Выборы: На старт, внимание, марш! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Выборы: На старт, внимание, марш!

Казна и Политика
456
С 5 сентября стартовала предвыборная кампания – это первые выборы, которые пройдут по новому закону, принятому в июле этого года.
Журналисты побывали на нескольких экспертных мероприятиях и пытались выяснить, чем конкретно эти местные выборы будут отличаться от предыдущих и какими технологиями будут пользоваться кандидаты.
Самая короткая избирательная кампания в истории Украины
“Де-факто она продлится около месяца. И сейчас мы наблюдаем за тем, как главные политические игроки фактически находятся в состоянии растерянности, – говорит генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
По его словам, политики до сих пор до конца не могут разобраться с избирательным законодательством и, соответственно, то выстраивать кампанию и расставлять акценты.
Халифы на час
После местных выборов стартует многолетний процесс выборов в объединенных территориальных общинах. Согласно существующему закону “О добровольном объединении территориальных общин” может возникнуть абсурдная ситуация, когда граждане выберут сельские советы и их председателей, а через несколько недель можно проводить выборы объединенных территориальных общин.
- Я даже видел сообщение, что в одной из территориальных общин Хмельницкой выборы планируют назначить на 1 ноября. То есть избранная на выборах местная власть будет работать меньше недели, – резюмирует Кошель.
Позитивы
Среди преимуществ нового закона эксперты называют введение двухтуровых выборов мэров крупных городов, открытые списки, гендерные квоты и перспективу развития партий на местном уровне.
Негативы
По мнению координатора Гражданской сети «ОПОРА» Ольги Айвазовской, закон о выборах не реализует ряда важных задач: не внедрена избирательная система с открытыми списками, система порождает проблему разного веса мандата для кандидатов, которые будут баллотироваться в различных территориальных округах.
- Также нарушен принцип равных условий для кандидатов, которые будут вести кампании различными способами, в разных условиях, на разных территориях, но их результат будет сравниваться между собой, – говорит эксперт.
Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера также указывает на несколько отрицательных нюансов:
- Существует три основных негатива. Первый нюанс заключается в самой избирательной системе. Вопрос не только целесообразности и природе местного самоуправления, а в части несколько реализованы конституционные положения, например, о статусе городских и районных советов как представительных органов областных и районных общин, которых просто не существует, а как представительных органов, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, соответственно, области и района. Закон, к сожалению, этого не учитывает.
Второй момент, по его словам, это то, что местные организации политических партий монополизировали право на выдвижение кандидатов во все без исключения местные советы, кроме сельских и поселковых.
- Третий момент – резко поднят избирательный барьер (от 3 до 5%). И никто толком не объяснил, для чего это сделали, – добавляет он.
Бюллетени
- Если мы берем город Киев, сегодня избиратель получит 2 бюллетеня – выборов городского председателя и депутатов Киевсовета, зато в других местностях могут получить и четыре, и пять бюллетеней. Также эти бюллетени будут существенно отличаться от тех, которые были раньше, но у тех, кто будет голосовать за сельские и поселковые советы, ничего не изменится. Так же, как и раньше, будут проходить выборы сельских, поселковых и городских голов, – говорит Магера.
Гречка или реклама?
На этих выборах, как показывает практика последнего месяца, будут активно использовать две главные технологии, утверждают политологи.
Первая – это прямая политическая реклама. После 25 сентября все главные политсилы появятся на экранах, включат мощную агитацию, и после этого избиратель будет ориентироваться не на лицо кандидата, который представлен в округе, а на партийный бренд.
Вторая технология – это прямой и непрямой подкуп избирателей.
Кошель убеждает, что “черниговский вариант» не будут массово использовать на местных выборах, ведь политикам не выгодно прямо подкупать избирателей, когда работают политические бренды. Эта избирательная система значительно снижает уровень конкуренции, ведь теперь кандидату нужно не победить своего оппонента, а набрать как можно большее количество голосов, чтобы попасть в проходную часть избирательного списка.
Поэтому на этом этапе включается технология “докупку голосов” кандидат понимает, что 10% голосов он получит автоматически за счет бренда своей политсилы, потому докупив еще несколько сотен голосов избирателей, чтобы продвинуться выше в избирательном списке.
Снижение общего уровня жизни и экономический кризис привели к тому, что кандидату выгоднее и проще просто скупить голоса избирателей, чем проводить полноценную кампанию. Расходы на встрече с избирателями, агитацию и рекламу, в конце концов, будут больше, чем сумма, выданная на руки электората.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что не только кандидату выгоднее купить электорат, но и избиратель сегодня лучше продаст свой голос. Ведь речь идет о выборах в условиях обнищавшего общества.
- Когда есть армия бедных, всегда найдется Маршал Гречко. Бороться с этим административными или уголовными методами можно, но неэффективно. Потому корни подкупа в неверии людей, политики могут сделать их жизнь лучше, – объясняет Карасев.
Понравиться до наказания
Хотя официально избирательная кампания еще не началась, кандидаты уже работают на свой рейтинг.
Уже сейчас потенциальные кандидаты предоставляют избирателям разнообразные товары и услуги.
К примеру, в городе Днепропетровск – это бесплатное перевозки в маршрутных такси от потенциального кандидата “Оппозиционного блока”. Массово используется технология раздачи продуктовых пакетов от имени политических сил или именных благотворительных фондов, которые созвучны с названиями политсил.
- Продуктовые наборы также раздают в Кировограде от имени благотворительного фонда народных депутатов – отца и сына – Табаловых. От их же имени также фиксировалась раздача проднаборы в одном из районов города Киева. Потенциальный кандидат от партии “Самопомощь” в Житомире предоставляет услуги вроде бесплатных курсов по ведению домашнего хозяйства, по оздоровлению, по различным хобби, – рассказывает генеральный директор КИУ.
Он добавляет, что сейчас нельзя говорить о нарушении избирательного законодательства, поскольку еще нет избирательного процесса, но можем сказать, что политические партии выполняют несвойственные им функции.
- Это политическое варварство, – говорит Кошель. – Особенностью этого предвыборного периода является то, что фактически во всех регионах потенциальные кандидаты от разных политических сил оказывают бесплатные туристические услуги в связи с кризисом и увеличением внутреннего туризма. Они также организуют бесплатные паломнические и туристические туры. А потенциальный паломник, скорее всего, будет не просто сторонником этого кандидата, а станет фактически его скрытым агитатором.
- Это некий модернизированный вариант “черниговских технологий”, когда создается впечатление, что политики пытаются купить избирателей до официального старта избирательной кампании. И такая схема имеет свою эффективность, – отмечает председатель КИУ.
Прямой подкуп, в свою очередь, также эффективный в последние недели и даже дни избирательной кампании.
Админресурс и повышение соцвыплат
По административного ресурса, то Алексей Кошель отмечает: его использовать на последних этапах кампании в виде привлечения госслужащих и проведение агитации. Но суммарно это не даст более 3-5% голосов, говорит эксперт.
В то же время политологи скептически относятся к недавнему повышению соцвыплат на 100-150 грн, как к фактору повышения рейтинга провластных кандидатов на предстоящих выборах. Ведь голос на выборах стоит гораздо больше, объясняют они. Тем более, для власти любое колебание цен или курса валют может обернуться электоральными потерями.
Ольга Айвазовская также отмечает, что до сих пор никак не регламентировано понятие административного ресурса, которое стало прозой выборов в Украине. Ответственность для государственных служащих может быть довольно призрачной и мало вероятной.
Подкуп избирателей регулируется и законом, и Уголовным кодексом, но связать псевдоблаготворительную деятельность по избирательной кампанией довольно сложно:
- Точнее, все осознают прямую связь, но доводить ее в суде – дело перспективное, – говорит она.
Что касается выборов в Донецкой и Луганской областях, заместитель председателя ЦИК Андрей Магера отметил: есть серьезная проблема относительно участия в выборах вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц. Есть и другие категории граждан, кроме переселенцев, которые не смогут участвовать в местных выборах – это военнослужащие, лица, находящиеся в местах лишения свободы.
- Разница между вынужденно перемещенными лицами и трудовыми мигрантами является существенной, так как первые не могут обеспечить свое право голоса другим способом, а трудовые мигранты могут, – дополнил Сергей Ткаченко, исполнительный директор Донецкой областной организации Комитета избирателей Украины.
По его словам, за несколько дней до начала избирательной кампании все еще никто не может сказать, где же все-таки будут, а где будут проходить выборы:
- Это все, во-первых, очень негативно влияет на сам избирательный процесс, во-вторых, это означает, что мы так и не определили критериев, на базе которых мы определяем эти территориальные общины. Это претензия к военно-гражданской администрации, сделала представление, но не обнародовала его, то есть фактически мы не услышали, в каких территориальных общинах пройдут выборы.
Отменить, чтобы не проигрывать
Ткаченко говорит, что подобная ситуация дает возможность предположить, что для таких решений является не только объективные причины, но и определенные политические – когда властные политсилы, которые на данный момент не готовы победить в регионе, просто отменяют выборы.
- Если понимать избирательную кампанию как эволюционный процесс, то мы, сформировав на этих выборах хотя бы 15-20% эффективной меньшинства в городских советах, получим залог того, что через 2-3-4 избирательные кампании все-таки сможем изменить качество местных советов на Донбассе. И позже мы начнем, то на длительный период это затянется, говорит Ткаченко.
Самое страшное, что может произойти на выборах в Донецкой и Луганской областях, по мнению Ткаченко, это восстановление политической монополии в этом регионе.
- Если демократические силы будут относиться к Донбассу по остаточному принципу, то так оно и будет. Идеи об особом статусе Донбасса родились не вчера и не в прошлом году. Они родились, когда государственная власть Украины позволила сформировать сначала деловую монополию, которая после того превратилась в политическую монополию. Если мы снова пойдем тем же путем, не будем системно проводить работу с населением, то к тому же и придем.
Где будет горячее
По прогнозам экспертов, ожесточенной борьбы следует ожидать в Днепропетровской, Киевской и Харьковской областях и их областных центрах, а опасаться обострений в Закарпатье и Одесской области из-за нестабильности регионов.
Лилия Макашова
По материалам:
Інсайдер
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас