В чем виноваты банкиры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В чем виноваты банкиры

Фондовый рынок
1120
Согласно данным МВД, за 9 месяцев 2014 года правоохранительные органы зарегистрировали 1048 криминальных правонарушений, 11 из которых – с убытками более 1 млн гривен. Среди виновных – 36 руководителей банковских учреждений.
По итогам досудебных расследований 627 дел направлено в суды. Учитывая, что на 1 октября 2014 года, по данным НБУ, финансовая система насчитывала 166 банков, возникает риторический вопрос – много это или мало дел для украинской банковской системы?
Большинство уголовных дел в сфере банковской деятельности заведены по трем статьям Уголовного кодекса: ст. 190 «Мошенничество», ст.191 «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением», а также ст. 366 «Служебный подлог». Всего задержано 380 лиц, 61 из которых – руководители, в том числе 36 банкиров. «Для банковской системы, при происходящем сегодня в стране, это некритичная статистика. Учитывая, что в банковской системе работают десятки тысяч человек, а еще есть миллионы заемщиков, дела по которым подпадают под эти же статьи», – указывает глава набсовета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат, дополняя, что по многим инцидентам с неплательщиками дела попросту не возбуждаются.
Часть открытых силовиками дел являются фиктивными. В стране действует «право сильного»: при наличии связей должники, вместо платежей по долгам, могут жаловаться на тех, кому задолжали, в силовые структуры.
Банкиры уже напрямую озвучивают подобные прецеденты с участием правоохранительных органов. Например, в интервью Forbes председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач приводил примеры, когда неплательщики подавали заявления в прокуратуру на банкиров, дабы избежать расчета по долгам. «В прокуратуре я попросил следователя передать клиенту, что если у того есть, как он утверждает, деньги и желание платить, мы готовы предоставить ему такую возможность, так как за ним еще числится непогашенной часть долга. Это была шутка, естественно. Благо, следователь, понимая глупость этой ситуации, также рассмеялся», – отмечал Хак-Ковач в интервью.
«Правоохранительные органы, суды, прокуратура подвержены коррупции. Это факт. В таких условиях недобросовестным банкирам отделаться легким испугом или вообще избежать наказания очень просто. Но наказание должно быть жестким, потому что такие дела подрывают доверие вкладчиков к банковской системе», – сетует член совета Национального банка Украины Юрий Полунеев. По его словам, в США банкиры в некоторых случаях могут даже получить пожизненное заключение за нарушения и злоупотребления. «Очищение правоохранительной системы от коррупции и более жесткие меры к банковским правонарушениям необходимы, потому что последние подрывают основы здоровой экономики», – поясняет Полунеев.
Полунеев считает, что больше всего дел открыто по тем банкам, которые являются проблемными или находятся в стадии ликвидации. «Когда банк попадает в руки государства, вскрываются все «цветочки». Да, некоторые из банков, которые были у нас до 2014 года, банками называться не могут. Естественно, что по ним открыты уголовные дела», – констатирует Полунеев.
По данным Фонда гарантирования вкладов физических лиц, с начала 2014 года неплатежеспособными признаны 26 банков, тогда как всего с момента вступления в силу закона «О системе гарантирования вкладов физлиц» ФГВ проводил вывод с рынка 28 банков. Из них у 14 была отозвана лицензия, и они были направлены на ликвидацию. Это такие банки, как Эрде Банк, «Таврика», «Даниэль», Реал Банк, Брокбизнесбанк, «Меркурий», «Форум», Интербанк, Промэкономбанк, Южкомбанк, Западинкомбанк, АКБ Банк, «Старокиевский», Финростбанк.
Временная администрация работает в Еврогазбанке, «Золотые ворота», «УФС», Терра Банке, Актив-Банке, АктаБанке, Грин Банке, Экспобанке, «Демарк», «Порто-Франко», «Прайм», «Аксиома», Интеркредитбанке, «Мелиор».
Заместитель директора-распорядителя ФГВ Андрей Оленчик рассказал Forbes, что по инициативе уполномоченных лиц Фондом в правоохранительные органы направлено 228 заявлений на общую сумму претензий в 45,7 млрд гривен. «Открыто 115 криминальных производств на общую сумму требований более 28 млрд гривен по таким статьям Уголовного кодекса, как 364 «Злоупотребление полномочиями служебным лицом юрлица частного права, независимо от организационно-правовой формы», 191 статья – «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Также уголовные дела открыты по ст.388 «Незаконные действия в отношении имущества, на которое наложен арест» и по ст. 190 «Мошенничество», – перечисляет Андрей Оленчик.
По его словам, одно криминальное производство было направлено в суд, и по нему вынесен оправдательный приговор. На это решение Генеральная прокуратура подала апелляционную жалобу. Из-за отсутствия состава преступления закрыто пять криминальных производств.
«По большинству банков, которые ликвидируются, и банков с временной администрацией, суммарно – по 60% банков, переданных Фонду, открыты уголовные производства по фактам совершения должностными лицами банка финансовых операций и других договоров с денежными средствами с целью завладеть ими заведомо преступным путем. Также, в соответствии с письмом о намерениях, подписанным между Украиной и МВФ, уполномоченные лица ФГВ проводят расследования по определению фактов доведения банков до неплатежеспособности», – рассказывает Оленчик.
По какому количеству подобных дел выйдет вернуть средства клиентов? «Довести до логического конца с возвратом денег получится 1% дел. Потому что в стране – тотальная безответственность и беспредел. Так было всегда в экономическом блоке последние 10 лет. И ситуация все хуже и хуже», – считает Онистрат. Он подчеркивает, что до глубокой реформы в системе правоохранительных органов и судебной системе говорить об улучшении состояния банковской системы нельзя. Об этом же заявляют и в Национальном банке.
По словам Полунеева, цифры свидетельствуют о болезни корпоративного управления и болезни бизнес-этики банковской системы. «Необходимо более жесткое соблюдение отчетности с точки зрения международных принципов и более жесткий контроль со стороны НБУ. Я думаю, что на многие вещи регулятор мог и закрывать глаза», – допускает эксперт.
Еще одним рецептом он считает внедрение в Украине международных принципов корпоративного управления, а именно – создание независимых наблюдательных советов и наличие в них независимых директоров, которым будут подчинены функции внутреннего аудита коммерческих банков. «Эти независимые директора должны назначаться НБУ, а не избираться акционерами», – резюмирует Полунеев.
Маргарита Ормоцадзе
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас