Зачем Украине нужен МВФ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зачем Украине нужен МВФ

Казна и Политика
1577
Уже после майских праздников миссия Международного валютного фонда (МВФ) планирует посетить Украину в период с 10 по 18 мая. Украинское правительство и знающая публика уделяет большое внимание этому событию, и правильно делает. До середины июня Украина, вероятно, все-таки получит кредит в 1,7 миллиарда долларов США, предоставление которого уже переносилось на значительный срок. Ключевыми характеристиками МВФ является скорость, компетентность, простота и богатство.
11 марта 2015 года МВФ предлагал Украине кредит в размере не менее 17,5 миллиарда долларов США. Первый транш в размере 5 миллиардов долларов США был предоставлен немедленно, зато второй транш в размере 1,7 миллиарда долларов США поступил с задержкой. А потом наступила длительная пауза.
Ни одна международная организация не имеет такого влияния, как МВФ. И ни одна организация не реагирует на ситуации быстрее МВФ. Если страна стоит перед серьезной финансовой угрозой, уже через несколько дней прибывает миссия МВФ с широким мандатом. Ни одна другая международная организация не имеет в своем составе столь высококвалифицированных (и высоко оплачиваемых) работников, как МВФ; обычно, это – кандидаты экономических наук (PhD), которые закончили лучшие университеты мира.
Миссия МВФ устанавливает несколько основных условий, которые должны быть выполнены за несколько недель. Правительству не остается другого варианта, кроме как согласиться с условиями. В случае выполнения условий, примерно через две недели после окончания работы миссии созывается заседание исполнительного совета МВФ, и через день после принятия последнего положительного решения, выплачивается весь обещанный транш. Принцип действия системы очень прост: Вы делаете то, что мы определили, как полезное для Вас, и мы немедленно предоставляем вам большие деньги. Финансирование МВФ рассчитано на покрытие таких потребностей.
Другие организации действуют совсем иначе. Они очень медленные; они выдвигают много условий; они предлагают мало денег; и в конце процесса выплата денежных средств требует много времени. Именно поэтому все уделяют гораздо больше внимания МВФ, чем любым другим организациям. Кроме того, если МВФ не одобряет экономическую политику страны, Всемирный банк не имеет права предоставлять транш, а Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз также не желают предоставлять средства.
Однако после выплаты следующего транша МВФ, Соединенные Штаты могут предоставить кредитные гарантии в размере 1 миллиарда долларов США, а Европейский Союз – еще один транш макроэкономического финансирования в размере 650 миллионов долларов США. Однако, и Соединенные Штаты Америки, и Европейский Союз имеют несколько дополнительных требований, в частности реформирование Украиной Генеральной прокуратуры. А такое реформирование может и не состояться. В целом, Украина могла бы получить 3,5 миллиарда долларов США одним пакетом. Это позволило бы Украине увеличить международные валютные резервы примерно до 17 миллиардов долларов США, что было бы достаточно для того, чтобы Национальный Банк смог начать процесс либерализации жестокой системы валютного регулирования.
Немного других крупных организаций являются столь же простыми в понимании, как МВФ. Это – организация, которая действует в соответствии с установленными принципами; она гораздо менее политизирована чем многие другие организации; она имеет ограниченное количество критериев, которые являются очень четкими, и за внедрение которых отвечают объективные и высокообразованные государственные служащие; организация имеет четкую иерархию, как в армии. Основное внимание уделяется нескольким ключевым показателям: Налогово-бюджетный баланс, государственный долг, сальдо текущего счета и курс обмена валют. Для достижения определенных показателей, организация предлагает несколько (но только несколько) значительных структурных реформ.
В соответствии со стандартами МВФ ситуация, в которой оказалась Украина, является очень простой, несмотря на то, что предоставление третьего транша затягивается еще с сентября прошлого года. Важнейшим критерием является бюджетный баланс. По данным украинского правительства, этот показатель улучшился по дефициту в 10,5 процентов ВВП в 2014 году до 2,3 процентов ВВП в 2015 году. Эти показатели близки к идеальным, почти соответствуя уровню стран Балтики во время глобального финансового кризиса 2009 года. Однако, МВФ нужно было дождаться государственного бюджета на 2016 год и принятия изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Второй критерий отражает монетарную и валютную политику. Украина ввела плавающий курс обмена, что позволило уменьшить до этого большой дефицит текущего счета, одновременно со стабилизацией курса обмена. Внешнеэкономическое сальдо нормализовалось несмотря на чрезвычайные торговые санкции со стороны России.
Последнее ключевое условие заключалось в том, что Украина должна иметь правительство, способное работать и внедрять согласованную политику. Миссия МВФ прибывает сразу после назначения такого правительства и готовности последнего приять МВФ.
Для удовлетворения требований МВФ украинскому парламенту нужно принять пакет из девятнадцати законов, в том числе касательно: государственного управления, дерегуляции, корпоративного управления, расширения перечня государственных предприятий, подлежащих приватизации, а также определенных аспектов реформы судебной системы. Премьер-министр Владимир Гройсман пообещал обеспечить принятие этих законов, и, кажется, получил поддержку в парламенте.
МВФ высоко оценивает энергетическую реформу в Украине. 1 мая украинское правительство наконец унифицировал цены на газ и электроэнергию. Впервые за четверть века влиятельные украинские газовые трейдеры потеряли возможность на льготных условиях скупать государство. Ни одно предыдущее украинское правительство не сделало столько для преодоления коррупции. В принципе, этого решения по унификации цен должно быть достаточно для того, чтобы МВФ предлагал украинскому правительству новый транш в размере 1,7 миллиарда долларов США. Эти деньги крайне необходимы Украине для того, чтобы начать восстановление экономики.
Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Atlantic Council
Перевод осуществлен при поддержке бюро переводов “Антей”
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас