Где Украина будет брать деньги на АТО и реформы?


Где Украина будет брать деньги на АТО и реформы?

В Украинском Минфине подсчитали, что при увеличении масштабов проведения АТО понадобится дополнительно 18 млрд грн. Заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчук отметил, что на нужды проведения АТО из средств резервного фонда госбюджета выделено 8,8 млрд грн, 2,3 млрд грн. из которых уже использовано.

И если с расходами на АТО все более-менее понятно – большинство украинцев за последние месяцы узнали много интересного и об украинской армии, и о стоимости вооружения для нее, то что можно сказать о расходах на необходимые реформы?

Реформаторские мифы

Есть реформы и есть политические меры, для которых нужны деньги, объясняет старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский. Непопулярность реформ и большие затраты на их проведение – это две большие иллюзии, которые противники реформ все время эксплуатируют. “Надо, например, вложить много денег, чтобы построить инфраструктуру. Но это не реформа. Реформа – это изменение отношений. Для этого деньги не нужны. Напротив, главные реформы, которые сейчас можно было бы провести как раз во время войны, пользуясь тем положением, которое сейчас есть, это сократить неэффективные расходы бюджета. У нас 66 млрд. грн. на данный тратятся на экономическую деятельность, из которых 20 млрд. – на дороги, а все остальное – это помощь угольной отрасли, сельскому хозяйству, и все мы знаем, как эта помощь используется и зачем она нужна”, – рассказал эксперт.

“Во-вторых, необходима абсолютная прозрачность и отчетность, на уровне первичных документов, по выполнению государственного бюджета. Тогда будет очень трудно что-то украсть. А средства, которые на это нужны – это несколько сотен тысяч долларов в масштабах всей страны, не более. А то, что эта отчетность может сэкономить – это много миллиардов. И здесь нельзя говорить о том, что таких средств нельзя найти”, – добавил он.

Для реформ деньги не нужны, убежден Леонид Рубаненко, президент «Союза налоговых консультантов Украины». “Времени у нас действительно мало. А вот денег на новое законодательство нам не надо”, – отметил эксперт.

Того же мнения придерживается и народный депутат от “УДАРа” Оксана Продан. “Мы должны провести такую ​​дерегуляции и начать ее проводить, чтобы и иностранные инвесторы, и международные организации увидели, что мы действительно идем к европейским стандартам”, – убеждена депутат.

Другой “реформационный” миф – это то, что реформы обязательно непопулярные, добавляет Дубровский. “Эта иллюзия происходит из того, что в развитых странах главная причина неэффективности экономики – это раздутое социальное государство, welfare estate. Например есть Греция – там живут не по средствам, выплачивают слишком много различных пособий, и должны теперь эти выплаты сокращать. Это, конечно, не популярно и болезненно. И такой стереотип применяют и к другим странам, таким как Украина. У нас действительно эта проблема тоже есть. Но она второстепенна, или даже на третьем-четвертом месте. На самом деле большая часть реформ, которые первоочередные, это реформы как раз сокращения тех злоупотреблений, которые называют коррупцией. То, что ворует верхушка в таких странах, как Украина, намного превышает все, что чрезмерно распределяется для народа”, – отметил экономист.

“У нас есть прекрасный пример – реформы, которые делал премьер-министр в 99-м в начале 2000-х годов. Благодаря тем реформам он получил ту бешеную популярность, которая позволила ему потом стать президентом. У нас на данный момент очень много именно таких реформ, от которых все, кроме какой-то достаточно узкой части населения выигрывают. А этой части можно даже частично компенсировать потери за счет общего выигрыша от изменений”, – отметил Дубровский.

Так откуда же деньги?

Успешное проведение АТО требует средств. И эти средства можно искать различным путем, считает депутат Оксана Продан. “Можно прижимать существующий бизнес, а можно создавать возможности для поступлений в бюджет, создавая новые возможности и пути для развития бизнеса, выводя украинскую экономику из тени. Это именно те реформы, которые нужны Украине”, – подчеркнула она.

По мнению депутата сегодня в Украине можно провести целый ряд реформ по детенизации экономики, которые не просто не требуют дополнительных средств, а которые дадут новые средства для проведения институциональных реформ и для проведения антитеррористической операции.
“Это те вещи, которые давным-давно в Украине работают, и, к сожалению, работают до сих пор. Как пример, это закрытие оффшоров. Реформа это или не реформа? Это реформа, это создание условий, при которых деньги, заработанные в Украине, будут оставаться внутри страны. Это и то контрабандное топливо, которое на сегодня завезено в Украину и которое пытаются снова перевести под юрисдикцию Российской Федерации для того, чтобы он не использовалось в украинской экономике, а это не мало и не много 66 тыс. тонн топлива, которое может пойти так же на АТО. Это ликвидация налоговых ям, за что взялись в налоговых органах, но пока не довели до полного завершения. Это отказ от созданных при предыдущем режиме схем, когда, например, за один грузовой вагон надо заплатить 2 тыс. грн. лицу непонятного толка. Это вещи, которые создают возможность для бизнеса работать без коррупционного налога и которые позволят экономике работать экономике и увеличивать сбор налогов”, – объясняет депутат.

Прогнозы о том, что аграрный сектор будет вытаскивать на себе украинскую экономику, очевидно, оправдываются. По итогам 2013-2014 маркетингового года Украина заняла третье место среди крупнейших мировых экспортеров зерна. На мировые рынки было поставлено 32,3 миллиона тонн украинской продукции. Впереди Украины по этому показателю только США (72,3 миллиона тонн) и ЕС (38,5 миллиона тонн).

Однако, аграрный сектор Украины может работать с еще большей рентабельностью, убежден депутат Тарас Кутовой. “Не учите яблоню яблоки родить, а отгоните от нее свиней. Сельское хозяйство – это отрасль, которая показала, что при наличии нормальных условий она может самостоятельно развиваться. Надо говорить о рентабельности, которую в конечном этапе получает предприниматель, создает рабочие места, зарабатывает. Сегодня государство владеет 10 млн. га земли. Это треть всей пашни, которая есть в Украине. Из них 6 млн. официально сдается в аренду, 4 млн. гуляет где-то в черном рынке. В Украине есть 411 государственных предприятий, 37% из которых нерентабельны, 32% низкорентабельны, и только остальные – являются рентабельными предприятиями. Если просто перемножить рыночные подходы даже не к продаже земли, а к переуступке аренды, то получите 4 млрд. дол. однократно, если говорить о том, откуда брать деньги в бюджет”, – отметил депутат.

Депутаты уверяют, что работа в парламенте уже ведется. Примером этого может стать закон закон № 4334, который предусматривает кардинальное изменение всех условий ведения бизнеса в Украине. Однако, работа ведется слишком медленно. “Власть готовится к выборам, потому в это время нормальные реформы вряд ли будут”, – добавил Кутовой. По его мнению, в нынешнем состоянии парламент просто не нужен.

Однако, что бы ни говорили эксперты и депутаты, «военный» налог в размере 1,5% ввели именно для всех работающих граждан Украины, что на деле показывает, откуда власть берет недостающие для АТО средства.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Угрожает ли Украине дефолт?
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Минфин Украины
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua