Банковские услуги будут доступны в системе BankID


Банковские услуги будут доступны в системе BankID

Национальный банк снова заговорил о работе единой национальной системы электронной дистанционной идентификации физических и юридических лиц BankID. Регулятор отрапортовал о том, что на сегодняшний день внедрение и реализация первого этапа уже завершена, отныне НБУ переходит к запуску второго этапа – непосредственного предоставления в удаленном доступе банковских услуг.

Технология будущего?

“Мы завершили пилотный проект по дистанционного предоставления административных услуг благодаря идентификации через систему BankID в онлайн-режиме. Эта услуга уже доступна для клиентов трех банков, присоединившихся к системе BankID – Ощадбанк, ПУМБ и UniCredit bank. Сейчас мы обрабатываем новые заявки от банков на подключение к системе. Параллельно с этим НБУ уже начал изучать международный опыт по использованию системы BankID для предоставления в дальнейшем банковских услуг в онлайн-режиме, – отметил руководитель проектов и программ департамента стратегии и реформированию НБУ Валерий Майборода.

В Национальном банке уверены, что система BankID является технологией будущего, однако, с этим не совсем согласны некоторые представители банковских учреждений. “BankID – это вовсе не банковская инновация. Это государственные органы используют тот факт, что банки уже идентифицировали клиента”, – рассказал ранее в интервью Finance.UA глава правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач.

На сегодняшний день к BankID уже подключены ряд порталов, с помощью которых можно заказать любую административную услугу – Министерство юстиций Украины, Единый государственный портал административных услуг, МЭРТ, портал IGov и другие.

Исходя из трудов Национального банка за первый этап работы системы уже удалось: внести изменения в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением №492, разработать положение о Единой национальной системы электронной дистанционной идентификации физических и юридических лиц BankID Национального банка, утвердить  спецификации взаимодействия системы BankID с банками Украины и субъектами предоставления административных услуг.

За время реализации проекта увеличилось не только количество обращений граждан к системе BankID, но и поступили заявки от общественных организаций по подключению к системе. Количество просмотров портала BankID  составило 12800, количество переходов через систему BankID – 928, количество обращений от общественных организаций – 4. За время реализации проекта 6 банков подали заявления на подключение к системе BankID, в частности – ОТП Банк, Альфа-банк, УкрСиббанк, Радабанк и банк “Восток”.

Добровольное участие

Национальный банк подтверждает, что никаких отборочных этапов для подключения банков в системе BankID нет.

“Банки просто должны донастроить свои автоматизированные системы для установления связи и подключения к системе BankID. Этот этап полностью зависит от банков и требует от них внесения технических изменений в свои АБС. При этом участие и подключение к BankID абсолютно добровольное. В свою очередь НБУ будет рад видеть как можно большее количество банков среди пользователей системы”, – заявили Finance.UA в пресс-службе НБУ.

Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ также подтверждает этот факт и добавляет, что сдерживающим фактором является скорее новизна системы и ее узкая направленность.

“Основной задачей BankID на этом этапе стало обеспечение процесса подачи электронных деклараций чиновниками. Декларации уже поданы, а возможность предоставления клиентам банков прочих административных услуг через BankID зависит от множества органов власти – как на общегосударственном, так и на местном уровнях. Есть ли необходимость в таких условиях торопиться с подключением – вопрос, в первую очередь, экономической целесообразности”, – отмечает она.

Единственное, при подключении банковских услуг могут возникнуть определенные трудности, и в основном, они будут зависеть от законодательной базы всей системы финансового мониторинга.

“Перед тем как предоставлять клиенту услугу, банк обязан идентифицировать его. Для этого клиент должен прийти в банк, заполнить длинную анкету, оставить копии документов. Использование BankID подразумевает, что всю необходимую информацию о клиенте банк может получить от другого банка в автоматическом режиме. В действующем правовом поле это невозможно. Остальное – буквально дело техники”, – уверяет Елена Коробкова.

Всего три шага

Первым делом, к чему Национальный банк хочет приступить во время реализации второго этапа, – изучение международного опыта использования BankID при получении банковских услуг. Сроки, которые регулятор себе выставляет для изучения этого пункта, – февраль 2017 года. В декабре 2017 года НБУ подготовит и внесет в Верховную Раду необходимые законопроекты.

В апреле 2017 года Нацбанк хочет определить изменения действующего законодательства по банковской деятельности и финмониторинга, необходимых для реализации второго этапа проекта, летом 2017 года регулятор будет разрабатывать и согласовывать процедуры дистанционной идентификации клиентов банков при получении ими банковских услуг. И уже в 2018 году Нацбанк завершит внедрение проекта относительно второго этапа системы BankID.

Но пока регулятор поясняет, что банкам нужно пройти всего лишь три шага для подключения к системе онлайн-идентификации граждан и юрлиц BankID: первый шаг – направить письмо заместителю Председателя центрального банка, в котором будут указаны намерения банка подключиться к системе BankID; далее – настроить автоматизированную систему банка для подключения к BankID и обменяться техническими параметрами с системой онлайн-идентификации BankID. В итоге, протестировать систему BankID и предлагать ее использовать собственным клиентам.

Юлия Кузнецова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Финтех и Карты
Все, что мы знаем про:НБУ
В Контексте Finance.ua