Зачем Украине бизнес-омбудсмен?


Зачем Украине бизнес-омбудсмен?

Вскоре в Украине может появиться институт, который будет представлять в государственный органах интересы бизнеса и защищать их, — совет бизнес-омбудсмена. Соответствующее решение Кабинет Министров Украины закрепил постановлением № 691 от 26 ноября.

Согласно документу, основной задачей совета является рассмотрение жалоб бизнеса на действия чиновников, разработка рекомендаций власти в сфере предпринимательства, а также подготовка меморандума предложений в законопроект о создании учреждения бизнес-омбудсмена. Также Министерству экономического развития и торговли поручили до 20 марта следующего года подать на рассмотрение Кабинета Министров Украины законопроект относительно образования учреждения бизнес-омбудсмена.

• Совет будет состоять из, собственно, бизнес-омбудсмена, двух его заместителей и работников секретариата. Руководящим органом совета бизнес-омбудсмена будет наблюдательный совет, который будет состоять из уполномоченных лиц трех сторон: Кабмина, международных финансовых организаций (Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР, Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР) и бизнес-ассоциаций (Американская торговая плата в Украине, Европейская Бизнес Ассоциация, Федерация работодателей Украины, Торгово-промышленная палата Украины, Украинский союз промышленников и предпринимателей).

Необходимость создания института бизнес-омбудсмена в Украине обсуждается давно. Еще в 2012 году с такой инициативой выступил бизнесмен Вадим Новинский на заседании Совета отечественных и иностранных инвесторов при Президенте Украины. В начале прошлого года создать должность бизнес-омбудсмена предложил президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти во время встречи с руководителями Украины. А уже в начале этого года соответствующее распоряжение дал бывший президент Виктор Янукович. Им он обязал Кабинет Министров до 1 июня этого года подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона о бизнесе-омбудсмене.

• В мае этого года правительство и ЕБРР подписали меморандум о взаимопонимании для украинской антикоррупционной инициативы, которая предусматривает создание в Украине такого института. А уже в конце прошлого месяца глава представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер сообщил о решении выделять ежегодно 1,5 миллиона евро для финансирования офиса омбудсмена.

В принципе, в Украине уже есть орган, который призван помогать бизнесу в Украине решать спорные вопросы — Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. Однако постановлением Кабмина она была ликвидирована. «Позднее суд отменил решение правительства, но Кабмин обжаловал его. Поэтому, в сущности, данная служба в очень шатком положении: многие люди уволились, нет председателя службы, нет первого заместителя — остался один заместитель, который временно исполняет обязанности. И сегодня служба — не работает», — говорит первый вице-президент, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав БЫКОВЕЦ. Поэтому, говорит он, на институт бизнес-омбудсмена возложена большая надежда.

В целом же, этот институт бизнес-омбудсмена, обязанности и права которого прописаны в документах, — достаточно позитивный шаг относительно поддержки и развития предпринимательства в Украине. «На мой взгляд, существует определенная беспомощность государства, которая не может своими механизмами и нормативными актами обеспечить развитие и поддержку предпринимательства. Поэтому необходимо дополнительное лицо, которое занималось бы этими вопросами, защищало права и интересы бизнеса», — отмечает он.

«Институт бизнес-омбудсмена — стандартный инструмент перестройки рыночной среды. Поэтому, я думаю, что сегодня Украина находится в таком состоянии, когда нужно думать на опережение», — говорит директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь БУРАКОВСКИЙ.

Впрочем, эксперты убеждены: изменить правила игры на рынке и наладить отношения между властью и бизнесом один лишь институт бизнес-омбудсмена не сможет. «У нас существует масса органов, которые якобы должны содействовать развитию предпринимательства в Украине. Тогда для чего создавать новые службы, если проблемы можно решить, снимая их на местах — на уровне налоговой, таможни, местных органов власти, разных административных циркуляров, которые «наштамповали», как и в Кабмине, так и в НБУ», — говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей НОВАК. По его словам, достичь определенных изменений можно с помощью дерегуляции сферы, а не созданием отдельного органа, который в очередной раз должен со всеми бороться.

• Прежде всего, — это проблемы государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности, разрешительная система, техническая регуляция, система лицензирования — перечисляет Вячеслав Быковец. «Если мы параллельно эти вопросы не будем решать, то, что бы мы не придумывали, и какие бы должности не вводили, бизнесу все равно будет сложно работать», — отмечает он.

«Омбудсмен не сможет тянуть тот вал проблем, которые есть у всех предпринимателей по всей стране. И эффективность будет либо мизерная, либо ее вообще не будет», — добавляет Андрей Новак.

В соответствии с постановлением Кабмина, должность бизнес-омбудсмена может занимать как гражданин Украины, так и иностранец. Такое мнение выразил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Валерий Пятницкий. «Из положения (постановления. — Авт.) была изъята норма о национальности, то есть это может быть и украинец, и иностранец», — сказал он журналистам на прошлой неделе.

«Определенные события в стране показали, что у нас, по-видимому, нет человека, который смог бы занимать эту должность. Ведь у нас уже три министра — иностранцы. Возможно, все-таки, есть люди более опытные, не связанные с разными коррупционными схемами, и смогут «с чистыми руками» выполнять свою работу», — говорит генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий.

• В то же время, сложно понять, как такой человек будет адаптироваться к украинской среде. «Представьте, сколько времени нужно иностранцу, чтобы разобраться в наших регуляторных актах, в нашем законодательстве. Только на изучение этого всего понадобится, как минимум, год», — говорит председатель Комитета экономистов Украины.

«Главный вопрос в том, каким авторитетом этот человек будет пользоваться в бизнес-среде, на сколько она будет коммуникативной для того, чтобы заставить слушать себя должностных лиц. А это — очень важно, поскольку наша политика — во многом персонализирована», — говорит Игорь Бураковский.

«Для меня, как представителя малого и среднего предпринимательства — все равно, кто им станет. Важно, чтобы это был человек, который будет заниматься проблемами бизнеса. Не продвигать собственные интересы, а отстаивать интересы бизнеса. И будет это делать правильно. Важно, чтобы это был человек, которого нельзя подкупить, который будет получать нормальную заработную плату, чтобы не хотелось брать взятки», — добавляет Вячеслав Быковец.

Мария Юзич

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Зачем Украине бизнес-омбудсмен?» на Finance.ua - 2.2
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua