Киев на грани. Когда-то лучший город для жизни


Киев на грани. Когда-то лучший город для жизни

Во что превратилась зеленая столица Европы, и почему так произошло?

Еще четверть века назад Киев был городом, в котором хотелось жить, а киевляне по праву гордились тем, что столица была зеленым мегаполисом Европы. Однако за 25 лет «хозяйствования» площадь зеленых насаждений в Киеве уменьшилась вдвое. Сегодня на одного киевлянина приходится менее 14,5 кв. м растительности по европейской норме в 25 кв. м.

Стратегия развития столицы до 2025 года предусматривает обеспеченность зелеными зонами общего пользования в 2025 году на уровне 20 кв. м растительности на жителя. Но будет ли достигнут этот результат при нынешних темпах тотальной застройки и принципах хозяйствования в городе?

Год назад, во время выборов мэра и депутатов Киевсовета, программы каждой политической силы или кандидата обещали киевлянам создание «комфортного города». Очевидно, и мэр, и нынешние «выразители интересов киевлян», которым доверчивые жители столицы отдали свои голоса, понятие «комфорт» трактуют по-своему, в соответствии с собственными интересами. Между тем международные рейтинги стабильно признают Киев одним из худших городов по уровню жизни.

Согласно недавно обнародованному журналом The Economist рейтингу наиболее пригодных для жизни городов, Киев находится в последней десятке (всего в списке 140 позиций). Там мы опережаем столицы Зимбабве, Нигерии и Папуа Новой Гвинеи. Последнее место, кстати, занял наполовину павший в руинах Дамаск.

Почти ежедневно проходят протесты киевлян против неконтролируемых и незаконных застроек, которые постепенно, но неотвратимо уничтожают зеленые насаждения в Киеве. Отсутствие комплексного подхода к развитию и застройке столицы приводит к значительному ухудшению ее экологического состояния.

В Киеве практически не создаются новые зеленые зоны, но при этом активно уничтожаются даже те, что каким-то чудом удалось сохранить. В результате сегодня наша столица занимает аж 30-е место в экологическом рейтинге городов Европы с показателем индекса экологического благополучия на уровне 32,33 из 100.

За два года в Киеве появилось 37 новых скверов и на 30 га увеличилась площадь зеленых зон. Об этом заявил мэр Киева Виталий Кличко во время отчета о результатах своей деятельности на должности. «Киев издавна считался зеленой столицей. И два года назад мы поставили задачу – вернуть это звание нашему городу. Поэтому за два последних года статус сквера был предоставлен 140 земельным участкам, на 30 га увеличилась площадь зеленых зон, появилось 37 новых скверов, обновлено более 100 зеленых зон города», – заверил Кличко.

По данным метеостанции Центральной геофизической обсерватории, общий уровень загрязнения в Киеве выше среднего по Украине и характеризуется как высокий. В воздухе – более двух десятков различных вредных примесей: диоксид серы, оксид углерода, формальдегид и обычная пыль. Особую опасность представляет диоксид азота – его концентрация превышает норму в два раза.

Одним из основных и наиболее вредных источников загрязнения воздуха в Киеве является транспорт, прежде всего автомобильный. Еще в 2012 году количество зарегистрированных автотранспортных средств пересекло миллионную отметку. Другой острой экологической проблемой города остается неправильное обращение с отходами.

До сих пор в Киеве не введены системы утилизации мусора и обезвреживания токсичных отходов. Вследствие неграмотного подхода к решению этого стратегического с экологической точки зрения вопроса малые реки, когда-то бывшие украшением нашего города, превращаются в сточные канавы.

Одной из важнейших причин загрязнения столицы является наличие промышленных предприятий в черте города, среди которых «Радикал», «Запад», «Радон» и мусоросжигательный завод «Энергия».

Утверждать, что такое экологическое положение дел возможно из-за несовершенства законодательства, нельзя. Наоборот, у нас удивительно прогрессивные законы и вполне приемлемые экологические нормы.

Недавно, 4 октября 2016 года, парламент принял законопроект «Об оценке воздействия на окружающую среду» (№2009-д), который сейчас готовится на рассмотрение после вето президента. Документ предусматривает определить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушения в сфере оценки воздействия на окружающую среду.

Так, за предоставление ложной или неполной информации о влиянии планируемой деятельности на состояние окружающей среды или нарушение процедуры оценки воздействия чиновников и предпринимателей планируется наказывать штрафом в размере от 50 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 3400 грн). За несоблюдение экологических условий при ведении хозяйственной деятельности штраф будет достигать 200-500 необлагаемых минимумов доходов (3400-8500 грн). Однако чего стоят эти штрафы, когда, например, существует отлаженная коррупционная система, при которой инспекторы экологических инспекций за взятки закрывают глаза на очевидные нарушения экологических норм?

Киевская власть окажет огромное влияние на реализацию указанного законопроекта, поскольку именно орган местного самоуправления принимает решение о проведении планируемой деятельности, которая будет иметь влияние на окружающую среду, и утверждает параметры и условия ее ведения. Принимая решение об осуществлении планируемой деятельности, городской совет будет обязан учитывать решение по оценке воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что в соответствии с положениями законопроекта, процесс оценки воздействия на окружающую среду обязательно должен включать общественное обсуждение. Общественность имеет право подавать любые замечания или предложения, которые, по ее мнению, касаются планируемой деятельности. Таким образом, реализация данного законопроекта и экологическое будущее города в первую очередь будет зависеть от местных властей и местного населения.

Киев мог бы быть подобным городу Калгари в Канаде, которое признается самым чистым городом мира. В нем расположено множество предприятий по добыче газа и производству биодизельного топлива. Однако тщательно спланированная, а главное – выполненная программа защиты окружающей среды, а также большая площадь, отведенная под парки, обеспечивают городу чистый воздух. В Киеве же промышленные зоны и вредное производство, транспорт и плотное строительство постепенно превращают экологическое состояние в катастрофическое.

Почему так произошло? Не только потому, что власть в Киеве, как вкусный пирог, делили и продолжают делить те, для кого комфорт города – это их личный комфорт, заключающийся в обогащении любой ценой на строительстве высоток и торгово-развлекательных центров, вопреки логике и строительным нормам.

 Им безразлично, ведь их настоящая жизнь проходит в других странах или по крайней мере в элитных поселениях за пределами столицы. Они не пользуются услугами участков по обслуживанию жилищного фонда (бывших ЖЭКов), не ездят в общественном транспорте, не водят детей в обычные детские сады и школы. Им комфортно зарабатывать на том, что они разрушают когда-то лучший для жизни город. Потому что это не их город, это не их жизнь.

Киевская власть не имеет никакого представления о том, как управлять развитием города, что в других странах осуществляется с помощью специальной науки – урбанистики. Многие ученые посвятили свою жизнь созданию идеологий управления городским пространством. В работе «Города-сады будущего» на много лет опередившей свое время, Эбенизер Говард писал, что экономическое и экологическое благополучие может быть достигнуто, если город управляется коллективно.

Основатель чикагской школы социальной экологии Роберт Парк разработал теорию организации городов, основанную на социальном контроле и консенсусе между различными группами жителей. Парк, в частности, впервые обосновал ведущую роль в функционировании городского сообщества, то есть «соседства» – небольшого района (жителей которого объединяют социальные и культурные связи) с выборными органами низового самоуправления.

В развитых странах уже много лет работает технология управления городом, которая предусматривает участие граждан и их сообществ в принятии решений, а также их целенаправленную поддержку со стороны властей. Опираясь на этот успешный опыт, такая идеология должна быть введена и в Киеве.

Именно благодаря неравнодушию киевлян, их активности и стремлению жить в действительно комфортном городе мечта об улучшении качества жизни и разнообразной городской среде с привлекательным публичным пространством и интересной общественной жизнью станет реальностью. Именно тогда он вновь возглавит рейтинги самых привлекательных городов мира.

Александра Сабецкая

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Мир
В Контексте Finance.ua