Авто в лизинг. Как работают "финансовые пирамиды" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Авто в лизинг. Как работают "финансовые пирамиды"

Личные финансы
2342
Житель Ивано-Франковска Николай Якович давно мечтал о собственном автомобиле.
Приобрести его за полную стоимость по нынешним ценам не мог. Взять кредит в банке кредит с его небольшим доходом тоже не представлялось возможным.
Уже махнул рукой на давнюю мечту. И тут Николаю Яковичу попалась на глаза реклама лизинговой компании “Евролизинг-Украина”, которая обещала авто по выгодной цене, да еще и в рассрочку.
Речь шла об автомобиле российского производства. В лизинговой компании сообщили, что у них такое авто стоит 250 тыс грн, тогда как рыночная его цена на 120-130 тыс грн выше.
Но консультант заверила, что тут все логично: мол, из-за войны с Россией не могут наладить официальные поставки таких авто, поэтому поставляют их по “серым” схемам. Отсюда и мегаскидки.
“Консультант заверила, что все законно, но в лизинговом договоре, который дала мне подписать, была указана совсем другая марка авто, сумма и процент авансового платежа. Она это также объяснила проблемами в торговле с Россией”, – вспоминает Николай Якович.
Он поверил, тем более, что авансовый платеж консультант составлял всего 10% от стоимости авто. На договор посоветовали вообще не обращать внимания. Мол, дополнительным соглашением с клиентом будут урегулированы все вопросы, касающиеся марки авто и платежа.
Машину в лизинг – пообещала консультант – Николай Якович получит уже через пять дней.
Имеют право
С тех пор прошло пять месяцев. Машины житель Ивано-Франковска так и не увидел, а когда обратился в лизинговую компанию с претензией, там посоветовали внимательнее читать договор лизинга, на который ранее советовали не обращать внимание.
“Мне заявили, что в договоре авансовый платеж значительно выше и предложили сделать новый взнос. Но гарантии, что после этого я получу машину, не было”, – признается он.
За эти месяцы Николай Якович выяснил, что в подобной ситуации оказались тысячи желающих взять авто в лизинг в разных городах Украины – Харькове, Львове, Днепропетровске, Ужгороде, Киеве.
Многие из них уже имеют на руках судебные решения о признании договора лизинга недействительным. И хотя своих денег они пока не вернули, Николай Якович также решил судиться с лизинговой компанией.
И теперь он уверяет, что больше никогда в жизни не рискнет связаться с лизинговой компанией.
По словам руководителя юридической группы “LEX” Богдана Хаустова, специализирующегося на защите прав клиентов псевдофинансовых учреждений и “финансовых пирамид”, последние пару лет к нему за помощью обращается все больше клиентов недобросовестных лизинговых компаний.
Среди тех, на которые поступает больше всего жалоб, Богдан Хаустов назвал “Лизинг-Финанс”, “Лизинговая компания Эталон”, “Евролизинг Украина”, “Лизинговая компания Автофинанс”.
На запросы, направленные на электронные адресы этих компаний, имеющиеся в открытом доступе, ответы на момент публикации не пришли.
Но украинские форумы и социальные сети пестрят рассказами обманутых клиентов. Много жалоб поступает и в Нацкомфинуслуг. В комиссии сообщили, что эти компании не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять финансовые услуги, в том числе лизинговые.
Рост количества жалоб на недобросовестных игроков отмечают и в ассоциации “Украинское объединение лизингодателей”.
“За последний год число лизинговых компаний-мошенников очевидно увеличилось. Пик обсуждения этой проблемы пришелся на июль-август 2015 года, когда многие автодилеры стали массово обращаться с официальными заявлениями о существовании фиктивных финансовых структур, которые ведут нечестные правила игры и попросту обманывают ничего не подозревающих клиентов”, – сообщил председатель совета директоров ассоциации “Украинское объединение лизингодателей” Александр Кощеев.
Простые схемы
Схема работы у большинства псевдолизинговых компаний, по словам Александра Кощеева, идентична. Они заявляют, что напрямую сотрудничают с официальными дилерами, и это позволяет им предлагать автомобили в лизинг с большими скидками – в 10, 20 и даже 50%.
Также они предлагают внести аванс в размере 10%, тогда как среднерыночный – 30%. И при этом не дают возможности ознакомиться с автомобилем до заключения договора лизинга, объясняя это тем, что авто находится в другом городе или регионе Украины.
Кроме того, в договорах лизинга аванс может быть назван платой за консультационные, или другие услуги, что исключает возможность лизингополучателя вернуть себе потом эти деньги через суд.
“Договоры лизинга в таких компаниях настолько запутанны и объемны, что разобраться в них сложно даже юрлицам. К примеру, у нас с таким договором работала целая команда юристов, которые потом внесли много изменений. Не представляю, как могут разобраться в них клиенты-физлица”, – рассказывает экс-директор страхового брокера “Грас Савуа Украина” Ибрагим Габидулин.
На самом деле обязательные платежи на начальном этапе предусмотрены и в классических договорах лизинга. Это авансовый платеж – 20-30% стоимости авто, разовая комиссия – до 3%, плата за регистрацию авто и пенсионный сбор – 3- 5% в зависимости от стоимости авто, страхование ОСАГО и КАСКО – 4-7% в зависимости от размера франшизы.
“В лизинге все эти платежи уже включены в график и равномерно распределены на весь срок лизинга”, – объясняет Кощеев.
После того, как клиент вносит эти платежи он сразу же получает зарегистрированный и застрахованный автомобиль, экономя при этом на регистрации и страховании от 8% до 13%.
В ассоциации лизингодателей называют основные признаки псевдолизинговых операций.
“Важным моментом, на который стоит обращать внимание при заключении договора, это – за что именно с клиента берут аванс”, – отмечает директор ассоциации “Украинское объединение лизингодателей” Марина Масич .
По ее словам, размер такого платежа не может быть ниже 20-30%.
“Во всех добросовестных лизинговых компаниях – это всегда часть стоимости транспортного средства (или оборудования), которое берется в лизинг, а не компенсация каких бы то ни было консультационных или других услуг”, – уверяет она.
Обратная сторона медали
Наряду с лизинговыми компаниями, проворачивающими аферы, растут также и масштабы мошенничества среди лизингополучателей. “Кидают” в данном случае уже классических лизингодателей с иностранным капиталом, которых в Украине осталось пару десятков.
В числе пострадавших от масштабного мошенничества, например, компания “Порше Лизинг Украина”, которая входит в международную группу Porsche Finance Group.
Неоднократно за последний год автомобили, переданные в лизинг и принадлежащие Porsche Finance Group, клиенты переоформляли на себя и продавали третьим лицам, не погасив лизинговые платежи.
“Мы неоднократно обращались ь в правоохранительные органы Украины по вопросам незаконной продажи наших автомобилей без согласия Porsche Finance Group, третьим лицам”, – рассказывает начальник юридического отдела “Порше Лизинг Украина” Ольга Ткаченко.
Такие схемы стали популярны, по ее словам, из-за того, что перерегистрация залогового автомобиля на третье лицо сегодня далеко не всегда предусматривает проверку обременения автомобиля залогом в соответствующем государственном реестре (Государственный реестр обременений движимого имущества).
“Поэтому автомобиль, несмотря на запись в упомянутом реестре о невозможности его продажи без согласия Porsche Finance Group, регистрируется покупателем по-новому”, – объясняет Ткаченко.
Хотя действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие поступки, информации о том, что кто-то понес наказание за подобные преступления, пока нет.
В неофициальной беседе эксперты лизинговых компаний допускают, что без участия представителей правоохранительных органов, а именно МРЭО, подобные схемы провернуть было бы невозможно.
Падение классического лизинга
Многие крупные лизинговые компании за последние пару лет свернули свою деятельность в Украине, либо не наращивают новый бизнес, обслуживая старые портфели.
“И это закономерно, ведь заемные средства очень дорогие: если лизинговая компания возьмет у банка кредит под 25%, то кому она сможет предложить лизинговую операцию с таким дорогим ресурсом?” – недоумевает экс-директор компании “Ленд-лиз” Руслан Сивопляс.
Аффилированные с банками лизинговые компании, по его словам, тоже испытывают дефицит ликвидности, так как многие банки сейчас переживают не лучший период.
Поэтому классический рынок лизинга падает: по данным ассоциации, за последний год падение продаж в этом сегменте составило 42% по сравнению с 2014 годом.
“В целом структура рынка лизинга по типу транспорта не поменялась. Явным лидером по лизинговому приобретению является легковой транспорт – около 87%. Его приобретают как единично для личных целей, так и автопарком из нескольких десятков авто для коммерческих целей, – рассказал Кощеев.
Значительное падение произошло в сегменте грузовых авто – на 71%, прицепов и полуприцепов – на 88% и 94% соответственно. “Это объясняется отказом целевых клиентов от приобретения нового транспорта в пользу авто с пробегом”, – объяснил он.
В ассоциации не скрывают, что опасаются, как бы вслед за первой волной ухода с рынка классических лизинговых компаний, которая накрыла рынок в последние годы, последовала вторая.
Лицензировать всех
Некоторые эксперты считают, что решить проблему масштабного мошенничества на рынке лизинга сможет лицензирование компаний. Дескать, при большом количестве жалоб Нацкомфинуслуг в таком случае сможет аннулировать лицензии. Сегодня у Комиссии почти нет инструментов влияния на недобросовестных лизингодателей, так как они даже не являются финансовыми компаниями.
Условия лицензирования юридических лиц, предоставляющих финансовые услуги, прописаны в новых “Лицензионных условиях проведения хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг)”.
Проект этого документа был утвержден распоряжением Нацкомфинуслуг №2611 от 29.10.2015 и обнародован на сайте комиссии 30 октября.
Если документ будет принят, то уже со следующего года все лизинговые компании и юрлица, которые предоставляют услуги лизинга, например, такие как “Мотор-Сич” или “Хлеб Украины”, должны будут получать лицензии в Нацкомфинуслуг.
Большинство представителей рынка лизинга не считают это выходом из ситуации. “Лицензирование, не решив проблему чистоты рынка, осложнит ведение бизнеса и подтолкнет тех немногих реальных игроков, которые еще остались в индустрии, к уходу. Это станет последней каплей для компаний-представителей международных финансовых групп, которые и так уже сомневаются – не пора ли им покинуть украинский рынок”, – уверяет Марина Масич.
Не видит выхода в лицензировании и член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
По его словам, комиссия намерена потребовать от лизингодателей подробно раскрывать структуру платежей по лизингу в своих договорах, чтобы клиент понимал, сколько и за что платит. Это принесет клиентам лизинговых компаний больше пользы, чем лицензии.
“Но проблема в том, что люди зачастую подписывают договоры, не глядя”, – сетует Залетов.
Тектонический сдвиг
По мнению Залетова, лизинг в Украине требует масштабных законодательных изменений. С этим согласны и участники рынка.
“Для усовершенствования и оптимизации правового поля нужно вносить изменения в ряд законов, касающихся лизинга, чтобы согласовать их между собой и убрать существующие разночтения”, – говорит Марина Масич.
Такой законопроект ассоциация уже разработала и передала регулятору.
Приказом Нацкомфинуслуг №230 от 16 октября 2015 года создано рабочую группу, в которую вошли представители ассоциации лизингодателей, крупных лизинговых компаний, НБУ и Нацкомфинуслуг.
Эта группа работает над проектом закона “О финансовом лизинге” и Положением о реестре лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющих право предоставлять финансовые услуги.
По плану проект изменений в законодательство о лизинге должен быть готов к 30 июня 2016 года. “Имплементация такого проекта сделает рынок более привлекательным для новых, украинских и зарубежных игроков, а конкуренция между ними будет способствовать снижению процентных ставок и улучшению качества обслуживания”, – утверждает Масич.
Что касается мошенничества на рынке лизинга, то по ее словам, с ним должны бороться правоохранительные органы с помощью регулятора. А гражданам в свою очередь, эксперт советует проявлять предусмотрительность и не бросаться на наживку, состоящую из дешевых машин и низких процентов.
Татьяна Михальчишина
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас