0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Попов: как воруют кредиты международных организаций в Украине и что с этим делать


Андрей Попов: как воруют кредиты международных организаций в Украине и что с этим делать

О том, что кредиты и гранты международных организаций в Украине время от времени используются не по назначению, известно давно. Не стала сенсацией и новость о том, что Генеральная прокуратура Украины осуществляет досудебное расследование в уголовном производстве по факту хищения кредита, предоставленного Международным банком реконструкции и развития (Всемирный банк) в рамках программы «Проект развития городской инфраструктуры».

Что за проект?

Коротко напомню о данной программе. «Проект развития городской инфраструктуры» (Urban Infrastructure Project) был запущен Всемирным Банком в августе 2007 года в целях развития инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Украине. География проекта включала 14 городов, расположенных в 12 областях: Харьков, Одесса, Черкассы, Чернигов, Борисполь, Дрогобыч (Львовская обл.), Каменец-Подольский (Хмельницкая обл.) Новая Каховка (Херсонская обл.), Кременчуг (Полтавская обл.), Новоград-Волынский (Житомирская обл.), Славянск (Донецкая обл.), Ивано-Франковск, Коломыя и Калуш (все – Ивано-Франковская обл.).

На данную программу МБРР предоставил кредит в сумме $140 млн. Шведское агентство по международному развитию (SIDA) также представило около $5,5 млн в качестве грантовых средств. Программа продлилась до июня 2015 года и была признана успешной.

Кредитные средства предоставлялись под гарантии правительства Украины, а главным исполнителем проекта являлось Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая успех первой программы, в мае 2014 года был запущен её второй этап – Second Urban Infrastructure Project, теперь уже на сумму $350 млн. Он продлится до октября 2020 года и охватит Киев, Кировоград, Житомир, Тернополь, Харьков, Краматорск (Донецкая обл.), Ивано-Франковск и Коломыю (Ивано-Франковская обл.)

Что и как украли?

В ходе досудебного расследования ГПУ было установлено, что в период с 2007 по 2013 гг. значительная часть средств кредита Всемирного банка в рамках Urban Infrastructure Project была украдена. Пока непонятно, что происходило в период 2014-2015 гг. и что происходит в рамках второго этапа программы в 2014-2017 гг. – вполне возможно, расследование по данным периодам ещё ждёт своего часа.

Согласно данным следствия, денежные средства направлялись непосредственно исполнителю и должны были использоваться для осуществления реконструкции и модернизации объектов, принадлежащих коммунальным предприятиям, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Однако должностные лица коммунальных предприятий перечисляли средства на счета аффилированных транзитных предприятий. При этом в договорах указывалась значительно завышенная стоимость работ, в некоторых случаях работы вообще не выполнялись.

В дальнейшем средства переводились в наличные с помощью предприятий с признаками «фиктивности» и распределялись между участниками группировки.

Таким образом, реализовалась классическая схема хищений:

- завышение объемов и/или стоимости проведенных работ (в случае со скрытыми работами – например, с заменой подземных коммуникаций – это сделать проще, поскольку инвентаризация объемов осуществленных работ по факту затруднена);

- в худшем случае – полное отсутствие каких-либо работ с фальсификацией первичной документации учёта выполненных работ (формы № КБ-2в, № КБ-3 и т.д.);

- закупки оборудования, материалов и услуг по завышенным ценам (хуже всего, если по завышенной цене приобретались низкокачественные или бывшие в употреблении материалы – например, старые трубы);

- использование аффилированных предприятий-подрядчиков, фиктивных «налоговых ям» для обналичивания полученной прибыли.

Поскольку средства Urban Infrastructure Project были предоставлены на 17-летний срок под госгарантии, кредитные обязательства ещё много лет будут погашаться за счет государственного бюджета (то есть налогоплательщиков).

Что можно предпринять, чтобы предотвратить подобные кражи?

- При всей неоднозначности системы публичных закупок PROZORO в части профессиональных услуг (ввиду затруднённой оценки компетенции и опыта), в части закупок товарно-материальных ценностей данная система является наиболее всеобъемлющим инструментом предотвращения вышеописанных схем. Необходимым условием закупок государственных и коммунальных предприятий, особенно при работе со средствами, полученными в рамках международных кредитов, должна быть только их максимальная публичность.

- Усиление роли местных СМИ и общественных организаций, независимых депутатов местных советов и лидеров общественных мнений в анализе проводимых закупок и эффективности расходования средств международных кредитов на местах, анонимная горячая линия для сигналов об их неэффективном использовании.

- Обязательная процедура регулярного аудита предприятий, непосредственно реализующих проекты за кредитные деньги, причём силами международных аудиторских сетей, не заинтересованных в сокрытии обнаруженных данных.

Особо следует заметить, что предметом аудита должна быть не только финансовая отчётность предприятий (то есть то, сколько было потрачено), но то, как именно было потрачено: анализ политики закупок, системы внутреннего контроля, целевого использования средств, качества и объёма выполненных работ (с привлечением независимых технических экспертов). То есть, необходим обязательный и комплексный форензик – совокупность действий, которые, с одной стороны, расследуют факты злоупотреблений и различных мошеннических схем, а с другой стороны, препятствуют их возникновению в будущем. И если независимый аудит финансовой отчётности многие предприятия проводят, то анализ целевого использования чаще всего проводят только их внутренние службы или государственное КРУ, а не международные аудиторы.

Но наиболее важным компонентом является реальная уголовная и политическая ответственность лиц, прямо или косвенно причастных к этим преступлениям. Только тогда сложившуюся в Украине толерантность по отношению к фактам хищения международных кредитов можно будет хоть немного исправить.

Андрей Попов, партнёр Kreston GCG

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Архивы:2020 2019 2018 2017 2016 2015
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua