Европа сменит украинский сыр на масло и сухое молоко — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европа сменит украинский сыр на масло и сухое молоко

1075
В 2015 году украинские переработчики молока сократят производство сыров на 20-25%, но увеличат объемы производства сливочного масла и сухого молока. Об этом рассказал экономист департамента технического сотрудничества Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
Смена приоритетов связана, в первую очередь, с закрытием в прошлом году российского рынка, в том числе сыров и молочных продуктов, для украинских товаров. А это, в свою очередь, требует поиска новых партнеров в других регионах и перехода на товары, которые там пользуются спросом.
«Украина является нетто-экспортером молока и молочной продукции (то есть, страной, чей экспорт превышает импорт товара в течение определенного периода времени – Авт.). В этом году мы снова произведем больше молока, чем сможем потребить», — заявил Андрей Ярмак.
При этом в прошлом году 40% молока пошло на изготовление так называемой цельномолочной продукции, то есть кисломолочных и других продуктов, а не сыров. Украинцы стали заменять более дорогие сыры более дешевыми молочными продуктами — кефиром, ряженкой и другими. «Это свидетельствует о переориентации спроса и производства. В этом году наверняка будет «отсев» ряда производителей», — предполагает эксперт.
А поскольку внутренний спрос может и дальше снизиться из-за падения покупательной способности населения, вопрос экспорта излишков стоит очень остро.
Годовой объем за шесть месяцев
При этом мировая конъюнктура пока на стороне Украины. «Цены на молоко и молочные продукты продолжают падать, а заработок на торговле маслом и молоком значительно ниже, чем на сырах. «Разница примерно в четыре раза с доходом от продажи сыра в РФ», — пояснил «Вестям» Андрей Ярмак.
Однако, эксперты прогнозируют, что во второй половине года ситуация на мировом и внутреннем рынке стабилизируются и переработчики смогут больше заработать. Эти надежды основаны, в том числе, на ожиданиях, что к середине года Украина сможет получить разрешение на экспорт своей молочной продукции в ЕС.
В частности, замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Владислава Рутицкая заявила, что решение специальной комиссии ЕС, которая инспектировала ряд отечественных молочных предприятий, ожидается в июне-тюле 2015 г. Причем европейцы согласились, что распределение годовых квот на ввоз украинской молочки в ЕС начнется с июля, то есть за второе полугодие 2015-го можно будет использовать весь объем годовой квоты. Напомним, квота Евросоюза на ввоз из Украины молока составляет 8 тыс. тонн в год, сливочного масла — 1,5 тыс. тонн, сухого молока — 1,5 тыс. тонн.
Чеддер даст сигнал
По словам эксперта, из-за квот поставки в Европу не могут быть большими. Но квот на сыры нет, а это означает неограниченные поставки из Украины в ЕС. Другое дело, что наш ассортимент сыров европейцам не нужен. Поэтому, по словам президента Ассоциации производителей молока Андрея Дикуна, переработчики начали диверсификацию производства. Например, стали переориентироваться на выпуск сыра чеддер.
«Так что даже хорошо, что Россия запретила наш импорт. Высокая маржа расслабила наших производителей. А теперь рынок заставил их производить более качественный продукт из более качественного сырья. При нынешней цене у производителя молока в 5 грн/л мы сможем конкурировать со всем миром», — говорит эксперт.
Кстати, как пояснил «Вестям» Андрей Ярмак, сыр чеддер — это один из трех биржевых молочных товаров (то есть он котируется на товарных биржах). Два других — сухое молоко и сливочное масло. Естественно, не все едят чеддер, но он является ориентиром — подешевел чеддер, дешевеют и все остальные сыры. По словам эксперта, Украина не экспортировала свою молочную продукцию за рубеж (исключая страны СНГ) потому что не пыталась этого делать.
Главное – участие
По словам председателя совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадима Чагаровского, наша страна может поставлять в ЕС намного больше молочной продукции. Однако Андрей Ярмак считает, что важнее не размер квоты, а сам факт допуска отечественной продукции на европейский рынок. «Сертификат качества от ЕС — это лучшая рекомендация для поставок на другие международные рынки», — сказал эксперт «Вестям».
Кстати, по информации Минагрополитики, сейчас идет интенсивная работа над организацией поставок в Китай. Перспективными рынками эксперты считают также страны Азии, Африки и Ближнего Востока. «В условиях засушливого климата производство молока не выгодно, а потребность в нем существует», — пояснил «Вестям» Андрей Ярмак.
Снабдим МакДональдс
В свою очередь Вадим Чагаровский назвал несколько перспективных видов и направлений экспорта продукции, по которым Украина может успешно конкурировать, в том числе и на рынке ЕС. В частности, это продукты для HoReCa (отели рестораны, кафе). Например, МакДональдс в Украине уже покупает молочные смеси для коктейлей и мороженого не только для местной сети ресторанов, но и для своих заведений в Грузии, Молдове, Азербайджане и Беларуси. «Я думаю, что там мы будем успешными из-за девальвации гривни. Наша цена будет очень «вкусной» для Макдональдса еще 1,5-2 года», — отметил Чагаровский.
Кроме того, Украина может производить молочные продукты для иностранных торговых сетей под их торговыми марками. «Это абсолютно реально. Я знаю, что несколько компаний уже прорабатывают этот вопрос», — сообщил эксперт.
Наконец, есть локальные рынки потребления украинской продукции мигрантами из СНГ, которые проживают в ЕС, например, Германия (Берлин), Испания, Италия.
Лишних денег нет
Но для того, чтобы предприятия могли экспортировать свой товар, они сначала должны иметь средства для производства, а с ними есть сложности. Президент Ассоциации производителей молока Андрей Дикун рассказал «Вестям», что предприятия сейчас практически лишены возможности взять банковские кредиты. «Банки их не предоставляют. Даже те, в которых компании давно обслуживаются, требуют скорейшего возвращения ранее выданных займов», — говорит Дикун.
Предприятия выживают за счет перераспределения своих ресурсов. Агрокомпании зарабатывают деньги на продаже, в том числе на экспорте, зерновых культур и другой продукции растениеводства. И за счет вырученных средств финансируют свое животноводство.
Кроме того, из-за изменений в налогообложении молочная отрасль Украины может потерять 1,5 млрд грн и более.
Константин Симоненко
По материалам:
Вісті
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас