Finance.ua развивается и обновляет главную
Finance.ua — это не только лента новостей. Мы вкладываем много сил в создание сервисов сравнения кредитов, депозитов и банковских карт. А наша редакция публикует много путеводителей по выбору финансовых услуг и рассказывает как не переплачивать.
Чтобы показать всё это читателям, мы изобрели главную страницу сайта заново.

Электричество удалось получить из слез

Одним из важнейших компонентов многих жидкостей нашего организма является фермент лизоцим. Он есть в слезах, грудном молоке, слюне и слизи носа. Этот белок-гидролаза может разрушать клеточные стенки бактерий, потому применяется и в пищевой промышленности, и в медицине. Лизоцим извлекают из белков куриных яиц и используют в качестве антисептического средства и консерванта.

Физики из Лимерикского университета исследовали чистые кристаллы лизоцима, обнаружив их пьезоэлектрические свойства, то есть способность накапливать электрическое напряжение при деформации. Об этом Саид Тофейль и его коллеги пишут в статье, опубликованной журналом Applied Physics Letters.

Тонкую пленку из кристаллов лизоцима авторы помещали между парой стекол и прикладывали давление, замеряя накапливающиеся при этом заряды. Величина прямого пьезоэлектрического эффекта белка оказалась сравнима с кристаллами кварца (6,5 пкКл/Н). И если кварцевые пьезоэлементы уже нашли широчайшее применение в технике, лизоцимовые могут пригодиться для медицины, поскольку обычный фермент нашего организма полностью биосовместим.

“Это совершенно новый подход, – говорит Саид Тофейль, – поскольку до сих пор ученые старались исследовать пьезоэффект в биологии, используя сложные, иерархически организованные системы – такие как ткани, клетки или большие полипептиды, – вместо того, чтобы обратиться к фундаментальным строительным блокам”.

В будущем, уверены ученые, лизоцим наверняка будет использоваться для питания медицинских имплантов, датчиков, анализаторов и “умных” таблеток, заодно обеспечивая им и противомикробные свойства.

В Контексте Finance.ua