Новая канцелярская армия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новая канцелярская армия

Казна и Политика
745
Ни к чему, кроме роста безработицы и усугубления социальных проблем, нынешняя попытка реформирования государственного аппарата, не приведет
Весной в Украине сократили примерно 25 тыс. чиновников. На днях министр юстиции Павел Петренко озвучил идею о массовом увольнении половины из оставшихся 225 тыс. госслужащих. Учитывая, что варианты нового трудоустройства людям никто предлагать не собирается, в полку отечественных безработных ожидается значительное пополнение.
В оппозиции
Причем новые клиенты центров занятости не будут, в большинстве своем, конкурентоспособными на рынке труда, ведь они не обладают навыками востребованных на рынке профессий, к примеру, айтишников или специалистов по сельскому хозяйству. В результате правительство получает дополнительных крайне нелояльных к власти граждан.
Интересно, что Петренко заявил о сохранении фонда оплаты труда госаппарата на прежнем уровне, но оставшимся в своих креслах чиновникам зарплата будет повышена.
«Государственный служащий, получающий 1,2 тыс. грн, не может быть эффективным. В таких условиях он вынужден зарабатывать на жизнь теми полномочиями, которые имеет, чтобы прокормить себя и свою семью», – сказал глава Минюста.
Можно подумать, что даже при увеличении оклада в два раза – до 2,4 тыс. грн. – эффективность госслужащего резко возрастет и отпадет необходимость торговать своими полномочиями в частном порядке.
Тем более что не так давно парламент утвердил, предложенное Кабмином сокращение расходной части госбюджета почти на 24 млрд. грн., в основном за счет сокращения финансирования госаппарата. К примеру, народный депутат будет получать вместо 17 тыс. грн. – 6,5 тыс. грн. Что уже некоторые народные избранники назвали «приглашением к коррупции».
При этом госслужащим оставили только голую ставку, убрав всевозможные надбавки и премии – то есть чиновники уже потеряли более 30% легальных доходов и обещанное повышение жалования лишь вернет status quo.
Эксперты говорят о том, что грядущее сокращение чиновников является лишь своеобразной выборочной люстрацией по отстранению от власти неугодных сотрудников. Но самое главное – после их ухода госаппарат гарантированно не станет работать лучше и эффективней. А экономика не проведут необходимые сегодня реформы.
Все придумано до нас
«Несовершенство системы государственного управления было видно все 23 года независимости, – считает Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера. – Особенно ярко оно проявляется себя сейчас, в период боевых действий на востоке страны. Но нельзя попытаться убрать какую-то часть бюрократического аппарата, без серьезных системных изменений работы учреждений. Невозможно поменять одного министра на другого и ожидать, что ситуация хоть как-то улучшится».
«Украина страдает от того, что постоянно оглядывается на прошлое, но не пытается, похоже, думать наперед и не учитывает мировой опыт, – продолжает Устенко, – Без отказа от системы, доставшейся нам еще от советского времени, говорить о реформах, экономических преобразованиях, улучшении инвестиционного и бизнес-климата – нереально. Наша бюрократия загубит любое начинание на корню. Они мотивированы совершенно на другие вещи. И обычное сокращение количества госслужащих ни к чему хорошему не приведет.
Единственная возможность изменить ситуацию – немедленная ревизия функций всех государственных учреждений – министерств, ведомств и комитетов. Четко определить, какие функции им нужны, при этом каждый из госорганов должен выполнять какую-то одну функцию. Не может быть так, как происходит, когда круг одних и тех же обязанностей размазан по 2-3 ведомствам».
Эксперт апеллирует к Канадскому опыту проведения реформы государственного управления, которая уже через 1,5 месяца после начала проведения принесла первые плоды. Оттава внедрила институт «Специальных оперативных органов» с системой ограничения автономии новых органов власти в рамках министерств и широкое экспериментирование и диверсификация организационных форм. Численность членов правительства сократилась с 35 до 23 человек.
При этом значительно расширились полномочия провинций и властей на местах. А общая численность госслужащих уменьшилась на 15 тыс. чиновников. Но большинство из них было переведено в местные органы власти. За последние четыре года сократили еще 39 тыс. чел., многие из них трудоустроились в другие сферы государственной системы и альтернативные учреждения по предоставлению различных социальных услуг.
«В результате, Канада сократила расходы бюджета на несколько процентов ВВП», – подчеркивает Устенко.
«Мы не можем себе позволить медленные реформы, – уверен исполнительный директор Фонда Блейзера. – Если говорить о преодолении административных барьерах, то тут пригодится опыт Скандинавии с их т.н. «регуляторными гильотинами» (сокращение количества разрешений, лицензий и требований к бизнесу). Такую реформу можно провести за 2-3 недели».
Игорь Рыбалка
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас