Эпопея с Бюджетом-2015 вышла на финишную прямую — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эпопея с Бюджетом-2015 вышла на финишную прямую

Казна и Политика
1552
В ночь на 23 декабря бюджетная эпопея-2015 в Украине вышла на финишную прямую – правительство внесло в парламент поправки в Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы и построенный на них проект закона “О госбюджете” на 2015 г.
Согласно действующему законодательству, проект бюджета поступает в парламент до 1 декабря, после этого депутаты должны внимательно его изучать и принимать в трех чтениях. Но в этом году ситуация в стране особая. Поэтому и сроки подачи пропущены, и правительство надеялось, что депутаты поддержат проект бюджета хотя бы в первом чтении в тот же день, 23 декабря. Резко и однозначно выступили против такой спешки даже фракции, входящие в коалицию. Было сказано, что в проектах не учтены важные договоренности депутатов и правительства, а так же то, что бюджет будет рассматриваться только после изучения поправок в кодексы.
К компромиссу по процедуре пришли быстро. Было решено, что в первом чтении законопроекты (а их в так называемом “бюджетном пакете” более 40) будут рассматривать 25 декабря, депутаты и министры готовы работать в выходные, чтобы принять бюджет в окончательном виде.
Для презентации же бюджета в Раде во вторник выступили премьер и министр финансов. “Мы внесли 44 акта законодательства и просим включить их в повестку дня, чтобы над ними поработать… Бюджет можно принимать только тогда, когда вы поддержите все предыдущие законодательные инициативы, – сказал премьер Арсений Яценюк – Бюджет построен на новой налоговой базе, на новых бюджетных отношениях, легализации теневых доходов, детенизации бизнеса и налогообложения большого бизнеса, а также на смене подходов к социальным выплатам”.
В свою очередь глава Минфина Наталья Яресько признала, что “бюджетный пакет”, внесенный правительством в Верховную Раду, является в нынешних условиях компромиссом, который позволит запустить структурные реформы и возобновить рост в 2016 г. “Обворованной и воюющей стране необходимо, чтобы каждый гражданин и бизнес сделали свой взнос”, – подчеркнула министр финансов (проектом изменений в Налоговый кодекспредусматривается рост налогового бремени как на граждан, так и на бизнес).
Сложно представить, что за полтора или даже три дня депутаты смогут проанализировать все хитросплетение предложенных им законопроектов и оценить реалистичность приведенных цифр. Кто-то постарается внести свою поправку (реализуемость и необходимость которой мало кто из коллег-депутатов сможет оценить), раскритиковать меры правительства. Но обращаясь к депутатам Яценюк сказал прямо: “Денег нет. Для нас сейчас главное – профинансировать вооруженные силы. Я вас прошу без лишних политэмоций – если нужно профинансировать что-либо, и вы найдете что-то для этого, мы будем вам благодарны”.
Значимость бюджета
Любой бюджет никогда не бывает идеальным. А в стране, которая воюет, где экономика валится, и непонятно, какой ситуация будет уже завтра, надеяться, что бюджет на целый год получится реалистичным – утопия. Но в любом случае бюджет нужен, хотя бы для того, чтобы 2 января не остановились (или сильно не усложнились бы) госфинансирование и выплаты бюджетникам.
В ситуации же декабря-2014 бюджет нужен еще и потому, что без него не возобновится финансирование Украины международными организациями (прежде всего МВФ), без денег которых экономика страны может окончательно рухнуть. Ценность бюджета и в том, что он зафиксирует приоритеты правительства и его цели, сделает публичной информацию об инструментах регулирования экономики.
Скажем еще, почему к самому бюджету нужно относиться без фанатизма. Государственный бюджет – это документ объемом более 100 страниц, с десятком приложений и массой таблиц. Его самым “вкусным” местом является информация о распределении расходов между центральными ведомствами (в терминологии бюджета – главными распорядителями) – так называемые бюджетные назначения. После принятия госбюджета, Минфин составляет бюджетную роспись в разрезе главных распорядителей и их бюджетных программ, указывая направления расходования, временные периоды и бюджетную классификацию. Именно эта роспись и исполняется.
Эксперты говорят, что можно составить разные росписи расходов при общем соблюдении показателей закона о госбюджете. Это дает возможность в ручном режиме перераспределять бюджетные ресурсы.
Кроме того, бюджет – только бумага. Бюджетные же деньги находятся в казначействе, они туда поступают, там хранятся и оттуда расходуются. Но в этой системе бюджетные учреждения и местные власти не имеют расчетных и текущих счетов, а значит, не имеют и денежных средств. Их доходы и расходы учитываются на регистрационных счетах в Госказначействе. Это приводит, например, к тому, что местные власти могут иметь доходы, но не иметь денег, т. к. эти средства использует правительство по своему усмотрению.
Бюджет выживания, а не развития
Проект госбюджета на 2015 г. построен на среднем курсе 17 грн за 1 доллар. Причем по словам Яресько, этот курс не был предоставлен НБУ. “Мы не получили официальный прогноз курса от НБУ, а использовали средний курс от ряда инвестбанкиров и экономистов, предоставленный через Минэкономики”, – объяснила министр финансов.
Проект бюджета был сформирован на пессимистическом прогнозе (в пояснительной записке к документу говорится, что этот прогноз хуже, чем ожидания МВФ). Сделано это было для минимизации рисков.
План предусматривает, что падение реального ВВП составит 4,3% (прогноз на 2014 г. – 7%), а номинальный ВВП – 1720,8 млрд грн.
Доходы госбюджета в следующем году предлагается увеличить на 25,8%, до 475,24 млрд грн, а рост расходов предусматривается на уровне 19,4%, до 527,194 млрд грн.
Дефицит бюджета в 2015 г. составит почти 64 млрд грн (без учета дефицита НАК “Нафтогаз Украины”), или 3,7% ВВП (за 10 месяцев 2014 г. он составил 3,7%, план по итогам года – 4,1%). При этом в документе отмечается, что в соответствии с уточненным меморандумом об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ дефицит сектора общегосударственного управления в 2015 г. не должен превысить 3,9% ВВП.
Предельный размер госдолга на конец года планируется на уровне 1,18 трлн грн (68,3% от ВВП), что на 45,7% превышает планируемый уровень на конец текущего года. Общие выплаты по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2015 г. за счет средств госбюджета, оцениваются на уровне 230,48 млрд грн, из которых 53,8% – выплаты по внешнему долгу.
Платежи по обслуживанию государственного долга прогнозируются в объеме 74,66 млрд грн, что на 28,32 млрд грн превышает план на 2014 г.
Объем государственных заимствований прогнозируется в сумме 279,68 млрд грн, что на 23,16 млрд грн больше плана на 2014 г., в том числе: внешние – 166,81 млрд грн или на 82,66 млрд грн больше плана на 2014 г., внутренние – 112,87 млрд грн, что меньше плана на этот год на 59,5 млрд грн.
Поступления от приватизации государственного имущества прогнозируется на уровне 17 млрд грн.
Уровень инфляции в 2015 г. должен составить 13,1% (сейчас уже больше 21%), а индекс цен производителей вырастет на 15,2%.
Реальный размер зарплат в следующем году сократится на 4,4% до среднего уровня 3882 грн.
Прожиточный минимум с 1 января 2015 г. составит 1176 грн, а с 1 декабря – 1330 грн. Предусмотрено повышение минимальной заработной платы и установление ее в размере: с 1 января – 1218 грн, с 1 декабря – 1378 грн. Напомним, в 2014 г. прожиточный минимум составляет 1176 грн, минимальная зарплата 1218 грн.
Объем внешней торговли упадет на 8,9% по экспорту и на 12,8% по импорту.
Что касается главных бюджетных распорядителей, то ожидаемо были увеличены расходы на Минообороны – до 39,4 млрд грн (в текущем году – 13,6 млрд грн). Кроме того, предусмотрены специальные расходы на меры по обороне в Донецкой и Луганской областях (1,5 млрд грн). Существенно увеличено финансирование МВД (30 млрд грн против 15,4), Пограничной службы (4,1 млрд грн против 2,6 млрд), а Национальной гвардии выделено 6,8 млрд грн.
Сокращены расходы на содержание президента, Верховной Рады, Кабмина и Генеральной прокуратуры. Видимо, в качестве “сладкой пилюли” Кабмин в пояснительной записке к проекту бюджета указал, что предполагается определенная активизация экономической деятельности во втором полугодии 2015 г. в результате реализации экономических реформ.
Сергей Гусев
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас