0 800 307 555
0 800 307 555

Декретный отпуск в 2026 году: когда можно уйти, сколько платят и как оформить

— Личные финансы
1
Добавьте Finance.ua в избранные источники Google
Беременная женщина работает в офисе
Беременная женщина работает в офисе
Декретный отпуск предусматривает не только освобождение от работы на период до и после родов, но и право на соответствующие выплаты. В 2026 году для застрахованных и незастрахованных женщин действуют разные механизмы поддержки. Со ссылкой на специалистов robota.ua рассказываем, когда можно оформить отпуск, сколько он длится и как получить пособие.

На какой неделе можно идти в декрет

Отпуск по беременности и родам относится к социальным отпускам. Его предоставляют работницам в соответствии со статьей 17 Закона Украины «Об отпусках».
По общему правилу медицинское заключение о временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами формируется с 30-й недели беременности.
Стандартная продолжительность такого отпуска — 126 календарных дней. Из них:
  • 70 дней приходится на период до родов;
  • 56 дней — после рождения ребенка.
Если роды были осложнены или родились двое или более детей, послеродовая часть отпуска составляет 70 дней, а общая продолжительность увеличивается до 140 календарных дней.
Отдельные условия предусмотрены для женщин, относящихся к 1−3 категориям лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Для них продолжительность отпуска составляет 180 календарных дней.
В то же время, женщина имеет право продолжать работать и после 30-й недели беременности. Для этого следует подать врачу заявление с указанием желаемой даты начала отпуска. Если роды пройдут раньше, медицинское заключение будет сформировано с даты родов.
По желанию работницы и при отсутствии медицинских противопоказаний часть дородового отпуска можно перенести на период после рождения ребенка. При этом общая продолжительность отпуска не меняется.
Важно знать, что работница не обязана заранее извещать работодателя о беременности. В то же время заблаговременное информирование о предстоящем отпуске позволяет работодателю организовать замену работнице и спланировать работу команды.

Какие выплаты предусмотрены в связи с беременностью и родами

Для застрахованных работниц предусмотрено пособие по беременности и родам. Его размер в 2026 году зависит, в частности, от средней заработной платы, по которой уплачивались страховые взносы, и страхового стажа. Поэтому сумма декретных выплат может отличаться для каждой работницы, в зависимости от ее официального дохода и других предусмотренных законодательством условий.
В запросах часто используют формулировку «дородовые выплаты 2026» или «декретные деньги». Однако речь идет о пособии за весь период отпуска по беременности и родам, а не только об отдельной выплате до рождения ребенка, отмечают юристы.
Незастрахованные женщины (безработные) также имеют право на государственное пособие в связи с беременностью и родами. Для его получения следует обратиться в соответствующий орган и подать заявление и необходимые сведения. В 2026 году размер такого пособия составляет 7000 грн в месяц.

Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет

После завершения отпуска по беременности и родам работник или другое лицо, фактически ухаживающее за ребенком, может оформить отпуск по уходу за ним до достижения трехлетнего возраста.
Воспользоваться такой возможностью может не только мать, но и отец ребенка, бабушка, дед или другие родственники, фактически осуществляющие уход. Отпуск можно использовать полностью или частями.
В 2026 году также было введено отдельное государственное пособие по уходу за ребенком до достижения им одного года. Его размер составляет 7 000 грн в месяц, а по уходу за ребенком с инвалидностью — 10 500 грн.
С 2027 года размер этого пособия будет определяться законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Важно, что введение нового государственного пособия не отменяет отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Это два отдельных механизма поддержки семей.
Создано с помощью ИИ
Создано с помощью ИИ

Важно знать

  • Влияние неполного рабочего времени на сумму выплат. Для застрахованной работницы пособие рассчитывают с учетом средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы. Поэтому меньший официальный доход может снизить сумму выплаты. Для незастрахованных женщин помощь в 2026 году не зависит от заработка и составляет 7000 грн в месяц.
  • Досрочное возвращение на работу. Работодатель не может требовать от работника досрочно прекратить отпуск по уходу за ребенком. Если работник самостоятельно решил вернуться раньше, он должен уведомить об этом работодателя не позднее 10 календарных дней до выхода на работу.
  • Право отца оформить отпуск. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет может оформить не только мать, но и отец, бабушка, дед или другой родственник, фактически ухаживающий за ребенком. Использовать его можно полностью или по частям в пределах установленного срока.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас