говорит главный эксперт группы Налоговая реформа реанимационного пакета реформ Илья НЕСХОДОВСКИЙ. По его словам, это отнюдь не будет способствовать легализации заработных плат. «Просто богатые будут платить меньше. Потому что если я, как работодатель, платил три тысячи гривен, а хочу платить шесть тысяч гривен, то я заплачу меньше налогов на 800 гривен. Но я не буду больше доплачивать эти деньги работнику. Я буду брать их себе», – говорит эксперт.
Несходовский отмечает, что в свое время группа РПР предлагала установить 18% ставки ЕСВ, но только на переходный период, и только тем предприятиям, которые увеличат свой фонд оплаты труда. «Это приведет к легализации заработной платы. То есть, если вы платите большую заработную плату, вы платите меньше налогов. И бюджет от этого не потеряет. Мы подавали свои предложения. Налоговая же решила идти другим путем – больше брать в бюджет», – говорит главный эксперт группы Налоговая реформа реанимационное пакета реформ.
МЕСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
Еще одной особенностью новой налоговой системы – перевод налогов с общегосударственных в местные. Речь идет о налогах на недвижимое имущество, фиксированного сельскохозяйственного и акцизного налога. Есть, местные органы самоуправления самостоятельно смогут определять объем налога в той или иной категории, однако она не должна превышать установленную законом ставку. Для недвижимого имущества – это до 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м площади объекта налогообложения, для продажи торговыми точками алкогольных напитков, табачных изделий и топлива – до 5% от объема реализации. «В некоторых регионах уровень доходов граждан достаточно высокий и местные органы могут применить более низкую ставку налогообложения», – объясняет заместитель министра финансов Украины Денис Фудашкин. По его словам, это увеличит полномочия местных советов.
«То есть завтра, в Киеве поставят ставку 3%, а в с. Счастливом неподалеку от Киева – 1%. То кто будет покупать продукт в Киеве, если в Счастливое – не так уж и далеко ехать », – говорит заместитель председателя Всеукраинской аграрной совета по общественным связям Михаил СОКОЛОВ. Тем более, отмечает он, местные бюджеты в Украине – остродефицитные. «Поэтому говорить о том, что в разных регионах будет разная ставка – бессмысленно. Все местные советы выставлять максимум, чтобы наполнить свои бюджеты. И такое решение – обычная попытка снять с себя ответственность», – добавляет он.
ЭЛЕКТРОННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
Новым законопроектом предусматривается также и изменения в системе администрирования налогов. Речь идет о введении единого отчетного периода – квартала – по основным налогам. Это, в частности, налог на прибыль, НДФЛ, НДС, ЕСВ, акциз и экологический налог. По замыслу авторов реформы, это уменьшит количество отчетов и платежей на год, расходы государства и бизнеса на администрирование этих налогов, а также упростит условия уплаты налогов, повысит рейтинг Украины в Doing Business.
Однако бизнес больше беспокоит еще одна новация – электронная система налогообложения, которая должна вступить в силу с 2015 года. Для предпринимателей будет введен автоматический учет сумм уплаченного НДС в разрезе плательщиков. Также налогоплательщики смогут автоматически бесплатно открыть счет для оплаты в банке. Зарегистрированные налоговые накладные предоставлять право на налоговый кредит, а на основании налоговой декларации, в соответствии с указанной в ней суммы, или со счета системы электронного администрирования, налог будет перечисляться в бюджет или наоборот, НДС будет возмещаться из бюджета на текущий счет.
«С одной стороны, предложенная система электронного администрирования будет способствовать уменьшению теневой экономики, существующих налоговых ям. Но с другой – мы хотим подчеркнуть, что такая система способствует вымыванию средств из бизнеса, в свою очередь ухудшит и инвестиционный климат, и бизнес-климат в Украине», – говорит Ольга Богданова. По ее словам, электронное администрирование НДС, предложенное правительством, абсолютно противоречит как 112-й Директиве ЕС, так и 45-й, которые имеют отношение к НДС.
В частности, эксперты говорят, что с новой системой они не смогут вернуть средства со специального счета на текущий счет налогоплательщиков даже при условии, если средства перечислены ошибочно или являются излишне уплаченными. «Представьте себе, что весь НДС будет лежать на непонятных счетах в одном банке. Это не будет работать как и в бизнесе, так и в банковской системе. Это не повысит ликвидность банков», – говорит Богданова. «На счетах предприятий пока лежит 163 млрд гривен. 16% из них – НДС. Это чуть больше 20 миллиардов. Остатки на корреспондентских счетах всех банков НБУ – 40 миллиардов. И если эти 20 миллиардов забрать, то в НБУ остатки уменьшатся вдвое. Потому что все пойдет в банк – монополиста. И что будет с ликвидностью – непонятно. Таким образом убивается банковская система», – добавляет Михаил Сколов.
«Если ввести только те изменения в системе администрирования, которые предложены новым законопроектом, то характер взаимоотношений между бизнесом и контролирующими органами не изменится. Потому что всегда налоговыми органами будут нарушаться те или иные формы налогового кодекса, а бизнес так и останется под давлением», – говорит Юлия Дроговоз.
Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас